Продолжим и разнообразим.
В конце 17в. на окраине Тамбовской губернии в месте впадения реки Колпинки в озеро Лебяжье начало расти одноимённое поселение «Лебяжье». До наших дней ни реки, ни озера не осталось, но повезло, сохранилось здание ветряной мельницы, которая стояла на берегу бывшего озера, а сейчас посреди обширного зелёного луга.
Мельница 19 века, в те времена лесов здесь не росло, было где разгуляться ветру, раскрутить лопасти. Смешанные лес, растущий от Ссёлок до Доброго вдоль р. Воронеж был искусственно высажен после ВОВ, а от Кривца начинается уже реликтовый смешанный лес, но и тот сильно увеличен в объёмах руками человека, особенно в сторону Мичуринска.
Само здание мельницы каменное, фундамент стоит на бутовой плите (известняк) стены из обожженного красного кирпича.
Понятно, что по тем временам хозяева мельницы были явно зажиточные люди, кладочный камень в тех краях в промышленном масштабе изготавливали в Трубетчино и Стеньшино, последняя уже за пределами современных границ Липецкой области, там стояла усадьба Лодыгина (!изобрёл лампу накаливания!) о ней расскажу позже. Мельниц было много но по большей части деревянные, дешевле в изготовлении, а эта каменная, изнутри и снаружи оштукатурена.
На фото видны остатки брёвен, перекрытий, можно посчитать ярусы. Посмотрим брус поближе. Дуб, только он мог так сохраниться и нести динамические нагрузки в мельничном строительстве использовали только твердую древесину (граб, яблоня, клен, береза), заготовки для них предварительно долго варили в крутом кипятке, затем сушили. А для вала годилась только древесина дуба или сосны, причем особенно ценилась нижняя часть крупного ствола, даже не комель, а фактически часть корневища, уходящая в землю. Поэтому подходящую сосну не спиливали, а выкапывали.
В современном строительстве, при кладке из кирпича над оконными и дверными проёмами кладут балку, а по тем временам опять же брус, точнее просто кусок ствола.
Время подняло почву и дверной проём стал намного ниже, как и само здание мельницы. Отсюда подавали зерно и получали муку.
Теперь к типу мельницы, здание с неподвижным корпусом - “голландский” (у нас чаще - “шатровый”); вместе с крыльями поворачивалась только верхняя часть. Эти ветряки имели большую производительность, по сравнению с другим типом,“козловки”, это те, что вращались всем корпусом на осевом столбе. Ветряные мельницы шатрового (“голландского”) типа имели более сложное устройство, боковые стены - слегка наклоненный к центру каркас с обшивкой досками. Деревянная "шапка" с ветряками, как и сам деревянный каркас, утрачен, посмотрите по ссылке оригинал:
http://photochronograph.ru/2012/02/22/vetryanye-melnicy/ хоть не в России, а похожи, "голландки".
Жалко, что в день съёмки не было облаков, живописно получилось бы, но и время надо подобрпть, чтобы тень не падала, дал наводку фотографам. По фото видно, что стены нашей мельницы круглые, а деревянный каркас снаружи был уже четырёх или восьмигранным.
Странно, что её не использовали в качестве строительного материала в послевоенные годы, когда для подъема народного хозяйства изыскивались всевозможные резервы, вспомнили о ветряках, тем более что их было еще немало, эта дожила до наших дней. Был пару раз в округе с металлоискателем, предположение о 19 в. подтверждено не многочисленными находками и обилие советских монет.
Сейчас тут живут голуби и другие мелкие птицы, а, ещё местные выпивают.
А под кучей мусора внутри здания обнаружилось пару жерновов.
Красавец. Раскололся при работе, а может камня подходящего размера не нашли, и приспособили кусочки закованные железом. Обрёл новую жизнь.
Следующая в цикле будет водяная мельница у самого города, которая стоит в поле, река ушла, она осталась.