Гьянтзе: монастырь Пелхор Чходе

Jun 14, 2015 19:09


По пути из Лхасы в Шигатзе мы заехали в город Гьянтзе, где после "культурной революции" остались практическими нетронутыми уникальные буддийские объекты, датирующиеся XV веком - монастырь Пелхор Чходе и ступа Кумбум. Строительство Пелхор Чходе началось в 1418м году под руководством Кхедрупа Чже, одного из учеников мастера Цонкапы, и было закончено спустя 7 лет. Множество статуй и фресок внутри сохранились с тех пор в оригинальном виде.



Полотно с основными буддийскими символами: раковина (символ вести о просветлении Будды и о возможности каждого реализовать природу Будды), зонтик (символ защиты от препятствий), колесо закона (символизирует Дхарму - учение, слово Будды), знамя (символ победы Дхармы над неведением), бесконечный узел (символ вечности и взаимозависимости всех явлений во Вселенной), рыбы (символ преодоления океана сансары и достижения нирваны), лотос (символ святой любви и святого сострадания) и драгоценный сосуд (символ долгой жизни и здоровья).

2.

Буддийская троица бодхисаттв: Манджушри (бодхисаттва мудрости, тиб. Джампейянг), Авалокитешвара (бодхисаттва сострадания, тиб. Ченрези) и Ваджрапани (бодхисаттва силы, тиб. Чана Дордже) - в окружении гневных божеств.

3.

Один из больших залов монастыря посвящён дхьяни-буддам. Перед глазами паломников, совершающих обход вокруг центральной статуи, по очереди предстают будды пяти элементов. Первым - рождённый из драгоценности, Ратнасамбхава, будда южного направления, телом жёлтый или золотой, олицетворяющий элемент земли. В левой руке Ратнасамбхавы находится драгоценность, исполняющая задуманное. Правая рука развёрнута ладонью наружу в варада-мудре (жесте даяния блага, что символизирует щедрость). Ратнасамбхава символизирует непредвзятость в оценке явлений и уравновешенность, щедрость, богатство (материальное и духовное) и доброту.

4.

Непоколебимый или бесстрастный Акшобхья, будда восточного направления, имеет тело синего цвета и символизирует элемент воды. Правой рукой Акшобхья касается земли, в левой руке он держит ваджру, символ своего семейства (здесь отсутствует). Также Акшобхья олицетворяет «знание зеркала», являющееся чистым сознанием. В этом зеркале возникают и отражаются все возможные формы и образы, но само зеркало остаётся незамутнённым, и ничто не может повлиять на его чистую природу. "Знание зеркала" - понимание иллюзорности и пустотности всех явлений.

5.

Будда безграничного света, Амитабха представляет элемент огня и западное направление. Огонь не только обжигает, но и дарит тепло, поддерживающее нашу жизнь, и свет, озаряющий нам дорогу. Тело Амитабхи красного цвета, руки сложены в медитативной дхьяна-мудре, на которой покоится лотос, символизирующий очищение от привязанностей. Амитабха олицетворяет способность различать и признавать многообразие вещей в единстве. У будд и бодхисаттв такое знание проявляется как мудрость, позволяющая им понимать точку зрения различных живых существ, чтобы помочь каждому отдельному существу выбрать тот способ, который наилучшим образом соответствует его характеру и склонностям.

6.

На севере мандалы находится будда безошибочного достижения, Амогхасиддхи, телом зелёный и символизирующий элемент воздуха. Зелёный цвет ассоциируется с юными силами и неуёмной энергией природы. Он предполагает свободу и пространство для самовыражения и расширения сферы влияния. В левой руке Амогхасиддхи находится двойная крестообразная ваджра, а правая рука сложена у груди в мудре защиты и благословения. В Амогхасиддхи воплощено «знание свершения действия». Осознав природу реальности, её единство и многообразие, человек должен быть готов перейти к действиям, опирающимся на это знание.

7.

В центре зала - статуя четырёхликого будды Вайрочаны, озаряющего, лучезарного и сияющего во всех направлениях. Вайрочана символизирует центр мандалы мироздания и элемент эфира или пространства. Тело Вайрочаны белого цвета, что олицетворяет собой чистоту и пустотную сущность пробужденного ума. Руки будды сложены на уровне сердца в жесте учения: пальцы сомкнуты в окружность, символизирующую колесо дхармы.

8.

В Вайрочане воплощены совокупность времени и пространства и всеобъемлющее знание, он символизирует неразрушимое тело всех будд. Вайрочана дарит миру свет и наставления Будды Шакьямуни во всех направлениях.

9.

Между статуями дхьяни-будд расположены статуи божеств относящихся к практикам тантрического божества Сарвавид.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Будда Шакьямуни изображён сидящим в лотосе. Его левая рука лежит на бедре с ладонью, развернутой вверх, и поддерживает горшок монаха для подаяний пищи, а правая рука касается у правого колена земли. Слева и справа - Майтрейя и Манджушри. Внизу видны статуи Цонкапы и его учеников. По сторонам - портреты Далай Ламы XIII, последнего Панчен Ламы X и нынешнего Панчен Ламы, избранного китайцами. Местонахождение тибетского мальчика, признанного воплощением Панчен Ламы, уже много лет неизвестно.

19.

Бодхисаттва Ваджрапани, "держащий ваджру", является манифестацией будды Акшобхьи и символизирует силу просветлённого ума. Чаще всего Ваджрапани Вы увидете изображённым в гневном аспекте. Бодхисаттва с телом тёмно-синего цвета стоит с широко расставленными ногами, в правой руке он держит ваджру, а левая рука подтянута к груди в жесте подчинения вредоносных энергий. Пространство вокруг него всегда пылает. Ваджрапани носит тигровую шкуру вокруг талии, как махасиддхи. На голове - корона, во лбу - око мудрости, а на шее Ваджрапани помимо ожерелья можно разглядеть змею.

20.

Бодхисаттву сострадания и бесконечной любви Авалокитешвару можно встретить в форме тысячью руками и одиннадцатью лицами. По легенде, бодхисаттва дал клятву, что «ни на одно мгновение не оставит ни одно живое существо, пока оно не будет спасено из сансары, даже если придется пожертвовать собственным миром, покоем и радостью", но когда осознал, насколько трудна и, возможно, даже непосильна данная задача, его голова не выдержала и раскололась на несколько кусков. Будда Амитабха и Ваджрапани придали телу Авалокитешвары новую форму: тысячи рук с глазом в центре каждой ладони смогут дотянуться до всех живых существ. Руки характеризуют просветлённые действия, а глаза являются символом мудрости. В два ряда над центральной головой расположены ещё шесть - красного, белого и зелёного цветов. Выше - голова Ваджрапани синего цвета, а на самом верху - маленькая голова красного цвета, принадлежащая Амитабхе.

21.

По идее, рядом с Авалокитешварой и Ваджрапани должен находиться Манджушри. Но здесь слева сидит в лотосе, судя по мудрам, Майтрейя. Хотя обычно его изображают сидящим на троне с опущенными ногами.

22.

Судя по по поднятой правой руке (на первом фото), перед нами - будда прошлого, Дипанкара. Хотя каждый раз в монастырях видишь какие-то отличия и снова теряешься, особенно такое происходит в соседствующей с Пелхор Чходе ступе Кумбум.

23.

24.

Напоследок нас пустили в комнату с протекторами, божествами-защитниками, но снимать там не разрешили.

25.

В следующем посте будем бродить по комнатам ступы Кумбум, чьё название переводится как "100000 изображений", и будем пытаться различить будд, бодхисаттв, йидамов, архатов и т.д. Keep it locked!

Другие посты о Тибете:

Бирюзовое озеро Ямдрок Цо


Пещеры Драк Йерпа


Монастырь Гандэн



Добавить журнал в друзья

Тибет, фотге, trips

Previous post Next post
Up