Я очень люблю первую часть Red Dead Redemption, трагическая история бывшего бандита Джона Марстона, которого используют федерельные власти для поимки своих бывших подельников, произвела на меня сильное впечатление и открыла для меня целый спектр значений слова английского слова redemption. Во второй части, которая вполне логично оказалась приквелом к оригинальной истории, нашлось место еще одному искуплению - теперь уже для нового героя, Артура Моргана.
От игры про дикий запад обычно ожидаешь пейзажей, подобных этому...
Артур Морган - самый настоящий бандит и член банды, который может (под чутким руководством игрока) грабить поезда, дилижансы, дома и просто проходящих мимо граждан. В первой игре тоже можно было творить беззаконие, но там оно совершенно не вписывалось в сюжетную парадигму: целью Джона было как можно скорее поймать бывших подельников, чтобы вернуться к мирной жизни с семьей. Вторая часть же начинается с размахом: банда Артура устроивает разборки к конкурирующими группировками, грабит поезда, банки и даже ну гнушается кражей скота. В общем, размах творимого хаоса тут никак не меньше, чем в GTA V. Однако в отличие от главных героев предыдущей игры Rockstar, Артур оказывается вовсе не поверхностным персонажем. Главный герой, подобно персонажам ролевых игр, ведет дневник, однако как и в реальной жизни, он записывает туда свои мысли об уже свершившихся событиях. Поначалу такое решение разработчиков мне показалось какой-то глупой идеей, однако впоследствии оказалось, что именно в дневник явлется источником мотивов Артура, а также лучше всего иллюстрирует происходящие с главным героем моральные изменения. Плоский герой видеоигры по мере прохождения приобретал объем, обрастал историей и заставлял игрока проникнуться к нему. Начавшись с веселого балагана (с обязательной пьяной дракой в салуне, названной сценаристами "отдых по-американски"), сюжет начинает обрушать на Артура горести и испытания, в результате которых он переосмыляет свою жизнь, ценности и ищет того самого искупления.
... но эта игра рассказывает о быте конца XIX века в целом, так что тут можно попасть и на светский раут.
И если по уровню глубины проработки сюжета RDR 2 оставила далеко позади не только серию GTA, но и собственную первую часть, то вот в геймплейном плане она вполне себе консервативна и составлена по формуле, известной еще со времен San Andreas: есть один большой город Сан-Дени и несколько небольших городков, раскиданных на территории пяти штатов. Между городами же пролегают обширные поля, леса, реки, озера и пустыни. Помимо сюжетных миссий доступны также различные побочные задания, можно заниматься охотой и рыбалкой. Пожалуй, главным нововведением являются лагери банды: члены банды действительно живут в нем, общаются между собой, устраивают праздники или конфликтуют. Конечно, игрок всегда может пройти мимо напрямик к следующей миссии, но крайне трудно не сунуть нос не в свое дело и не узнать что там творится. В лагерь можно жертвовать личные деньги на его улучшение, например купить передвижной курятник или новые палатки. Правда ничего, кроме морального удовлетворения, это не приносит. Других нововведений мало: главному герою дали возможность общаться с прохожими, можно быть либо вежливым, либо задирать людей. Иногда (очень редко) дают даже возможность выбрать вариант диалога в роликах. Появилось подобие ролевой системы: можно увеличивать живучесть и выносливость персонажа, но я бы не сказал чтобы эта прокачка как-то серьезно оказывала влияние на геймплей. Также можно собирать артефакты дающие незначительные прибавки к различным навыкам, например замедление износа оружия на 10%. Разница абсолютно не заметна, зато есть целый квест по добыче этого предмета.
Авторы игры явно черпали вдохновение не только в вестернах
Не могу не сказать про графическое оформление - это одна из самых красивых игр, что я видел. Игра крайне детализирована, можно разглядывать все, вплоть до надписей на банках с кофе. И города, и дикая природа нарисованы очень красиво и достаточно реалистично. Но самой высшей похвалы достойны персонажи - художникам Rockstar удалось гармонично совместить в одном кадре нарисованных художниками персонажей с персонажами, полученными в результате сканирования лиц актеров (помнится, у создателей Yakuza это не вышло).
Вместе с таким уровнем реализма, правда, появилась и одна проблема: масштабы мира теперь отчетливо не соответсвуют реальным. Даже самые широкие улицы Сан-Дени настолько узки, что Артур не может разъехаться с повозкой, а обогнать трамвай становится вообще невозможной задачей. Конечно, на природе эта проблема уже не так актуальна, но даже там иногда ловишь себя на мысли что все какое-то уж слишком камерное. Думаю, эта игровая условность с нами еще надолго, потому что если делать масштабы реальными, то игровой мир вырастет в разы и до очередной миссии скакать на лошади придется далеко не пять минут. Эх, только сейчас я понял на сколько ценен Assassin's Creed Unity, где Париж действительно в реальном масштабе.
Choo-choo! I'm a train!
Тем более, что игра все равно вышла гигантской и очень продолжительной. После очень скоротечной GTA V Rockstar создали игру, в которой более ста только сюжетных миссий. Но даже их кажется мало - пусть и история не осталяет никаких недосказанностей, но уровень проработки заданий вызывает восхищение. Диалоги в миссиях меняются в зависимости не только поступков главного героя во время миссии, но и учитывают выполненные ранее побочные задания. В общем, в такой мир и персонажей хочется верить. Эта игра настолько объемна и комплексна, что даже не понятно, куда жанр GTA-подобных игр может двигаться дальше. Уже здесь есть небольшой крен в сторону ролевых игр, ощущается некий диссонанс между серьезностью сюжета и геймплеем, в котором Артуру приходится отстреливаться от десятков противников, однако по их поводу в своих записях Артур совсем не переживает:)
Думаю, что скорее всего следующая GTA опять окажется исключительно сатирической игрой без попыток в какой-либо серьезный сюжет, тем более что единственную (четвертую) часть с более-менее трагическим сюжетом игроки в массе своей бросали до завершения прохождения. Тем более ценна RDR 2, это штучное произведение, даром что стоит цифра "2" в названии.