Ты был нашему Брату Отцом.
Ни единым кадром не врал.
Мы ответим огнём и свинцом.
Мы клянёмся Тебе, Генерал!
Нас Данила стрелять научил.
Нас колоть научил Кочегар.
У нас хватит ума и сил,
Взять Чикаго и Кандагар
Самая сильная и, совершенно неполиткорректная статья о Великом Русском Режиссёре, перепечатана вручную из газеты "Новый Петербург" от 23 мая 2013 года
Автор - Денис Усов
РЕЖИССЁР БАЛАБАНОВ СКАЗАЛ ФИЛЬМАМИ ВСЁ
Он никогда не входил в приблатнённый мир гламурной артистической тусовки. Одевался, как придётся: кеды, джинсы. Не за формой следил,а за содержанием. Пару лет назад его, приняв за бомжа, даже избили менты на Московском вокзале, ну, вобщем, каждый с этим сталкивался. Он всегда удивлял своими фильмами,оставляя за каждым зрителем право самому делать выводы, такие,на которые способен каждый. Кто-то видел в фильмах Алексея Балабанова кровь, грязь и безысходность, а кто-то, словно оттолкнувшись от дна, находил в себе силы всплывать наверх, вздохнуть чистым воздухом. Его кино било в точку, возможно, мы даже не всегда понимали, куда нацелен его творческий замысел. С "Братом" всё понятно. Эти фильмы появились в самые тяжёлые годы современной русской истории, пока вся демократическая шобла во главе с нынешними правителями резвилась, раздербанивая страну и уничтожая русских, когда войну в Чечне здали врагам предатели типа Березовского и Лебедя. Балабанов зделал фильм,где показал настоящего героя нашего времени. Данила Багров, придуманный режиссёром и исполненный Сергеем Бодровым, стал надеждой русских на возрождение. Брошенный и никому не нужный, замерзающий на набережной Невы, в пасмурный питерский вечер, смолящий в кулак, дабы не светить огоньком, но сумевший победить, таким мы запомним "Брата". Мне кажется, что и сейчас я чувствую холодящий ветерок, закрадывающийся ему под куртку.
Многие ждали от него крутых боевиков в стиле "Данила Багров уделывает Америку", но он понял,история с Америкой уже проиграна, можно сколь угодно клеймить тупых американцев и рассказывать истории о победе русских богатырей, но в той битве нас, русских, уже сдали. Линия фронта давно перешла границы нашей страны. Теперь Балабанов словно переписал новейшую историю, были "Жмурки", вроде как угарная комедия, а на деле фундаментальная основа для того, что было потом в его фильмах и нашей жизни. Откуда все те,кто сейчас олигархи и уважаемые люди? Да вот оттуда, такие, смотрите и помните. Никакого истеблишмента, никакой элиты. Простые и жестокие убийства, передел награбленного, предательства интересов страны и друг друга - вот основа всех без исключения капиталов, правящих нынче в России. Ну и что мы хотели, чтобы они и их потомки служили на благо Родины? Балабанов всё это показал,рассказал, донёс до нас и до наших потомков эту сокральную правду в развлекательной и смешной форме. В такой ироничной, чуть ли не комедийной ужастиковой смешилки. Смяться или плакать решит каждый сам.
Если кто не понял, то тогда примочка похлеще скипидара -"Груз 200". Вот от чего содрогнулись все, кто смотрел фильм. А что мы думали, другое придворное офицерьё повылезало на волне реформ и прочего из таких глубинок и заняло высокие правительственные кабинеты? Да нет,конечно же. Именно такое.
Автор сих строк в своё время одолжил съёмочной группе Алексея Балабанова свой красный запорожец, теперь уже увековеченный в самом противоречивом фильме режиссёра, ну, тот самый, на котором ездит главный герой фильма. Мне думается, что Балабанову всегда было безразлично, что скажут о его шедеврах критики, журналисты, коллеги по цеху и даже зрители. Он гнул свою линию, так как считал нужным, адресуя потомкам не столько информацию о нашем времени,сколько эмоциональную окраску происходящего,ощущуения. Помните финал "Груза": двое идут по утреннему городу. Да, именно таким и был Питер в конце 80-х, именно так веяло утренней прохладой в канун приближающейся смуты. Он, Балабанов,это помнит, я тоже помню, и зрители из поколения сегодняшних детей тоже будут знать и чувствовать это ощущение. Тогда и становится ясно, из чего и как всё докатилось до сегодняшней катастрофы.
Затем он снял и "Морфий" по произведениям М.А.Булгакова, целая история о деградации человеческой души, всего от одного укола, якобы, спасительного наркотического раствора, капля по капле из хранителя человеческого здоровья, земского врача уходит всё человеческое,он теряет всё, опускается на самое дно. И вот уже картавый комиссар, не годный год назад ему и в подмётки, уже указывает ему что делать, унижает его и приводит к погибели. Ничего не напоминает? У Булгакова этого нет, а вот у Балабанова есть, не о судьбе ли многострадального русского народа поставил свои фильмы Алексей Октябринович?
Теперь один в поле не воин, любой герой всегда падёт перед мощной административной машиной,многие сами сдались нашей чудовищной системе, убивающей, по-сути,всё живое. Героев хватает, но непросто вырастать из под гнёта невежества, лжи и пустоты, которыми наградили наше время нынешние правители России. Но Балабанов и здесь,видно, считал иначе. Появился "Кочегар". Страшный тяжёлый фильм. И смерть человека, смерть не такая, как с Бельмондо в "Профессионале". Никаких бравурных слов, вскидывания рук и прочей чепухи. Просто и быстро,жёстко и действенно. Полагаю, те, кто давал Алексею это понимание, знали,как это на самом деле происходит. Да, и он, приехавший в начале 90-х в Питер из далёкой свердловской глубинки, понятное дело, имел представление. Пусть знает и зритель. Сколько мальчишек, насмотревшись советских фильмов про войну скриками "Ура!", бежали в полный рост из разбомбленных домов Грозного на автоматы боевиков и пули снайперов? Кто ответит за их безсмысленную погибель, где те режиссёры, что снимали смерть, не зная,как это бывает на самом деле?После фильмов Балабанова не побегут,будут бороться и побеждать. Хотя бы только за это ему,ушедшему гению наш земной человеческий поклон.
Я сразу же посмотрел последний фильм Балабанова "Я тоже хочу". Лично для меня это кино всегда было событием, я ждал его, всматривался в кадры, отмечал детали,вслушивался в диалоги,точные,ёмкие,ничего лишнего.И каждый раз я получал совсем не то , что ожидал. Всякое новое кино направляло мои мысли и мои рассуждения совершенно по иному, порой по неведомому мне самому маршруту. Вроде и люди те самые, те же, каких я вижу вокруг себя, а выводы выходят совсем другие. После просмотра фильмов Балабанова им нужно было ещё дозревать внутри сознания, они как будто начинали произрастать зерном, брошенным в благодарную почву. Что вырастет и какие мысли будут рождаться зависит и от зерна, и от почвы. Поэтому и оценки творчества Алексея Октябриновича разные. Но наши враги его сразу идентифицировали, они сразу поняли, этого выпускать нельзя. Он как великие русские герои - Есенин, Гагарин, Матросов, Багров, - те, до кого ещё недавно можно было дотянуться рукой,способен что-то перевернуть в сознании людей, чтобы не шёл народ как стадо баранов на убой, считая великой радостью ипотеку на сто лет вперёд и право разок смотаться на недельку в Египет.
Последний фильм, как и водится пророческий. Он знал, что уходит. В финале фильма он сыграл сам себя, режиссёра, пришедшего на край света в старую заброшенную церковь в поисках счастья. Счастья там хотели все, отсюда и название фильма. Не нашёл он там своего счастья, умер на пороге церкви. Может в этом и есть последнее послание творца. Будем искать счастье здесь, среди своих близких, среди нас самих, пока живы и способны бороться. Каждый поймёт сам то, что произрастёт. Вечная память.