- У нас в Италии тоже есть Женский день, 8 марта, - как-то сказал наш бизнес-партнер. - Мы его считаем «еще одним Днём Матери». Или отмечаем, как день-символ равноправия между мужчинами и женщинами. У вас в России люди восьмого марта не работают, я знаю.
Марчелло - человек «старорежимный», учился в СССР, и знает наши традиции женского праздника. Когда он узнал, что с некоторых пор у нас и 23 февраля «выходной из-за мужского праздника», то рассмеялся и сказал… нет, не «вам бы, русским, лишь бы не работать». Он сказал:
- Во всем мире женщины получили те же права, что мужчины - голосовать, водить машины, получать ту же зарплату, что и мужчины. И только в России мужчины добились женских прав - отдыхать в свой праздник и слушать комплименты.
А потом добавил:
- Приятно слушать хорошее про себя. Какой ты красивый, молодой и сильный. Но я как итальянец, уверен - любая женщина должна слышать добрые слова и чувствовать заботу не только один раз в году. Иначе она не расцветает.
Итальянцы это умеют. Заболтать, сбить с ног лавиной теплых слов, очаровать кофе и парфюмом. У них Петрарка, живописные развалины, Челентано и весна начинается 22 февраля. И выпивать можно почти с одиннадцати утра. Аперитив - вино под пищу - дижестив. И - никаких консервантов и пальмового масла, прошу заметить, никакой разогретой вчерашней пиццы. На таком «бэкграунде» и древко от лопаты зазвучит лютней, а старая коряга зацветёт ромашками.
Одна моя коллега (вовсе не коряга) как-то поехала в Италию, развеяться от тяжелого производственного романа (вы будете смеяться, но с тем мужчиной они познакомились на сдвоенном корпоративе «23 февраля-8 марта», и потом год мучали друг друга общими неврозами и производственной гимнастикой). «Горящая» путёвка - Италия в марте: вовсю цветёт весна, пахнет специями и романтикой. В Вероне - столпотворение, стена в записках, люди разных цветов и вероисповеданий спешат дотронуться до груди Джульетты, чтобы повезло в любви. А брат хозяина гостиницы смотрит томно. Робко, но ежечасно говорит комплименты, срывает с дерева гранаты, а сам красив, как я не знаю кто. Может, Тибальт, только мягче. Или даже Ромео, но приятно постарше. Через неделю он просил ее руки, опасаясь, что эта русая бестия уедет в свой холодный край навсегда. Конечно, Маша отказала - но внутренне «поплыла». Вернувшись в наш край, где мужчины нередко живут по пословице про доброе слово и кошку, замыкая, собственно, кошкой круговорот доброты - она осознала, что вечная весна в краю нескончаемой моцареллы - это вполне достойная судьба. Тем более, что их имена созвучны - Марко и Мария, это же неспроста.
Их брак был сравнительно недолгим (короче бракоразводного процесса на пару лет). Выяснилось, что природа отдохнула на Марко не столько в смысле красоты и ума, сколько в смысле зависимости: он оказался игроман. Я не шучу, это - реальная история: Мария думала, они едут в свадебное путешествие во Флоренцию, чтобы смотреть фрески, а оказалось - чтобы провести несколько дней на ипподроме. Марко был эстет - он не опускался до зависимости от пошлых компьютерных игр или пёстрого казино. Нет, его впечатляли скакуны. Он этим бравировал - не лечился и звал свою игроманию аристократической болезнью (Маша усмехалась - совсем как в средние века подагру и эпилепсию не умели лечить и потому считали болезнями высшего света).
Когда он оплатил свой долг её шубой (подаренной на свадьбу), Маша поняла, что пора валить домой. «Вот я дура!» - вспоминает она этого красивого, глупого и совершенно чужого человека.
«Как можно купиться на слова и томные взгляды?» До неё дошло, что все эти слова и обещания даются итальянцу легко, от рождения - и именно потому в них немного веса. Навечно разочаровавшись в национальном бахвальстве (но получив по-честному свое второе гражданство), она вернулась в Калининград с твердым намерением верить не словам, а поступкам. Её гражданство и знание языка помогли карьере - теперь она живет в Москве, вышла замуж за врача-уролога. Литвак оказался прав: человек прекрасен и привлекателен тогда, когда горит своей работой.: с мужем Маша познакомилась на работе - в пылу семинара по специфическим болезням (где трудилась переводчиком). Говорит, он хороший, хотя малоразговорчивый. Балует. Недавно наконец доехали до Флоренции - посмотрели фрески, ничего особенного.
Впервые слушая машину историю, я тоже думала: правда, как можно так опростоволоситься? Ну, подумаешь, слова! Ну, подумаешь, цветы! А потом узнала, что так действительно бывает. Это была, конечно, весенняя Италия, где наша небалованная словами женщина рискует на каждом шагу. Если бы не час до поезда и недавняя свадьба, может, и меня бы ждали веселые приключения в Европе. Я была не накрашена и тащила чемодан каталогов. А он был из Лиссабона, высок и черноглаз; я просто пила кофе на вокзале, а он целовал ладонь и смотрел глазами раненого оленёнка. «Мне ничего не надо, Алессандра, ты так прекрасна, что я счастлив ловить даже след твоего дыхания», - говорил он, сбиваясь на португальский, а потом взял чью-то гитару и сходу, недурно, спел Stairway to heaven. И вы знаете, что? Это было чертовски приятно. Сама возможность восхищения тобой - вот такой, какая ты есть, и самой сутью твоей, женственностью. Красотой as is. Я ведь раньше этого не понимала - равно как советский человек не понимал, что такое мимоза: вот эти твердые желтые катышки - это красиво? Ну ладно, не гвоздика «к ноябрю», и то хорошо. А однажды выяснилось, что мимоза - когда она расцвела - восхитительна, просто мы никогда ее не видели цветущей! С того дня я перестала осуждать женщин, которые ездят в горячие страны для интимного отдыха. Мне кажется, я поняла - они ездят туда не столько за сексом, сколько за лаской. За теплом и вниманием, понимаете?
Хотя, конечно, можно найти своё тепло, не выезжая за пределы окружной дороги, как это случилось с другой моей коллегой. Это еще было незаметно, но их с мужем уже разносило центробежными силами в разные стороны жизни. Так часто бывает: каждый погрузился в свою работу, а интересы не сходились сразу, но все как-то шло по накатанной, вроде бы - не хорошо, но - нормально. А одним утром в феврале ее приметил ранее не поднимавший от монитора взгляд мальчик-гик. Видимо, его процессор перегрелся - или что там у них, у гиков, обычно случается, когда в систему инсталлируется новое приложение типа «любовь». Неделю он ходил, как ударенный, и пропустил сколько-то багов в коде, чем существенно снизил показатели всего отдела разработки. Потом анонимно подарил на 14 февраля своей избраннице большого шоколадного медведя. Лерины щеки пылали - и было неясно, это от предчувствия новой любви, или от аллергии. Нам было отчаянно завидно - и мне в счастливом браке, и Юле в разводе, и Гале-одиночке. Мальчик-гик раскрылся на 8 марта. Что он сказал, и как себя вёл, мы так и не поняли, но ключевая фраза (со слов Леры, убившая ее наповал) была такая: «Я понял, что ты - моя женщина, я знаю, ты замужем, и понимаю, что можешь мне отказать, но я не отступлюсь - я хочу, чтобы ты была со мной». Она, конечно, не побежала тут же разводиться, это была многосерийная сага с валокордином и слезами, но нынче Лера живет со своим гиком, и, похоже, счастлива. Недавно посмотрела «Новейший завет» и говорит: «Видела признание героя-убийцы? Вот это как у моего Лёлика». Теперь я знаю, что так бывает не только в французском кино.
В преддверии весны мы много думаем о том, как недорого обновить гардероб и быстро улучшить тело к сезону. Ломаем голову над тем, как угадать с подарком на 23 февраля или 8 марта. В общем, стараемся вести себя так, как принято. Но давайте не забывать, среди кризисов и авитаминоза, что любовь и доброе отношение способны творить чудеса. И что каждый из нас заслуживает любви и чуть-чуть тепла. Поэтому добавим к традиционным дезодоранту и носкам чуть-чуть нежности. Пусть цветут пни и коряги. Ведь omnia vincet amor. И да здравствует всепобеждающая весна.
(с)
журнал "Компании" февраль 2016