Цивилизация всё больше проникает к Кайласу

Apr 21, 2013 17:01


Недавно на сайте одного турагентства, организовывающего поездки к Кайласу, обнаружил новость, что увеличилась стоимость посещения этого региона. Этого стоило ожидать, но дополнительные 50-100 юаней всё равно погоды не сделают. Насторожило другое - введение государственных автобусов.
Один будет следовать вокруг озера Манасаровар. При этом непонятно, будет ли разрешён проезд частному транспорту по этому маршруту. Кора вокруг озера Манасаровар не так часто входит в программы турагентств, но ограничивать таким образом желающих её совершить - полный беспредел. Последние два года мы обязательно совершали Кору вокруг священного озера на джипе, останавливались там, где хотели, гуляли и фотографировали сколь угодно долго. Если же введут автобус, свобода действий туристов, фотографов и паломников будет существенно ограничена.
Второй автобус, а видимо, их будет даже два, будет ездить от Дарчена до поляны Дарпоче и от последнего поворота Коры на спуске к плато Барка до Дарчена. То есть те ухищрения, которыми пользуются тур-операторы, чтобы их клиенты поменьше устали, теряя сакральный смысл Коры, теперь китайское правительство решило узаконить. А точнее срубить на этом денег, говоря простым языком. Аргументируют сохранением экосистемы Кайласа и примыкающих территорий. Цепляются за тот факт, что чортен Кангни, расположенный у поляны Дарпоче, называют "воротами Коры". Но Кора означает "обход вокруг священного места". Автобусники разрывают круг Коры и полноценного эффекта от её прохождения не получают. После возвращения из паломничества 2011го года я уже писал об этом; видел вереницу джипов и автобусов, следующих к Дарпоче, в 2012м году. Но знающие и чтящие традиции паломники так и будут идти Кору полностью пешком.



В этом мае я у Кайласа не побываю, да и осенью вряд ли. Получается вынужденный перерыв, поэтому стоит думать уже о 2014м. Какие ещё изменения будут вносить китайцы около Кайласа, мы узнаем со временем. Но направление их мысли понятно - сделать Дарчен более приспособленным для западных туристов - новые гестхаусы, интернет, автобусы и т.д. Спрос же есть, а о традициях прохождения Коры не все приезжающие знают. Самым страшным сном станет строительство канатной дороги через перевал Дролма Ла. Искренне надеюсь, что до этого дело не дойдёт, хотя сложно загадывать, видя происходящие изменения и неприкрытый коммерческий интерес китайцев в облагораживании региона Кайласа.

Тибет, info

Previous post Next post
Up