Аэропорты Черногории и 100-летняя история авиации

Dec 08, 2014 09:11

7 декабря отмечался Международный день гражданской авиации.
В честь события расскажу о зарождении воздушного сообщения и открытии аэропортов в Черногории.
А их не два, как все думают, а три: в Подгорице, в Тивате и в северном городке Беране.
Последние 30 лет в Беране он не используется, хотя чиновники и инвесторы обещают ему новую жизнь.




В Королевстве Сербов, Словенцев, Хорватов первое воздушное сообщение началось в 1927 г, когда был организован аэроклуб в Белграде. У компании даже продавались акции...





Через год стали придумывать воздушные трассы на пути Белград - Скопье - Подгорица - Мостар - Сараево. Летали на двукрылом Potez 29-2. Благодаря тем первым полетам Подгорицкий аэропорт в 1930 г принял первый пассажирский самолет. Несколько тысяч граждан пришли посмотреть, как спустится "птица" с неба. В самолете типа “Farman” было всего 9 мест. На борту были в основном журналисты. Градоначальник Подгорицы встретил пилота подарками.




В 1934 г в Подгорице прошло авиашоу, в нем приняло участие 7 самолетов-бомбардировщиков, 3 истребителя и несколько ученических. Программа вызвала у черногорцев фурор! А регулярное авиасообщение между Белградом и Подгорицей началось в 1946 г.




Аэропорт "Титоград" в середине 70-х годов. Именно так раньше называлась столица Подгорица, стала ею в 1946 г после Цетинье. Но и в наше время кодом современного аэропорта в Голубовцах (пригород) используют аббревиатуру TGD (TitoGraD).




13 июля 1977 г в День Государственности Черногории был открыт новый модернизированный аэропорт в Голубовцах. Взлетно-посадочная полоса могла принять самолеты разных типов. Ее ширина - 45 м, длина - 2500 м




Первые грузовые самолеты появились на 15 лет раньше, стали возить грузы и почту между Сараево, Подгорицей и Белградом.



Фото - 1971

До развала Югославии этот аэропорт был не только гражданским, а и военным. Рядом была заекреченная авиабаза в Шипчанике под землей. НАТО ее разбомбило, и там в туннеле теперь винный подвал производителя "Плантаже" ( статью читай тут).




Новый терминал аэропорта Подгорицы был построен в 2006 г. Оно полностью сделано из стекла и алюминия.




На самом деле первый самолет прилетел в Черногорию в 1912 г. Забавно выглядел!




А это полет над Цетинье в 1913 г. Напомню, что официальный полет братьев Райт состоялся всего десятилетием ранее. Присмотритесь к жителям, как они выстроились в ряд. Там стоит и королевская свита. Краль Никола подошел к 23-летнему смелому пилоту поздравить с прибытием. Изначально он летел из Триеста до Котора. Потом его переправили на грузовике до Негушей, а оттуда пилот прорвался через облака и горы до черногорской столицы.



Аэропорт Тивата сейчас используется в основном под чартерные рейсы в турсезон. А задумывался он как военный аэропорт, где обучались парашутисты. На побережье были более благоприятные метеорологические условия, чем в столице.  Изначально он мог принимать небольшие спортивные самолеты типа  двухмоторнго Дуглас C-47. Длина взлетно-посадочной полосы была 1300, ширина - 60 метров.




К весне 1957 года аэропорт получил наконец терминал для проведения таможенного контроля пассажиров и багажа, ресторан с террасой, вышку управления.




В тот год аэропорт Тиват был официально открыт. Вы посмотрите только на масштаб праздника!




Летом 57 г началось сообщение Белград-Тиват-Белград, а затем 15 июня 1957 г.
Еще через десятилетие открылись рейсы в Загреб и Скопье.




Не могу не поделиться другими забавными снимками из Черногории, тут нет аэропортов, зато самолет заходит на посадку на корабль. Почти авианосец НАТО :)) Это британский корабль в водах Адриатики, фото - 1929 г




И еще один симпатяга в Кумборе (Херцег-Новский залив). На чем только люди не летали!!!




И на сладенькое оставила я третий аэропорт Черногории - в Беране (на карте). Взлетную полосу хорошо видно справа. Сейчас она не используется по назначению почти, а строилась для военных самолетов в момент Второй Мировой войны... Сегодня лишь вертолеты чиновников садятся, пастухи пасут свои стада вокруг, а новички-автолюбители тут обучаются мастерству вождения.




И хоть самолетов тут не видели давно, черногорцы не унывают, делают их сами :)




Сейчас аэропорт в Беране используют политики для вранья в предвыборных компаниях. Жителям северных городов каждый обещает найти инвестора, дать рабочие места, привлечь туристов, создать инфраструктуру. Как только выборы проходят, аэропортом больше никто не интересуется... Премьер-министр Мило Джуканович все обещает открыть его снова после 30-летнего простоя...


Хотя есть заинтересованные инвесторы - немцы, англичане с чехами и турки. Но самый явный инвестор - НАТО. И как только Черногория вступит в альянс, то эта организация вложит кучу денег в аэропорт и инфраструктуру города, чтобы обосновать здесь свою военную базу. Об этом говорил посол Словении, приводя пример небольшого городка  Cerklje на его Родине, который привлек инвестиции таким образом. Причем аэропорт может использоваться также для гражданских целей.

Расположение Беране  удобное для северного района Черногории, тут слева горнолыжные курорты Колашин и Жабляк, правее - Косово с нацпарком Проклетие, выше - Сербия с горнолыжным курортом Копаоник.




Конечно, тему аэропортов Черногории можно развивать долго... Но зачем? На последок расскажу еще один факт, о котором не знают туристы, прилетающие в Тиват. Аэропорт тут был разрушен после землетрясения в апреле 1979 г ( читай тут). Побережье тогда пострадало сильно. Пришлось объект модернизировать, достраивали павильон для принятия международных рейсов, расширяли трассу.




В последние годы ходят слухи о инвесторах, которые хотят продлить Тиватский аэропорт до яхт-марины Порто Монтенегро. На самом деле расширять его давно пора, летом в маленьком и душном терминале творится ад... Никаких тебе автобусов, идешь пешком к паспортному контролю под палящим солнцем. А в день осуществляется несколько десятков рейсов. Причем ночью Тиватский аэропорт не принимает самолеты, нет нужного освещения.




И хотелось бы пожелать компании "Аэропорты Черногории" - расширять границы сотрудничества и не отталкивать своей жадностью европейские лоу-косты :)




Подгорица, аэропорт, Тиват, самолеты, история Черногории, НАТО, Югославия

Previous post Next post
Up