Дошли руки поиграть в вышедший три года спустя аддон для Киберпанка - Phantom Pain Liberty. Хоть разработчики и предоставили возможность поиграть отдельно только в аддон, но сами же настойчиво предлагают начать новую игру заново. Помнится, три года назад я писал, что "не верю, что запланированные аддоны как-то кардинально поменяют ситуацию с восприятием игры". Пусть и частично, но я все-таки ошибся. CD Projekt действительно попытались не только расширить игру дополнением, но и переделать игровые механики, насколько это возможно.
В дополнении Джонни Силверхэнд практически не раскрывается с какой-либо новой стороны, но оценивает происходящие события с моральной точки зрения.
Разработчики учли критику и поправили самые вопиющие недостатки: симуляцию жизни в городе (водители теперь умеют объезжать брошенное на улице авто), полиция теперь охотно преследует игрока, пытающегося скрыться на автомобиле. Впрочем, автомобильными погонями теперь не брезгуют и бандиты, ведь разработчики ввели возможность стрелять, находясь за рулем. А некоторые машины даже оснастили огнестрельным вооружением. Ну а для нежелающих водить автомобиль в игре предусмотрели метро, на котором теперь можно медитативно кататься и рассматривать с высоты город за окном. Помимо этого, была проведена ревизия ролевой системы: поменяли количество уровней, которое можно получить за игру и соответственно количество характеристик и навыков. Также была введена система перков на манер Skyrim: постоянное использование навыков открывает со временем различные перки, типа увеличения грузоподъемности или скорости передвижения. Сами навыки тоже были переработаны, теперь они четко привязаны к характеристикам и открываются для изучения по мере повышения соответствующей характеристики. В результате навыки получились чуть более разнообразными, чем просто повышение урона/здоровья/скорости, но не могу сказать, что теперь они сильно влияют на геймплей, как это было в Deus Ex. Всё равно в итоге игры с хакерством и стелсом со временем надоедают, и как только у игрока появляется высокоуровневый огнестрел (желательно с автоприцелом), то игра снова вырождается в шутер. Хотя надо признать, что разработчики пытались сделать стелс и хакерство чуть лучше, по крайней мере теперь стелс работает яснее и удобнее, в результате чего в стелс-миссии играть стало гораздо приятнее. Также была изменена система имплантов: теперь их установка не зависит от характеристик, то есть все импланты можно попробовать за одно прохождение. Зато было введено ограничение на максимальное количество имплантов, чтобы чрезмерно не усиливать персонажа.
Появился новый недостаток: персонажи Киану Ривза и Идриса Эльбы сильно контрастируют с нарисованными художниками персонажами.
Еще одно изменение завезли эксклюзивно для ПК - расчет освещения в реальном времени, path tracing. Технология требует значительных ресурсов системы, причём иногда разница в изображении практически не видна, но в некоторых случая картинка отличается значительно, например когда солнечный свет пробивается через проём в здание. Больше всего от внедрения path tracing выиграли персонажи - теперь они корректно вписаны в кадр и физически правильно затеняются, без непонятного блеска на лицах или непонятно откуда бравшейся подсветки. В общем, как и Portal RTX, Киберпанк дает возможность немного заглянуть в будущее и показывает, как будет работать освещение в следующем поколении игр.
Наглядно: Path tracing против трассировки лучей прошлого поколения (кликабельно).
Ну а теперь о самом дополнении. Разработчики не стали переносить действие в какое-то новое место, они взяли и переработали один небольшой пустынный район города, наполнив его каким-то невероятным количеством квестов и событий. Главный квест дополнения вышел очень разнообразным и по качеству исполнения превосходит все остальные квесты в игре, к тому же в конце он еще и становится нелинейным, в результате чего остается возможность для повторного прохождения. С сюжетной точки зрения мне очень понравилось то, что в истории, которую рассказывает дополнение, вообще нет ни правых, ни виноватых и только игрок решает, на чью сторону встать. Ну и особенно понравился тот факт, что все сюжетные персонажи не стесняются нагло врать главному герою и приходится выбирать, основываясь на том, чья ложь приятнее. Под стать главному квесту и квесты дополнительные: с большим количеством диалогов и нелинейностью. Даже так называемые "заказы" здесь практически всегда имеют несколько концовок и обязательно далее по сюжету мы узнаем последствия своего выбора, сделанного при прохождении квеста. А также дополнение добавляет генерируемые случайным образом миссии по угону автомобилей. Ну и отдельно хочу отметить финальные титры дополнения, исполненные в стиле заставки к фильмам о Джеймсе Бонде. Это было внезапно, я такого не ожидал.
Увы, возвращаться после настолько качественного дополнения в основную игру попросту больно: за пределами основного квеста и квестов друзей мы попадаем в абсолютно пустой город с бестолковыми неинтересными "заказами", в результате чего игру хочется поскорее закончить. Дополнение привнесло еще одну концовку основной истории, очень грустную, но в тоже время жизнеутверждающую.
Квесты в дополнении полны интриг, обманов и прочих атрибутов шпионских фильмов.
Три года назад я писал, что Киберпанк это "очень хорошая игра, от которой просто не нужно требовать быть шедевром". В этот же раз шановное панство с Phantom Liberty замахнулись именно что на шедевр: ради этого были сделаны все эти изменения в игровой механике, написаны квесты исключительного качества, а к постановке привлекли известных актёров. Жаль только, что дополнение существует во всё той же Cyberpunk 2077, которая так и осталась просто хорошей игрой.