Варна-Новороссийск-Констанца-Сочи, 3 мая - 25 мая 2014 года.
В 2011 году я пришла в мир паруса, а конкретнее, в состав экипажа яхты Л-6 “Лена”, принадлежащей Центральному яхт-клубу. Принимала участие в гонках “100 миль”, Парусная неделя, Гогланд-рейс. Кроме этого, ходила в море вместе вместе с ребятами на гичках “Проекта Штандарт”. В ноябре 2013 я попала на встречу “Ходили мы походами”, организованной в конце навигации ГУМРФ им. Макарова при поддержке Морского Совета Санкт-Петербурга. Там познакомилась с экипажем яхты “Акела”. Попросилась в команду на грядущую гонку Tall Ships Regatta на Чёрном море.
Приезд в Варну
По приезду в Варну я наконец ощутила потрясающее чувство, что наконец добралась до места, которое уже несколько месяцев представляла себе. Регата начинается, ура. Флот по-тихоньку собирается в порту. Команды изучают обстановку.
В день открытия после официального толкания речей на приветственной сцене выступали болгарские коллективы народной самодеятельности. Запомнились дети в национальных костюмах, играющие в оркестре на струнных инструментах, похожих на лютню, гитарах и даже волынке.
По части бытовых нужд на месте нашей стоянки ледяная вода в душе ошарашила. В итоге нас спас огромный открытый бассейн неподалёку, куда мы ходили плавать каждое утро и где можно было принять тёплый душ. “Порадовали” офицеры связи (Liaison officers). Это такие ребята, которые по идее должны помогать команде в её перемещениях на берегу, информировать о программе мероприятий и изменениях в ней. Однако, бывало, они спрашивали у нас, у подопечной команды, во сколько начинается открытие или капитанский ужин.
Сама Варна оставила непонятный отпечаток начавшейся весны, но ещё не расцветшей. Было холодно и ветрено, шли дожди и туман покрывал всё вокруг.
Наша команда.
Жизнь на гоночной яхте проще, чем на круизной. С утра убираешь лодку, моешь её. Если нет мероприятий, на которые нужно обязательное присутствие, отпускают в город. На берегу соблюдался строгий режим: подъём в 8, завтрак в 9, отбой в 23, изредка во время crew party разрешали погулять до 24.
Самое главное, мы - команда. Когда работаешь и живёшь бок о бок в узких условиях, понимаешь, насколько разные могут быть люди. Учишься уживаться и получать удовольствие. Зато в море чертовски приятно работать с профессионалами, которые знают своё дело. Здесь всё, как в обычной жизни: к успеху приводят не только воля к победе, но дисциплина и каждодневный труд.
Гонка Варна - Новороссийск
Перед стартом гонки проходил Парад Парусов. Президент Болгарии на военном судне приветствовал наш флот. Корабли расправляли паруса, как гиганты расправляют плечи перед схваткой.
На яхте работа была организована по вахтам. Каждая вахта - 6 часов, моя совпадала с капитанской и приходилась на время с 4 до 10 и с 16 до 22. Привыкла к такому режиму быстро, скоро вахты щёлкались как орехи. Хочу сказать, Чёрное море тёплое, ветер даже если сильный, но не обледеняюший, как на Балтике, волна относительно не высокая. Вначале штиль, на вторые сутки начался шторм, да такой, что подрывалась вся команда, рвались паруса. Первые два дня я только спала и боролась с морской болезнью, сидя на открене. Потом прикачалась и жизнь стала веселее. Можно было даже есть яблоки и бананы.
И море вокруг. Встречаешь рассветы, любуешься закатами. Плескающиеся волны, переходящие одна в другую, как сама жизнь, жгучая, невероятная, они пробьют любой камень, везде найдут дорогу.
Crew парады и crew party.
Морская братия гоняется в море и веселится на берегу. В каждом городе устраивались crew парады и crew party. Crew parade - все команды выстраиваются в шеренгу и идут по улицам. Самый длинный маршрут растянулся в Варне на несколько километров. Классное чувство, когда мы кричим, свистим, руками машем, и нас приветствует весь город. Чувствуешь, что все здесь тебе близки по духу, любят море, также как и ты.
Особенно запомнилось crew party или как мы его в шутку называли “хрю пати”в Новороссийске. Проходила на причале, под носом у “Седова”. Играла ирландская музыка, да так задорно и весело, что ноги на месте не стояли. Экипажи рядом жуют кровно заработанные бутерброды и пьют честно полученное на раздаче пиво. Поблизости ребята из офицеров связи, курсанты из университета Ушакова, пытались как-то народ поднять. В итоге веселье развернулось, когда в пляску влились пакистанцы с военного судна Rah Naward. Смуглые, черноволосые. Молодые, но многие с бородой. В глаза посмотришь каждому, а они живые, яркие, с огнём. За ними тоже чья-то душа. Пусть и живёт по другим традициям.
Посещение других лодок. Иностранные команды.
На берегу команды соревновались между собой в силе и ловкости. Кидали мяч в пляжном волейболе, стритболе, мини-футболе, тянули канаты, плавали, заламывали друг другу руки на столе армрестлинга.
В Варне мы заходили на “Надежду”. Мачты парусника очень красиво подсвечивались ночью благодаря двум прожекторам, установленным на корме. Каждую минуту цвета радуги плавно сменялись, и корабль становился то голубым, то зелёным, то красным.
Изучаешь наши и иностранные корабли. Каждый парусник - уникальный. В каждом свой неповторимый дух и очарование, созданные людьми, парусами, механизмами.
А самое главное, когда приходишь на другое судно, встречаешься с другой культурой и понимаешь, насколько мир широк и необъятен.
Немного расскажу про наш "Мир". Считается самым быстрым учебным парусником в мире. Свою знаменитую голубую ленту вокруг борта "Мир" получил после победы в регате "Колумбус-92", приуроченную к 500-летию открытия Америки. Что, кстати, внешне сразу отличает парусник от своей "сестры" - "Надежды" из Владивостока.
Румынская “Mircea” - самый старый барк на регате, построенный 75 лет назад и названный в честь одного из государей, правивших на территории Румынии. Испанская “Atyla” - вообще уникальная шхуна, судно-реплика, сделанной с величайшим мастерством и точностью из редкой породы древесины "ироко" коричнево-красного цвета.
Английская “Johanna Lucretia” изначально была построена как рыболовное судно, но никогда в этих целях не использовалась. Сейчас принадлежит частному владельцу.
Кстати, на регате было ещё одно судно, принадлежащее частнику, а именно, одному из богатейших людей Румынии - "Adornate". Игрушка для гостей пятизвёздочного отеля. Вроде небольшой барк, обставлен изысканно и дорого, с единственным трейнизом на борту во время регаты. Всего 12 человек экипажа, остальные - наёмные работники. Трейниз (trainee) - участники любого экипажа, проходящие практику на борту. Платно - почти как пассажир, только он сам решает, принимать участие в работе экипажа или нет. Бесплатно - курсанты в основном, для которых это уже настоящая учёба.
Дельфины и прочая живность
Дельфинов в Чёрном море немерено. Они маленькие, проворные, сопровождали нас всюду небольшими стайками по 3-5 особей. Мы радовались как дети, когда встречали их. Запомнился аттракцион, когда они летели под носом у лодки, казалось их можно рукой достать и погладить.
Удивительно, когда болтаешься в море и на десятки миль земли не видно, откуда ни возьмись прилетают птицы. Садятся на краспицы, на леера. Запомнилась красивая яркая птичка, прилетевшая еле живой. Отпоили её, она посидела, кусаться даже начала, потом испугалась движения на яхте и улетела. Мы пожелали ей удачи.
Новороссийск. Переход в Сочи
Новороссийск предстал нашим глазам как широкий портовый город. На одном берегу - терминалы, склады с контейнерами, на другом - красивая длинная набережная, по которой катаются велосипедисты и роликоманы. Мы пришли первые, и ещё сутки одиноко стояли в марине. Норд-ост, местный ветер, сбивает с ног, и яхту раскачивало как в открытом море в шторм. На следующий день лодку лучше привязали и сходить на берег стало проще.
Мы прибыли, нас сразу же встретили пограничники и организаторы регаты. Приятно, что подготовились к нашему приходу. У нас были очень классные офицеры связи и в Новороссийске, и в Сочи, ребята из Университета им. Ушакова. Внимательные, адекватные, всё объясняли и показывали. "Трудностей перевода" на берегу не возникало.
Во время церемонии награждений запомнился совершенно сумашедший ансамбль юных барабанщиков "Юнга". Абсолютно живой, драйвовый, дети поднимали барабаны в такт, а дирижёр мотал головой, как на заправский панк на рок-концерте. Чувствовалось, чувак обожает свою работу :)
Почти вся наша команда полезла на мачту “Седова”. Пока собирались внизу и пристёгивались, вокруг собрался народ и стал фотографировать, приняв нас за команду каскадёров. Один из зевак даже полез наверх без страховки. Вовремя его сняли.
Ездили на винодельню Мыс Хако. На вопрос, сколько вина производите в год, гид как партизан выдала: “Нормальное количество”. В последний вечер на фоне темноты любовались панорамой миллионов огней на высоте Семи ветров.
Сочи
Атмосфера Олимпиады ещё давала о себе знать выцветшими флагами вдоль дорог. Парад команд прошёл. Выстраиваемся к сцене, и вдруг выходят министр транспорта, мэр Сочи, губернатор Краснодарского края и ещё пара верховных шишек. Стоят как мебель. Объявляют: “Награду вручает Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин”. Оказалось, не сон. Президент пожал руку всей нашей команде за победу в первой гонке. И ещё троим ребятам от “Надежды”, как паруснику, совершившему самый дальний переход к месту гонки из Владивостока. И ушёл так же быстро, как появился.
Город открыл курортный сезон. За что люблю Сочи, здесь есть прекрасное море, где можно поплавать, и завораживающие своей красотой горы, в которые можно подняться. Запомнилось местечко под названием Орлиные скалы близ горы Ахун. Поднялись наверх, а потом спускались по берегу реки Агуры, любуясь водопадами по всему её течению и искупавшись подконец.
В Горках. Часть горного кластера олимпийских объектов, где были построены отели для приезжающих гостей.
В Сочи есть отличная чебуречная, которую несколько лет назад реконструировали по приказу мэра города. Знаковое место. Чебурек стоит 40 рублей, в городе-курорте это удивительно, но поверьте, это самые вкусные чебуреки на свете.
Гонка Сочи - Констанца.
Идём спокойно, штиль длится 18 часов. На пути лежит большое пятно безветрия, которое мы проскакиваем, тащась как черепахи. Остальные парусники оказались неуклюжими для такой погоды и зависли в этом пятне. А мы опять пришли первые.
Констанца - город-порт, и всё этим сказано. Краны, рельсы, склады грузов, фуры. Ни набережных тебе, ни пляжей. Румынские власти удивились, что мы так рано пришли. Шутканули, это, дескать, не “Формула 1”, чтобы так быстро гонять. Тем не менее, соорентировались довольно быстро и предоставили всё, что нужно заядлым гонщикам: душ, туалет, прачечная, wi-fi без проблем. Хотя был забавный конфуз. Пограничники не удосужились толком посмотреть наши паспорта и не заметили, что у каждого из нас шенгенская виза (!). В итоге штампы о въезде нам не поставили и вместо этого сделали транзитные вкладыши в паспорт, видимо думая, что мы дикари и дальше Констанцы в Румынию не поедем. Яхта-то и дальше пошла вокруг Европы с оставшимся экипажем, а чтобы меня и моего товарища из команды выпустили из страны, нужно было дождаться, пока снова приедет агент, чтобы проводить нас к погранцу. Сами мы просто так не могли пройти паспортный контроль. Несамостоятельные. Девушка на службе объяснила это тем, что Румыния хоть и претендует на Евросоюз, но свои национальные правила не отменяет.
Грустно было прощаться и уезжать. Морское путешествие это нечто особенное. Каждый день видеть рядом мачты, паруса, шкоты и верёвки, знакомые и незнакомые лица, слушать крики чаек и звук ударяющейся волны о борт. Запомнился даже особый запах в форпике, какой-то по-своему уютный и морской.
Низкий поклон всем организаторам и участникам The Black Sea Tall Ships Regatta за дивные впечатления и открытия.