Небольшой рассказ о нашем путешествии в Эвенкию.
Это было уже второе мое путешествие в Эвенкию. На сегодня - это район Красноярского края, до 2008 года автономный округ. По площади он примерно равен Турции а население менее 20 тысяч. Как раз в этом месте расположен, как считается, географический центр России. Теперь вы понимаете, что это край дикой и практически неосвоенной тайги, а значит - там еще сохранилась в первозданном виде природа, и у нас есть шанс увидеть ее красоты.
Целью нашего путешествия было пройти на лодке как можно дальше вниз по реке Чуня от фактории Муторай.
Ну, начнем по порядку. Добираться до этих мест пришлось через Москву и Красноярск, хотя существуют и варианты и через Екатеринбург. Далее от Красноярска самолетом АН-26 до поселка Ванавара. Это 700 км на север от Красноярска. Перелет до Ванавары занимает 1 день. В принципе вполне терпимо. В Ванаваре живет 3000 чел. Поселок является базой для освоения южных районов Эвенкии. Жители поселка заняты в основном рыбным промыслом и добычей
пушнины, а также обслуживанием пока что немногочисленных геологоразведочных экспедиций.
Виды ванавары
По прилету туда, нас радушно встретил наш старый знакомый Сергей Тарасов - сторожил здешних мест, умелый охотник и рыболов, хлебосольный хозяин. Он сразу же угостил нас местными деликатесами -котлетами из щуки, губой сохатого, печенью оленя. Его супруга, Галина - все это прекрасно готовит, а еще умеет вырастить в этом суровом крае, где бывают морозы под 50 градусов прекрасные декоративные цветы, красоте которых смогут позавидовать даже наше местные цветоводы.
На следующий день нас ждала поездка вниз по реке Подкаменная Тунгуска на небольшое озеро, где водятся караси. Поскольку это было воскресенье, в избушке - зимовье возле озера мы повстречали хозяина - Дмитрия Колбасенко («Колбаса» среди своих) и его друзей. Что меня поразило, так это простые и радушные отношения между людьми. Увидев их в первый раз, ты быстро ощущаешь себя среди своих, как будто знаешь их уже не один год. Общительность, искренность, гостеприимность и приветливость - вот главные их черты. Эти люди буквально с первой минуты сами собой располагают к неторопливой и спокойной беседе. Местный говорок обильно сдобрен крепким словцом, но все это выглядит вполне уместно и нисколько не портит впечатление.
Рыбацкие байки
Поскольку хозяева уже вернулись с уловом с озера, наша рыбалка на этот день ограничилась обедом из только что пойманных карасей, приготовленных тут же над огнем на огромнейшей сковороде. Хочу заметить, что по вкусовым качествам тамошняя рыба не идет ни в какое сравнение с нашей. В этом мы могли еще неоднократно убедиться впоследствии. Караси буквально таяли во рту под рюмку водки. Рядом вертелись хозяйские собаки, которые с надеждой глядели в глаза людям в ожидании какого-нибудь съедобного кусочка. Надо сказать, что местные лайковые псы едят практически все и отлично себя чувствуют. Хотелось бы мне посмотреть , что бы случилось с нашими местными друзьями человека съешь они такую порцию карасьих костей и потрохов, которую с удовольствием поглощали местные шарики.
Что меня удивило еще в прошлый приезд в Ванавару - это совершенно утилитарное отношение к собакам. Для местных жителей псы - это исключительно средство защиты и охоты. Поэтому в помете остается, как правило, всего пара - другая щенков, один из которых после первой же охоты просто убивается. И остается самый сильный. Когда собака перестает быть рабочей по возрасту её часто ждет пуля. Такая вот суровая правда жизни. Кому-то со стороны это может показаться жестокостью, но для местных это совершенно обыденно. Со временем начинаешь понимать , что совершенно по-другому там устроена жизнь, и приходиться ее принять такой, какова она есть. При этом, как не странно, в поселке, как нам сказали, ни разу не было замечено случаев насильственных действий.
На следующий день у нас был рейсовый вертолет в начальную точку нашего маршрута факторию Муторай. Надо сказать, что вертолет является практически единственным средством передвижения между населенными пунктами летом в этом краю. На них, возят даже редких здесь коров. За пределами Ванавары существует лишь несколько километров грунтовых дорог, все остальное это сплошные леса, озера, реки и болота.
Муторайские одуванчики
В день вылета погода резко испортилась, накатили темные противные тучи, пошел мелкий нудный дождь, тем не менее, вертолет вылетел почти вовремя. Полет проходил под самой кромкой облаков, над макушками высоких лиственниц. Было ощущение чего- то нереального, как будто мы попали на какую-то неизвестную планету. Машина на мгновение залетала в облако, а через секунду под винтами уже неслись бесконечные ряды деревьев. Вертолет был забит людьми и грузами под завязку, некоторым даже пришлось стоять в неудобных позах. Но все закончилось благополучно.
Через час с четвертью мы выгрузились в Муторае. Там нас ждал наш хороший друг Владимир Соколов. Местный житель, который работает начальником местного авиаучастка и мастером дизель-электрической установки, которая обеспечивает жителей светом. О нем, думаю, можно написать отдельный очерк, как судьба привела этого неординарного человека в удаленный от цивилизации медвежий угол с южного берега Крыма.
Стремительный Сокол
Населения Муторая всего 70 человек. В нем есть начальная школа, почта, магазин, который работает не слишком часто. При этом голодающих нами замечено не было. Примерно половину населения составляют местные народности - эвенки и тунгусы. Удивительно, но они умудряются сохранять свою национальную идентичность. Утверждают, что они лучшие охотники и рыболовы, и носом чуют добычу. Сильные эмоции вызывает их способность поглощать горячительные напитки, а некоторые не просыхают месяцами.
На следующее утро у нас было назначено начало нашего маленького похода. Весь день по прилету заняли приготовления. Хотя надо сказать, что Владимир основательно провел предварительную работу. К нашему приезду была подготовлена лодка, закуплены необходимые продукты, бензин разлит по бакам. Нам оставалось правильно разложить все это в лодке, которую местные жители называют смешно - «шитик», проверить все ли есть по списку. Муторай расположен на берегу реки Чуня, которая является притоком Подкаменной Тунгуски. Вниз по Чуне мы и собирались пойти. Погода к концу дня наладилась. Надежда на то, что так будет и дальше и нам не придется все время мокнуть под дождем, приятно грела сердце.
Выглянуло солнце, ветер раздул несметные комариные тучи. Эти жужжащие насекомые сопровождали нас все путешествие и доставляли немало неудобств в начале путешествия. Только когда мы шли со скоростью 30 км/ ч на лодке они на время отступали. Так что запасенные репелленты оказались кстати. Оставшееся время дня мы посвятили настоящей сибирской бане горячей как преисподняя и чистой как родник. Наслаждение от нахлынувшей после нее свободы было поистине волшебным. Чуть позже мы ели на ужин простую деревенскую еду - вкуснейшую, почти прозрачную после варки, местную картошку, которую возделывает Владимир. Он и его жена Ольга - единственные, кто в хуторе держат корову, так что парное молоко с ароматами местных трав было достойным завершением восхитительной трапезы.
Чуньские берега
На следующее утро мы спустили всю нашу поклажу вниз к реке, с трудом разместили ее в лодке, и отчалили. Надо сказать, что груз занял практически все свободное пространство нашего плавсредства. Мы с другом примостились на самом носу вместе с собакой, которая является обязательным спутником для путешествий в этих безлюдных краях. Примерно в 14 часов, Владимир, который правил лодкой свистнул и указал нам рукой на берег. В метрах 200 справа по курсу мы заметили медвежью семью - мама, папа и два малыша. Меня охватила такая жалость, что фотоаппарат оказался в этом момент спрятанным под кучей всяких вещей. Такую медвежью семейную идиллию можно наблюдать только в это время года, когда проходят медвежьи свадьбы. В остальное время самцы ведут одиночную жизнь. Услыхав шум мотора, семейство неторопливо удалилось вглубь леса. Впереди нас еще ждала не одна встреча с хозяином тайги.
Дневной переход закончился уже ближе к вечеру, когда мы прошли на моторе более 90 км вниз по течению. Как нам Владимир и обещал, припасенная нами палатка не пригодилось. Ночевали мы в охотничьих избушках, называемых зимовьём. Их строят по берегам важных рек местные охотники. Избушки являются базами для многомесячной зимней охоты на пушного зверя, а летом местные жители заготавливают здесь рыбу и крупного зверя. В избушке, как правило, есть печь, нары, нехитрая утварь, чтобы приготовить еду. К зиме охотники закладывают лабазы продуктами и горючим, чтобы иметь возможность находиться здесь длительное время. Зимовья стоят, как правило, открытыми, так что любой человек может ими воспользоваться для пристанища. Что мы с удовольствием и сделали. Вечером состоялась наша первая настоящая рыбалка. Улов был небольшой, пара жирных окуней и небольшая щука. Клев был недолгим.
На следующей день нам предстоял длинный переход на 100 км вниз, до реки Ингато. Погода была ветренная, и нам пришлось прятаться от сильных брызг воды, которые долетали с носа лодки. В этот переход мы встретили на берегу оленя, который покрасовался перед нами в течение нескольких минут. Грациозно покрутил перед нами своими рогами. Когда мы приблизились почти вплотную к нему, он предпочел быстро ретироваться в чащу.
По берегам Чуни полно водоплавающих птиц. Пару раз нам попадались даже лебеди. Их величавый, я бы сказал, солидный и вместе с тем очень изящный полет завораживает и притягивает к себе внимание. Многочисленные утки и гуси стартуют, как глиссеры, буквально только заслышав шум мотора. Их только что появившееся потомство стремительно прячется в прибрежных зарослях. Так что любителям пострелять - здесь просто раздолье.
К вечеру мы достигли довольно значительного порога. Пришлось аккуратно спускать на канате груженую лодку вдоль каменистого берега. Владимир сделал это мастерски. Так что мы без потерь через пару километров достигли нашей следующей стоянки, где мы задержались на несколько дней. Это зимовьё оказалось не просто комфортабельным для проживания, но и поразило нас своей чистотой и уютом. Шторы на окнах, резные дощечки для разделки рыбы, декоративная керосиновая лампа. Это было весьма удивительно встретить в глухой тайге за сотни километров от ближайших населенных пунктов. Кроме того, здесь имелась маленькая, но весьма умело сделанная банька.
С этой стоянки мы совершили несколько дальних вылазок по речкам. Там мы наконец-то испытали страсть и азарт настоящей хорошей рыбалки, результатом которой явились десяток крупных, весом по 5-6 кг щук, выловленных буквально за пару часиков. Окунь, который хватает блесну очень часто, и достигает веса более 2 кг, за особый «трофей» мы не считали. Но когда друг вытянул за один заброс сразу двух окуней, мы были весьма удивлены. В боковых речках мы ловили благородных хариусов и ленка. Вкус свежепосоленного или зажаренного хариуса, способен вызвать восторг у любого ценителя рыба, а то, как умеет сделать приправы к рыбе Владимир, достойно всяческих восторженных отзывов. До сих пор у меня жив в памяти изысканный, нежнейший, тонкий вкус этих рыбных деликатесов.
Обладание несколькими сортами рыба, естественно, побудило нас на варку ухи с дымком. Только такой вид варки, над костром, в чугунном котелке, признается как эталон этого нехитрого блюда. Трудно найти более удачную закуску под рюмку водки, чем тройная, или даже четвертная уха. Так и мы, просто изнывали от удовольствия, когда поедали всю эту снедь.
Красоты таежных мест неброские. Здесь вы не найдете высоких гор, экзотических деревьев или необычных пейзажей. Главное ощущение - это первозданность, нетронутость, дикость и вместе с тем, какое-то полное спокойствие. Северное небо трудно передать словами, оно как будто рядом, так, что кажется, до него можно дотронуться руками. Причудливые по форме, не похожие на наши, облака отражаются в водной ряби. Темный цвет воды создает иллюзию большой глубины речки. Все это, в сочетании с обрамляющим берега высоким лесом, состоящим в основном из самого массового здесь дерева - лиственницы, создают замысловатые причудливые картины, которые меняются за каждым поворотом реки и всегда отличаются друг от друга. Мне было что здесь пофотографировать и очень хотелось как можно точнее передать в кадре неброское очарование этих мест. Зрителю лучше самому оценить насколько мне это удалось.
По берегам рек цвело большое количество разнообразных трав и кустарников. По вечерам, когда воздух начинал охлаждаться, над рекой возникали затейливые по форме туманы. Поскольку мы были в период белых ночей, необычное освещение создавало поразительные эффекты. В наших местах такое увидеть невозможно. В последние дни нашего маршрута воздух охлаждался почти до 4 градусов. В это время исчезали все насекомые.
Туманности
Туман возникал буквально как приведение, над всей водной поверхностью, слабые дуновения ветра подбрасывали его немного вверх, проснувшиеся птицы прорезали его своими истошными криками. Для меня это было, пожалуй, самое любимое время суток.
В один из дней стоянки мы решили спуститься вниз по реке Чуня как можно дальше. Отойдя немного от зимовья, Владимир внезапно заглушил двигатель и молча показал на берег. Метрах в 300 мы заметили в кустах медведя. Он был занят поиском там так называемого медвежьего корня. Это растение, которое они особенно интенсивно едят как раз во время гона. Мишка был так сильно занят своими делами, что дал нам без труда приблизиться к себе метров на 50, не выказывая никаких признаков беспокойства. Мне удалось сделать несколько удачных кадров. Владимир решил несколько подразнить медведя, стал кричать на него, обзывать «мужиком в шубе». В ответ на улюлюканье мишка приподнялся на задних лапах, пытаясь разглядеть нарушителей его спокойствия получше. В этот момент, сам того не подозревая, он отлично мне позировал. Затем зверь с немалым достоинством скрылся в кустах.
Река Чимбикан
Звериные следы встречаются там повсеместно, особенно их много по притокам реки Чуни. Лоси, самые распространенные животные тайги, в это время года редко показываются у реки, т.к. основной их рацион это растительность, растущая у болот. Много было замечено следов зайца и росомахи, но увидеть их удалось всего пару раз. Их весьма трудно увидеть в высокой и густой растительности.
Наше путешествие продолжилось вверх по реке, еще до одного сказочного зимовья, которое было расположено несколько вдали от берега, у холодного и чистого ручья, под небольшой сопкой, с которой простирался отличный вид на ближайшие окрестности. По оснащению эта стоянка ничуть не уступала предыдущей. В избе мы обнаружили даже полки с книгами. Все это еще раз произвело на нас самое благоприятное впечатление о людях, которые смогли все это построить и поддерживать там полный порядок. Недалеко от этого места была расположена речка Чимбикан. Хрустальная прозрачность ее воды и совершенно светлое дно давали возможность увидеть рыбу. В холодной воде сверкал своей спинкой и плавниками хариус, чуть в стороне от него стайками гонялись небольшие окуни. Видимость была настолько совершенной, что даже крупный ленок, мастер маскировки, был практически как на ладони. Жаль, что для нашей не маленькой лодки, речка оказалась слишком трудной для сплава, и нам пришлось ограничиться несколькими километрами. Как нам сказал Владимир, вверх по течению на ней есть еще избушка.
Главное нашим развлечением, являлась, безусловно, рыбалка. Естественно, нам хотелось выловить самый желанный трофей для всех местных и не местных рыболовов - благородного тайменя. Мы выслушали огромное количество всяких рассказов про это рыбину. В поселке нам показывали фото и видео с тайменевой рыбалки.
Щучка
Все это естественно подогревало наш интерес. Однако все наши усилия в этом направлении оказались тщетными. Все же для этой рыбы время нашего путешествия было не слишком удачным. Но это нисколько не отразилось на общем впечатлении от рыбалки. Такого количества отличной рыбки нам не приходилось видеть раньше. Мне попалась потрясающе удачная блесенка, на которую клевали практически все обитатели водоемов. Мои спутники поражались, как это мне так удается.
Через 13 дней наше путешествие плавно подошло к концу. Нам оставался один длинный переход до Муторая. Но и он нас не разочаровал. Мы опять повстречали медвежью семейку. Было крайне любопытно наблюдать, с какой скоростью, эти не слишком проворные животные взбирались на крутой речной утес. Вот так и начинаешь понимать, что человек, сам по себе, весьма сильно уступает этим хозяевам здешних мест по силе и ловкости. Этот природный «зоопарк» подарил нам еще одну встречу - с гадюкой, которая спокойно переплывала речку, ширина которой, наверное, метров 200.
Далее наш ждал обратный путь вертолетом и самолетами до Москвы и Магнитогорска. Удивительные впечатление от поездки еще долгое время будут яркими вспышками возникать в памяти и готовить новые встречи с природой нашей огромной страны.
Для желающих узнать подробности - пишите sasadad@gmail.com, tchk67@mail.ru
звоните +79049420698
C удовольствием дам координаты людей в Ванаваре и Муторае