Далёкая, манящая и одновременно отталкивающая. Гринго здесь без знания испанского якобы нечего делать, а за твоими смартфоном и зеркалкой уже выстроилась очередь вооружённых до зубов бандосов из фавел. Однако мечты о Патагонии и недоверие к стереотипам постановили: путешествию в Южную Америку быть!
Ещё более года назад начала назревать дилемма: куда поехать на новогодние праздники, чтоб и не сильно холодно, и чтоб солнце светило регулярно, и самое главное, чтоб ново и интересно в плане культуры? Страны в Юго-Восточной Азии начали заканчиваться, из доступного без визовых заморочек оставались либо часть стран Африки, либо континент, где нашей зимою лето и ходят вверх ногами - Южная Америка. Казалось, что сложить маршрут даже по туристическим местам выльется в многодневную и тяжёлую задачу, а на деле всё оказалось не сказать, что предельно просто, но и особых сложностей я не испытывал. Готовясь к поездке, по отдельным локациям и даже странам я находил лишь горстку репортажей, откуда получалось выудить ценную информацию.
И поскольку поездка прошла вполне успешно, публикую свой маршрут для ознакомления с Латинской Америкой. Несколько условий, если надумаете повторить: Вы не любите сидеть без толку подолгу в одном месте; Вы в детстве, возможно, читали "Дети капитана Гранта" и с тех пор или позднее начали грезить Патагонией и Огненной Землёй. Так или иначе, даже если Патагония Вам, как и мне ещё полгода назад, только снится, информация ниже послужит своеобразным оглавлением и вступлением к будущим заметкам о путешествии длиною в 3 недели с хвостиком, охватившем аж 4 страны континента: Аргентину, Уругвай, Чили и Бразилию.
2.
Я постараюсь ниже приберечь все метафоры и эпитеты для последующих подробных лонгридов (что ж поделать, если кратко и в режиме «и так сойдёт» писать и в 2020м не получается), а здесь дать сугубо практическую информацию общего применения и лаконичные впечатления о посещённых местах, подкрепив всё небольшим количеством на скорую руку обработанных фотографий из каждого города или национального парка.
Авиабилеты на Новый Год, как водится, лучше всего начать смотреть в июле-августе и купить хотя бы в сентябре. Улетать числа 23 декабря и возвращаться после 20 января будет ещё на 15-20 процентов дешевле, чем в пиковые даты. Но не забываем, что среднестатистический офисный трудяга, а не цифровой кочевник со свободным графиком такие вольности себе позволить не может. В конце сентября были отслежены билеты Turkish Airlines до Буэнос-Айреса с технической посадкой в Сан-Паулу. Поиграв с датами и приклеив с обеих сторон к новогодним праздникам оставшиеся 14 дней отпуска, я решил возвращаться из Сан-Паулу, сбив тем самым ещё несколько тысяч рублей.
Билеты обошлись в 62 килорубля с человека, что для пиковых дат (вылет 28 декабря) - отличная цена. В ноябре или феврале по распродаже от Turkish Вы теоретически сможете улететь за 43-45. К билетам прилагалась бесплатная стыковка в Стамбуле с отелем, позволившая лучше адаптироваться к смене часовых поясов. А напоминаю, что правила предоставления отеля у Turkish изменились не в лучшую сторону и вынужденная стыковка должна составлять более 14 часов.
3.
В начале октября у меня было много дел по работе и затем поездка на Мальту и в Италию, так что Южной Америкой я стал заниматься только в конце октября. Первое, что нужно сделать - забронировать проживание в чилийском национальном парке Torres del Paine. В конце октября почти не оставалось мест ни на какие даты в январе, они то появлялись, то исчезали, в итоге - именно вокруг них и строился весь остальной маршрут. Кемпинги или рефуджио лучше бронировать за 3-4 месяца. Далее я постепенно докупал внутренние перелёты (по Аргентине - Aerolineas Argentinas на американской версии их сайта, по Бразилии - GOL), все отели, паромы и автобусы. Со вступлением покончено, переходим к самому маршруту.
4.
Первой точкой стал, как принято считать, самый красивый город Латинской Америки - Буэнос-Айрес, о безопасности в котором тоже ходит много неприятных мифов. Достаточно носить рюкзак спереди, как делают местные, следить за карманами и не шататься вечерами и ночами по неблагоприятным районам. И не пытаться зайти с зеркалкой в руке, как Варламов, в трущобы, куда даже полиция вроде бы не заезжает. На Буэнос-Айрес вполне хватит два дня, а передвигаться по городу быстро, удобно и недорого на такси или Убере. Город с широкими проспектами и парками, правда, местами очень напоминает Испанию благодаря сохранившейся в центре архитектуре, но путешественник мгновенно понимает по общей атмосфере, что он точно не в Европе.
5.
На другом берегу залива от Буэнос-Айреса раскинулся Уругвай, страна со стабильной экономикой и тоже сильной сборной по футболу. Пока аргентинское песо лихорадит и с лета курс упал в 2 раза к доллару (самое время ехать на родину Месси, пока их песо почти равно нашему рублю), в Уругвае всё спокойно. Поэтому многие зажиточные аргентинцы покупают там недвижимость и вообще мечтают совсем свалить в Уругвай. А пока нет возможности свалить, то катаются на пароме много раз в год. Что? Чуть больше часа на пароме - и я в новой стране, где по сути, смотреть почти нечего? Едем, специально я в Уругвай всё равно не полечу.
В Уругвае туристам интересны 3 места:
1. Колония-дель-Сакраменто - старинный колониальный городок, куда прибывают паромы и где время будто бы замерло; обходится он, по всей доступной информации, примерно за 1-2 часа с залипанием на магазинчики.
2. Монтевидео - столица, наиболее очевидное направление.
3. Пунта-дель-Эсте - уругвайский курорт со знаменитой скульптурой в виде пальцев руки, торчащих из песчаного пляжа.
Я подумывал посмотреть и Монтевидео, и Колонию, но цена на комбо-билет (паром + автобус) до Монтевидео оказалась в 2 раза меньше, чем если бы я брал паром до Колонии и потом докупал автобусы. Да и камера хранения багажа на автовокзале Колонии 1го января утром вряд ли бы работала, да и городок не шибко примечательный, ещё насмотрюсь в будущем такого. Итого - Монтевидео на 2 дня, включая дорогу. На прогулки по старому городу и набережной - более, чем достаточно.
6.
Сразу с последнего обратного парома поздно вечером едем в доместик аэропорт Буэнос-Айреса - рано утром вылет в fin del mundo, конец света, на архипелаг Огненная Земля, в милый и уютный городок Ушуайя, откуда отправляются экспедиции в Антарктиду и к некоторым другим удалённым островам. По самому городку очень приятно побродить, тем более летом световой день здесь длится около 17 часов.
7.
В Ушуайе целесообразно провести 2 дня; после прилёта и заселения отправиться в порт, купить круиз по проливу Бигль на вторую половину дня, чтобы увидеть помимо живописных пейзажей обитателей этих суровых мест в естественной среде обитания - морских львов, бакланов и пингвинов (!).
8.
9.
10.
На следующий день утром снова экскурсия на полдня в национальный парк Tierra del Fuego (Огненная Земля), где Вам предоставят возможность прокатиться на самом южном поезде в мире вместе с пенсионерами (опционально), побродить немного по национальному парку, поставить при желании в паспорт большой штамп с пингвином в самом южном почтовом отделении в мире, а заодно расскажут про местную флору, фауну и немного истории Огненной Земли. На удивление, экскурсия оказалась местами очень познавательной и не занудной.
11.
В окрестностях Ушуайи можно заняться и треккингом, но он впереди в достаточном объёме. На следующее утро улетаем в Эль-Калафате, теперь мы уже точно в Патагонии, ведь Огненную Землю относят к ней далеко не всегда. Обедаем, закупаем газ для горелки и провизию, уезжаем на автобусе в городок Эль-Чальтен, расположенный недалеко от знаменитой горы Фицрой. К Фицрою и другой фактурной вершине Серро Торре из городка ходят в однодневные треккинги, либо совершают за 2 дня круговой трек с ночёвкой наверху в бесплатном кемпинге - наш вариант.
12.
Тут пришлось испытать на себе всю прелесть патагонской погоды. Днём вершину Фицроя скрывало облако, а после обеда он погрузился в густую пелену, начал накрапывать дождик. Ночью дул такой сильный ветер, что казалось, он оторвёт палатку от земли и, как Элли с Тотошкой в "Волшебнике из Изумрудного города", нас унесёт в далёкие дали. Дождь усилился, горы были затянуты, пришлось ретироваться вниз. Так что не рассчитывайте на фотографии из Патагонии, каких Вы насмотрелись перед поездкой в инстаграме, на 500px или на фотобанках - фотографы, бывают, неделями сидят, чтобы поймать нужный свет и сделать тем самые открыточные кадры. Успеваем на обратный вечерний автобус в Эль-Калафате (ехать 3 часа), залипая на пасущихся на просторах патагонских степей гуанако.
13.
Эль-Калафате - это ворота в национальный парк Лос-Гласьярес. И едем посмотреть на самый крупный и самый известный ледник Патагонии - Перито Морено. Его высота до 70 метров, а площадь превышает площадь Буэнос-Айреса. Главная забава - поймать, как от постоянно потрескивающего ледника откалывается огромная глыба и с шумом падает в воду. После нам снова нужно закупить газ и побольше еды, завтра утром - долгий трансфер в Чили, в национальный трек Торрес-дель-Пайне.
14.
С дорогой на национальный парк я выделил 5 дней, из них 3 дня чистого трекинга. В парке проложены 2 маршрута - O и W, занимающие 8 и 5 дней, если идти их очень не спеша. Мы прошли W-трек без одной ветви к леднику, потому что я сомневался, что после Перито Морено другие ледники смогут меня удивить. Мой приятель примерно в те же даты прошёл с группой полный O-трек. В последующих подробных заметках я приложу карту и распишу детали переходов и радиальных выходов, а пока парочка пейзажей.
15.
16.
В парке две основные природные достопримечательности - непосредственно, три скалы-башни Torres (см. заглавное фото), давшие название национальному парку, и массив Los Cuernos, «рога». Нам с погодой, в принципе, повезло тем, что не было сильных дождей, пару раз моросило и дуло не очень сильно. Смело рассчитывайте на все 4 сезона в течение одного дня - это Патагония, детка! Опять же, хотите красивые кадры как у Петруся, заложите побольше дней, потому что погода в Патагонии - штука непредсказуемая. Идёшь в футболке, а через 5 минут спешно надеваешь флиску и куртку, вдобавок напяливая дождевик. Какие уж там закаты и чистые от облаков вершины, фотографы в Торрес-дель-Пайне могут ещё дольше сидеть и ждать удачи, чем у Фицроя. Торресы не всегда видно, а ведь кто-то приезжает в парк с однодневной экскурсией, длящейся всего несколько часов. Покатают по кругу по обзоркам, а можно и ничего не увидеть кроме облачной завесы.
17.
18.
Но в любую погоду суровая природа Патагонии - это любовь с первого взгляда, а уж фауна - то пасущиеся вдоль дорог стада гуанако и страусов, то вообще потерявшие страх лисы, ворующие плохо припрятанные тапки и еду из кемпингов, то зайцы, то парившие в небе кондоры, то умные птицы каракары, разгуливающие около Вашей палатки в поисках съестного. Если повезёт, встретите и главного местного хищника - пуму, а там уж сами разбирайтесь, как не пробудить в ней агрессию, если инструкции с плакатов от рейнджеров парка не сработают.
19.
В Чили мы ещё точно вернёмся в будущем: Сантьяго, Вальпараисо, остров Пасхи, пустыня Атакама - в это вытянутой вдоль Анд стране много всего живописного, примечательного и интересного. А трансферный автобус возвращает нас в Эль-Калафате, откуда на следующий день улетаем обратно в тепло к водопадам Игуасу с пересадкой в Буэнос-Айресе.
20.
Смотреть их можно и с аргентинской, и с бразильской стороны. Бразильская сторона предлагает панорамные виды, на аргентинской Вы подходите вплотную к срывающимся вниз потокам воды, включая знаменитую «Глотку дьявола». После тихой Патагонии мы попали в шумный туристический ад. На бразильской стороне народа почему-то гораздо меньше и всё поприличнее выглядит, а местные еноты, т.е. носатые коати, снуют под ногами и клянчат еду у туристов с обеих сторон.
21.
На бразильской стороне прямо через дорогу расположен парк птиц, рекламой которого увешаны и Пуэрто-Игуасу, и Фоз-де-Игуасу. Попугаями, фламинго и колпицами после сингапурского Jurong уже не удивить, зато можно посмотреть на редкого хохлатого орла-гарпию, забавных туканов и, главное - в павильоне с бабочками живут колибри! Первый раз я вживую увидел эту крохотную юркую птичку и тщётно пытался её сфотографировать.
22.
Засчитывать за посещение родины Пеле и Неймара однодневный визит на водопады Игуасу и в парк птиц - совсем не по-пацански. Надо бы ещё что-нибудь занятное накинуть. С обеих сторон Игуасу отправляются бюджетные автобусы в Парагвай, и если бы отпуск выдался на пару-тройку дней длиннее, я бы добавил посещение и этой не шибко примечательной страны в маршрут. Смотреть в Парагвае вообще нечего, можно ограничиться столицей. В другой раз, придётся залетать отдельно в одном из будущих путешествий по другим странам Южной Америки.
Вылет домой из Сан-Паулу, но Сан-Паулу - огромный, скучный и небезопасный мегаполис с бело-серыми небоскрёбами. Рыбалка на амазонских пираний в Манаусе - тоже не для нас развлечение. Есть национальный парк Пантанал, где можно со считанных метров снимать охотящегося ягуара и другую живность, но сие удовольствие дорогое, не на пару дней, есть сезонность и бронировать стоит сильно заранее. В общем, Пантанал тянет на отдельное фото-путешествие и точно не приоритетное. Остаётся Рио-де-Жанейро, воспетый Остапом Бендером и романтизированный нашими соотечественниками после просмотра сериалов в 90е и в мечтах о пляжах, самбе и карнавале.
23.
Вероятно, сказалась Патагония, но Рио вообще не зашёл, ещё и снимать спокойно и всё, что хочется, не получится. Копакобана - пляж и пляж, ничего особенного. Колониальная архитектура в центре есть, но зеркалку там доставать не советуют. Есть гипер-популярные в любую погоду обзорки на Сахарной Голове и Корковадо у статуи Христа-Искупителя. Только помните, что лето в Рио - это не только жара, но и периодические затяжные дожди. Почти весь первый день из полутора отведённых на этот своеобразный город шёл дождь, поэтому планы пришлось перекраивать и выкидывать посещение хотя бы Сахарной Головы. В дождь в Рио можно забуриться в один из музеев - например, "Музей будущего" по проекту Сантьяго Калатравы и непременно сфотографировать неподалёку самый большой мурал в мире от бразильца Kobra, нарисованный к Олимпиаде.
А воспетая красота Рио сильно зависит от погоды - повезло, так не жалей денег и заранее окопайся на Сахарной Голове в ожидании заката, чтобы наделать тех самых открыточных кадров, привлекающих в этот совсем небезопасный город столько туристов. Если не ходить везде в золоте и с зеркалкой в руке - Рио ничуть не опаснее Буэнос-Айреса. А не повезло с погодой - ничего особенного, обычный грязноватый город, подкупающий своим неповторимым ландшафтом и проходящим каждый год карнавалом.
24.
Летим из Рио до Сан-Паулу, где пересаживаемся к любимым Turkish Airlines. Всё путешествие с трансатлантическими перелётами продлилось 24 дня. Особых неудобств незнание испанского не причинило, в Патагонии и на Огненной Земле везде хоть как-то работники отелей, кемпингов, продавцы в магазинах и официанты говорили по-английски, в Монтевидео, кстати, тоже. В Рио дальше отеля и кроме музея - только португальский. Оффлайн-переводчик, в любом случае, в такой поездке - вещь незаменимая.
25.
Общую сумму потраченных денег я не считал, а если бы и посчитал, то не озвучил - можно съездить как дешевле, так и сильно дороже. Страны не сказать, что прям дешёвые, но и не запредельно дорогие. Приличные отели и Bed & Breakfast стоят столько же, сколько и в Европе - 50-70 $ за ночь, в Рио дороже на безопасной Копакобане. По хостелам и дормитори - не в мой адрес вопрос. Еда по-разному: в Уругвае московские цены, в Аргентине в зависимости от города, в Бразилии аналогично. По Чили ничего сказать не могу, поскольку был только в национальном парке, еда там в силу удалённости от цивилизации в кемпингах очень дорогая, лучше всё тащить с собой в рюкзаке. А про Чили, в целом, пишут, что страна гораздо дороже соседей - в будущем проверю.
Внутренние перелёты в Аргентине необоснованно дорогие, даже если бронировать сильно заранее; лоукостеров в стране на этих "хлебных" направлениях пока нет и не предвидится: например, из Буэнос-Айрес в Ушуайю в один конец с багажом по ценам для гринго - 15000 рублей, Ушуайя - Эль-Калафате - 10500 рублей. Но никто и не обещал, что стоит только выловить билет через Атлантику, а дальше уже всё по привычным европейско-азиатским ценам. Любители сэкономить на транспорте, имеющие в своём распоряжении безграничное время, могут пользоваться услугами междугородних автобусов и автостопом.
Остальные подробности я раскрою в последующих заметках, не в стиле сухих отчётов с форума Винского, но коснусь подробнее отдельных нюансов. Потому что планируя маршрут, стыкуя рейсы и выискивая расписание автобусов и трансферов, пришлось тщательно перелопатить кучу сайтов, блогов, в том числе, и на английском языке. Если у дочитавших пост уже назрели вопросы, отвечу сразу ниже в комментариях. Как Вам такой маршрут для знакомства с Латинской Америкой? Keep it locked!
Понравился пост?
Подписывайтесь на обновления журналаЕсли Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в
VK,
Facebook и
Instagram.