За последний месяц вологодская литература несколько раз становилась предметом активного обсуждения для вологодского сообщества, в том числе в связи с выходом первого номера газеты «Вологодский литератор». Читая комментарии, я довольно часто встречала пренебрежительные фразы и утверждения об авторах-вологжанах, не имеющие никакого отношения к реальному положению дел в вологодском искусстве слова. Постараюсь проанализировать эти фразы, причины их возникновения, и рассказать, как обстоят дела по-настоящему. Постепенно буду выкладывать материалы в своем блоге. Сегодня рассмотрим такую фразу:
«Вологодских авторов никто не издает и не читает».
Проанализируем факты. Я сделала подборку публикаций поэтов и писателей Вологды за последние месяцы. Поскольку издательский год только начался, и три месяца - это все-таки очень небольшой период, я включила в подборку еще и декабрь. Обратите внимание: в мой список попали публикации преимущественно из «Журнального Зала» (но не только). ЖЗ - это портал, на котором выкладываются номера главных литературных изданий страны. Печататься в них - это своеобразный знак качества, показатель престижа. Чтобы попасть в толстый журнал нужно пройти строгий многоуровневый отбор и последующую работу с редактором (иногда с несколькими редакторами).
Я не претендую на полноту списка. В него вошли лишь те авторы, о факте публикации которых я знаю. Кроме того, вологжане, не имея собственного литературного журнала, регулярно находят «приют» у соседей - в карельском «Севере», архангельской «Двине» и других региональных изданиях, которые не являются участниками проекта «Журнальный Зал». То есть реальный список за четыре месяца гораздо длиннее, полнее и разнообразнее.
Журнал «Знамя», 2014, №3 - Мария Маркова
http://magazines.russ.ru/znamia/2014/3/5m.html Журнал «Дружба народов», 2014, №2 - Ната Сучкова
http://magazines.russ.ru/druzhba/2014/2/5s.html Журнал «Сибирские огни», №12, 2013 - Лета Югай
http://magazines.russ.ru/sib/2013/12/6u.html Журнал «Октябрь», №12, 2013 - Антон Черный
http://magazines.russ.ru/october/2013/12/18ch.html Журнал «Октябрь», №12, 2013 - Наталья Мелёхина
http://magazines.russ.ru/october/2013/12/23m.html Альманах «Охотничьи просторы», №1, 2014 - Наталья Мелёхина, Светлана Дурягина
http://www.ohot-prostory.ru/ «Петербургская газета» от 10 февр. 2014 г. - Наталья Мелёхина
http://petrogazeta.ru/fiction/33/ Теперь посмотрим на книги, вышедшие в 2012-2014 год. Именно этот период считается общепринятым для рецензирования у критиков: книги, вышедшие за два последних года подлежат оценке в текущем году. Это негласный закон «ЖЗ». Опять же обзор будет далеко не полным, поскольку повторю: я - рядовой рецензент вологодской газеты - не могу знать все обо всех. Кроме того, я возьму только столичные издания наших авторов. И так:
1) в 2013 году в издательстве «АСТ» вышла книга вологжанки Елены Беловой «Мать-ехидна, или записки уборщицы-интеллектуалки»: это развлекательная, модная сейчас Интернет-проза очень хорошего качества;
2) громким событием в российской литературе стала книга «Шаламов» из серии ЖЗЛ (издательство «Молодая гвардия», 2012 год), автор - вологжанин Валерий Есипов: критику на книгу в 2013 году разместили практически все главные толстые журналы России, да и сам текст отрывками печатался в «Дружбе народов»;
3) не менее громким событием стал отказ череповчанки Елены Колядиной публиковать печатные версии своих романов: в 2013 году Елена выложила в Сети свой роман «Под мостом из карамели» на сайтах, продающих электронные версии книг;
4) вологжанка Галина Щекина напечатала роман «Тебе все можно» в московском издательстве «Авторская книга», причем деньги на издание писательница получила в качестве премии за 3 место в конкурсе «Народный писатель» на портале «Проза.ру». В этом конкурсе голосуют за авторов сами читатели, причем для незарегистрированных пользователей голосование было платным. Напомню, что Проза.ру - самый крупный литературный портал страны. Это к вопросу о том, что «вологжан никто не читает». Оказывается, не только читают, но и платят деньги, чтобы за них голосовать...
5) а также платят деньги, чтобы их издавать. Писатель Сергей Алексеев, считающий себя вологжанином, собрал деньги на выпуск книги «Сорок уроков русского языка» в Интернете силами поклонников своего творчества. В 2013-м году у Алексеева вышло две книги - «Изгой Великий» и уже мной упомянутая выше «Сорок уроков...». Издательство - «Страга Севера».
6) детская писательница из Череповца Галина Гордиенко регулярно издает свои книги в издательстве «АСТ»: в период с 2004 по 2012 года их вышло так много, что я не могу назвать все, тем более, что некоторые переиздавались. В основном ее романы рассчитаны на девочек-подростков и пользуются популярностью именно у юных читательниц по всей стране. Заглянула в Интернет-магазин «ОЗОН»: многие книги уже не купить - давно распроданы. Есть и юные коллекционерки ее романов. Кроме того, в 2012-м году Галина Гордиенко издалась в серии «Эксмо» «Большая книга ужасов». Она стала автором выпуска №40. Напомню, что серия выходит под личным патронажем классика детской литературы Эдуарда Успенского. Это он выбирает авторов, достойных публиковаться под его «маркой».
7) Мария Маркова «Соломинка». Книга выпущена в московском поэтическом издательстве «Воймега» в 2013 году. Первый солидный сборник поэтессы, получившей Президентскую премию для молодых деятелей культуры. Опять же был замечен российской критикой, как и книга В.Есипова «Шаламов». Замечен и номинирован на Волошинскую премию, где вошел в шорт-лист. В читательском голосовании на этой премии «Соломинка» заняла 3-е место. К слову, в издательстве «Воймега» печатались и некоторые другие авторы-вологжане, например, там вышла знаменитая теперь уже книга Наты Сучковой «Деревенская проза». Знаменитая, потому что редкая книга получает столько премий, сколько эта.
8) Ольга Фокина. «Маятник». Издательство «Классика», 2013 год. Книга вышла небольшим тиражом - всего 1000 экземпляров, все они попадут в библиотеки Вологодской области. Сборник «Маятник» подготовлен при содействии Правительства Вологодской области. В «Маятник» вошли избранные стихотворения, написанные Ольгой Фокиной с 1956 по 2012 годы. Это ее лучшие произведения, которые по праву считаются классикой не только вологодской, но и всей отечественной поэзии.
9) кроме того, включу в обзор эту книгу - Светлана Дурягина. «Синозерский пустынник». «Православная религиозная организация Архиерейское подворье Воскресенского собора г. Череповца», 2013 год. Книга вышла не в Москве, но поскольку тематика православная, произведение прошло экспертизу в Издательском Совете Русской православной церкви. Это сложнейшая и строжайшая процедура. Такой «экзамен» выдерживают далеко не все авторы. Мало того, что оценивается фактическая и художественная сторона текста, так еще и нравственный посыл.
Вывод: анализ фактов показал парадоксальную вещь. Оказывается, в периодике вологодским авторам гораздо легче напечататься в Москве и Санкт-Петербурге, чем в родной области. Все потому, что у нас нет собственного литературного журнала или газеты. "Лад" выходит не регулярно, "Вологодский литератор" предназначен только для членов Союза писателей России. Возможно, именно поэтому возникло клише «вологодских авторов не издают и не читают». Не все знают о существовании «Журнального зала», не все следят за литературными обзорами. Это вопрос о том, насколько широк кругозор читательской аудитории.
Как видите, и в книжном варианте вологжан активно издают и столь же активно читают, но - увы! - не на родине. К примеру, очень странно, что в Вологодской области до сих пор нет местных изданий М.Марковой, Н. Сучковой, Г.Гордиенко. Я бы даже сказала, стыдно, что их нет. И самое главное - от отсутствия этих изданий страдают вовсе не авторы. Будьте уверены - в столицах их издадут еще не раз. Страдают вологодские читатели, которые рискуют так и не узнать о том, что их земляки - выдающиеся писатели и поэты.
При этом я не беру в расчет личное отношение читателей к перечисленным авторам: возможно, кто-то любит Алексеева, но совсем не нравится творчество Колядиной, а кто-то - читает Колядину, но ему не интересна Фокина. Для развития литературы эти оценочные суждения не имеют никакого значения. Любите кого хотите, но все авторы из списка имеют свою читательскую аудиторию, нравится Вам это или нет. Если Вы к этой читательской аудитории не относитесь, то это не значит, что поэта/писателя не читают.
Если бы я издавала литературный журнал в Вологодской области, все авторы, перечисленные мной в этом материале, были бы в него включены обязательно. Независимо от того, как я отношусь к их творчеству. Это не важно, важно, что именно они делают вологодскую литературу такой, какая она есть. Может быть, я взяла бы их не в один номер, но публиковала бы регулярно - это точно! Добавились бы и еще некоторые фамилии из не очень длинного, но и не короткого списка. И нашлось бы место для дебютантов.
В следующий раз проанализируем утверждение «Современные авторы все плохие, я читаю только классику».