После весьма неплохой
Gears Tactics мне захотелось попробовать сыграть в короля жанра пошаговых тактик прошлого поколения - XCOM 2. Поскольку первую часть я в свое время бросил (она очень искусно вводила игрока в стресс), то вторую часть я купил в минимальном издании - лишь базовая игра и расширение War of the Chosen. Игра делится на две составляющие: тактическую и стратегическую. В стратегической части нужно управлять базой, строить новые отсеки, выбирать приоритетные исследования, а также решать, куда наносить следующий удар по инопланетянам, захватившим Землю. Выбор этот оказывается весьма важным, потому что от него зависит какой бонус получит противник в течение следующего игрового месяца (например вооружится зажигательными патронами вместо обычных). Также на базе можно нанимать и тренировать бойцов, покупать им вооружение и лечить в лазарете после сражений, потому что раненых бойцов в бой отправлять нельзя. На даже если солдаты выходят из битвы без травм, у них еще есть показатель усталости. Усталого бойца можно снова отправить в бой, только его характеристики будут снижены, и как следствие, он будет чаще промахиваться.
Дизайн локаций насыщен деталями и не уступает той же Gears Tactics
Тактическая часть игры просто прекрасна. У каждого юнита есть два очка действия, которые можно потратить на передвижение или на какую-то способность. Причем использование способностей заканчивает ход персонажа, что делает практически недоступной тактику "пострелял и убежал". Солдаты делятся на классы: есть рэйнджер с дробовиком и мечом (!), который может уходить в скрытность, есть хэви с пулеметом и гранатаметом, снайпер и специалист - солдат с летающим роботом, который может хакать роботов противника или лечить союзников. Ближе к концу игры появляется возможность тренировать псиоников - это солдаты, фактически умеющиее колдовать: можно перетащить врага на свою сторону, скастовать защитное поле, вызвать помутнение сознания у врагов и т.д. В War of the Chosen добавили еще три класса: практически невидимый разведчик-снайпер, рэйнджер с дробовиком, который может передвигаться после стрельбы, а также подвид псионика, который накапливает ману от убийств в ближнем бою. И если разведчик-снайпер практически незаменим (миссии по закладке бомб на вражеских базах можно выполнять им в одиночку), рэйнджер также очень полезен в случаях, когда нужна быстрая передислокация солдат, то вот псионик-мечник показался мне каким-то не особо полезным. Вся его роль свелась к отвлечению вражеского огня на себя.
Иногда нам показывают пропаганду пришельцев, врут в каждом слове
Но и врагов в War of the Chosen добавили крайне серьезных. С самого начала игры нас начинают преследовать трое Избранных, которые могут внезапно прийти на помощь врагам во время любой миссии, а также не гнушаются мелкими пакостями вроде воровства ресурсов. Причем даже если их убить на поле боя, они все равно возвращаются снова. Чтобы решить вопрос с ними раз и навсегда, нужно сначала найти их логово, а потом уже прийти туда и окончательно добить каждого из гадов. К сожалению, сами Избранные по сложности борьбы с ними оказались очень разными. Самый первый, ассасин, который может убить солдата с одного удара, а потом уходит в невидимость, оказался и самым сложным, потому что биться с ним приходится еще без каких-либо серьезных апгрейдов аммуниции, да и вообще поначалу в отряде у игрока всего четыре бойца. Второй избранный, охотник, орудует снайперской винтовкой, которая мжет стрелять через всю карту. Однако стреляет она только на следующий ход, так что практически никакой опасности этот Избранный не представляет. Ну а последний Избранный, колдун, тоже не так опасен, но может брать под свое управление бойцов игрока, что не очень приятно, а также постоянно вызывает подмогу в виде различных юнитов. Отдельной интересной особенностью является то, что со временем Избранные тоже получают опыт и новые навыки, что подстегивает разобраться с ними как можно скорее. Еще они могут похищать бойцов игрока, чтобы спланировать атаку на нашу базу. Впрочем, похищенного бойца впоследствии можно будет спасти из плена. После победы над Избранными игроку в качестве трофеев достаются их пушки, которые являются самыми мощными в игре. Ну а самым больным ударом было бы потерять бойца с этим оружием, ведь тогда оно бы пропало навсегда. Вообще смерть бойцов в XCOM переживается как-то особенно сильно, учитывая сколько ресурсов приходится вкладывать в каждого солдата (навыки, экипировка и т.д.).
Избранные выглядят так, словно приехали с гастролями из Mass Effect
Но вся эта возня с Избранными не отменяет главного квеста - борьбой с проектом пришельцев "Аватар", который в случае завершения приведет к проигрышу игры. Каждый игровой месяц проект продвигается, а мы, в свою очередь, должны замедлять продвижение проекта. Это можно сделать, завершая сюжетные миссии или вызрывая вражеские базы. В начале игры, как и в первой части, создается очень стрессовая ситуация, когда "Аватар" провдигается стахановскими темпами, Избранные давят со всех сторон и в этот момент вперед выходит стратегическая часть игры: очень важно выбирать самые эффективные апгрейды, правильно задействовать ресурсы союзников и т.д. По мере продвижения по сюжету появляются всё новые враги и основной сложностью становится уже тактическая часть. Типов миссий в игре очень много, причем до последней четверти игры они не повторяются! Мне особенно понравились мисси по спасению гражданских из-за большого количества противников, союзников и собственно гражданских. Еще хорошей находкой War of the Chosen стали зомби - они всегда появляются в очень больших количествах, но в случае убийства зомби очко действия солдату возвращается. В результате миссли с зомби получаются очень насыщенными стрельбой. Главное - не забывать перезаряжаться! Причем зомби все равно кого атаковать, они могу наброситься и на инопланетян, жаль, такое случалось на моей памяти достаточно редко. Игра почти всегда подкидывает их со спины наших бойцов.
В основном зомби умирают от одного выстрела, но попадаются и крепкие ребята
Конечно, есть за что и поругать игру. Из-за того, что практически все миссии генерируются случайным образом а также того факта, что по сюжету нам дают под управление всего трех заранее прописанных персонажей, то никаких диалогов между бойцами не происходит, а сюжет имеется только в миссиях по главному квесту, да во время убийства Избранных. Было бы неплохо, если бы игра выдерживала некий баланс между случайно сгенерированными миссиями и заранее срежисированными, потому что их, увы, крайне мало. Еще после миссий игроку дают послушать пропаганду инопланетян, где они отрицают, что проиграли и называют все "учениями". Такой кусочек дают послушать после каждой миссии и к концу игры они до смерти надоедают. Еще в XCOM 2 мне не хватало битв с боссами, на манер той же Gears Tactics. Любого врага при желании и умении можно убить за один-два хода. А вот таких противников, чтобы биться с ними пять - семь ходов тут попросту нет. Оказалось, что на самом деле они есть, просто я не купил второй, маленький аддон, который добавляет боссов в игру, а также персонажа-робота нам в отряд. Так что вполне возможно, что если бы я играл в самую полную версию, то типы миссий не повторялись бы до самого финала. Ну и пару слов о нем самом. У меня при прохождении он подкрался очень быстро: я только успел полностью прокачаться и выучить своих псиоников всем заклинаниям, как меня уже пригласили на финальную миссию. Конечно, ее можно было отложить и продолжить играть в случайные миссии, но они к тому моменту уже начали приедаться. Думаю, еще одна-две сюжетные миссии перед финалом точно бы не помешали. Тем не менее, игра просто огонь, во время прохождения которой отрваться было просто невозможно!