Экскурсия "Из Черногории в Боснию и Герцеговину" зимой

Jan 01, 2015 13:47

Всех читателей поздравляю с пережитым обжорством, пьянкой, танцами, бессонной ночью :))) С Новым 2015 годом вас! Пока вы не готовы переваривать серьезную информацию, проведу вам виртуально экскурсию по Боснии и Герцеговине. Сегодня покажу, как выглядела соседняя мне страна 30 декабря. Это была моя последняя поездка в уходящем году.

Что было необычного в тот день? Это погода! Местами сильный ветер, идущий с моря, вершины гор укутал снег. Но солнышко исправило всю ситуацию. Вид у зимней Боснии получился сказочным.

Мостар (на фото) был последней точкой экскурсии. А до этого мы посетили Требинье, монастырь Тврдош, город-музей Почитель, текию Благай. Довольно много успели с туристами посмотреть, чего летом не всегда удается, но и выехали мы рано утром, в 6:20 из Будвы.

Снег на дороге нам встречался только у пограничного перехода. Он находится высоко в горах, вечером дорога тут  обледенела. Но весь день путь был с сухим асфальтом, это водителя радовало.

Кто-то мне сказал, что и Требинье утопает в снегу. Хм...Город практически зеленый. А летом тут на холме расцветет лаванда.

Попали на утреннюю службу в Херцеговачку Грачаницу.

Потом прошлись по старому городу в Требинье, увидели 3х кошечек, ловящих лучики солнышка

Неизменный ритуал в Требинье - съесть по буреку из Пекары, выпить по чашечке кофе в знаменитом кафе "под Платанами" и купить чего-то вкусного на рынке. На фото - каймак. Это жирное, творожнистого типа домашнее сливочное масло. Еще в Герцеговине делают местный сыр Торотан, имеющий специфический запах от шкуры, в котором производится.

Кстати, скоро должен выйти фильм у Кустурицы, он снимал его в Требинье, в главной роли - он сам и Моника Беллуччи

Едем вдоль виноградных плантаций, тормозим о водянх мельниц. Удивилась, как они крутятся в такую погоду с сосульками.  Кстати, виноградники у Требинье высадили больше века назад австро-венгры, которые оккупировали БиГ. Поставляли вино отсюда в Вену императору. Тут хорошо прижился сорт белого винограда Жилавка. Сегодня его производят в монастыре Тврдош. Но мне больше по вкусу их розовое вино.

В монастырь заехали закупить вина в магазине. Прогулялись к самой церкви. Тут больше привлекает внимание этот розовый космический домик, увитый плющем. Спустились вниз к производству. Его "охрянял" дядя под градусом, читающий мантру у работающего самогонного аппарата. Захотел мне продать 5-литровые баклажки с вином, припрятанные в его коморке.  Я отказалась, сказав, что меня интересует производство. Он мне - "туда нельзя". Но мы спокойно открыли незапертые и неохраняемые двери, поглазели 5 секунд, опьянели от запаха и вышли.

Внутри церкви иконы были украшены свежей мимозой. Вот такой погодный парадокс на Балканах.

Покидаем одну часть страны - Республику Сербскую, въезжаем в Федерацию Боснии и Герцеговины. Границ между ними нет, но зрительно заметить можно разницу. Другая архитектура, мечети и католические церкви вместо православных храмов. А еще минные поля.

За городом Столац находится интересный объект - средневековый некрополь. А эти белые изваяния называются стечки. Тут есть закрытая и облагороженная территория - некрополь Radimlja, вход = 1 евро, есть турпункт, магнитики, кофе и т.д. Раньше большая часть населения Боснии была еретиками, пока в 15 в не захватила эти земли Османская империя и не исламизировала босняков.

После Столаца завернули к городку Чаплине, а за ним стоит сразу город-музей Почитель. Учитывая отсутствие туристов зимой, гулять тут приятно, ветра не было вообще, виды сверху шикарные.

Впервые за 4 года жизни на Балканах мне пришлось одется как капуста...

Почитель не пощадила последняя война, сначала сербская, а потом хорватская армии бомбили город.

Вид сверху на реку Неретву

На сторожевую башню залезть хотелось всем, узкие и скользкие ступеньки прибавляли адреналина. Но более подробно о Почителе расскажу позже.

А мы через полчаса приезжаем в городок Благай, откуда в середине 15 века правил Стефан Вукшич, правитель Герцеговины, подаривший ей такое название своим титулом "герцег". Над этой текией дервишей на скале высотой 200 м остались развалины его города-крепости Стефанград.

О пристанище дервишей я писала тут. Спросила у работников музея-текии, приезжают ли сейчас дервиши с ночевками сюда. Она сказала, что "нет", только 2 раза в неделю наведываются из близлежайших регионов и уезжают дальше. То есть былое значение текия потеряла. Хотя туристов-мусульман првилекает с разных стран, в Благае можно изучать по ним географию.

А далее был прекрасный Мостар с сосулько-водопадом :)

Прилизанный старый город для туристов сохранил аутентичность и былую привлекательность

Тут потрясающее небо на закате дня. А на тот минарет мечети Коски Мехмеда паши можно забраться за 4 евро. Я пыталась спорить там, что нехорошо брать деньги за вход в мечеть (2 е) и на минарет (2 е), что люди должны от сердца жертвовать, а не по велению служителей религиозного заведения. Но человек развел лишь руками...

Ужинать мы сели в Мостаре в ресторане Sadrvan, украшенном кувшинами. У него нет вида на старый мост, зато тут много столиков на улице, два этажа внутри, есть камин, неплохо готовят и адекватный ценник.

Я заказала какой-то микс из разных блюд, тут и долма, и говядина, и голубец и картошечка... Стоит это блюдо 4 евро. Также супчики, кофе приносят в оригинальной восточной посуде, очень мне нравится! Расплачиваться в Требинье и Мостаре можно как евро, так и боснийскими марками.

Удивилась нововедению в одной из сувенирных лавок. Она находится как раз у башни слева, там транслируется на большой плазме видеохроника 9 ноября 1993 года, когда хорватская армия разбомбила старый мост. Теперь магазин разделили книжным стендом на две части, и к телевизору подпускают за 1 евро :) Я сказала, что обойдутся, Ютуб рулит!

Ровно год назад, 30 декабря я тоже была в Мостаре, но было гораздо теплее и темно :) Город вечером подсвечивается, призывая всех романтиков на чашечку кофе и баклавы в одном из уютных кафе.

А мы закончили на этом поездку по Боснии и отправились домой в Черногорию. Пора было высыпаться и готовиться к новогодней ночи.

Босния и Герцеговина, Почитель, монастырь Тврдош, Мостар, Благай, Требинье, зима, Балканы