Новогодняя карусель праздников (продолжение)
первая часть здесь "Новая Бурятия" продолжает изучать вопрос: что за чем в этой карусели следует и почему?
Новый Год и Рождество: кто победит?
Этот вопрос в нашей стране был актуален на протяжении почти всего прошлого века. Собственно же противопоставление гражданского праздника под названием «Новый Год» и церковного Рождества Христова открыто возникло с приходом к власти большевиков и с победой государственного атеизма в СССР.
Напомним, в начале нового 1918 года власть в России окончательно захватила группа собранных со всей Европы революционных эмигрантов во главе с лидеров большевиков Лениным, на которых сделала ставку Германия, начавшая терпеть поражение в Первой мировой войне.
В апреле 1917 года эта группа преспокойно прибыла на поезде через линию фронта в бурлящий только совершившейся антимонархической революцией Петроград. А уже в конце октября Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, в котором стала заправлять группировка Ленина, состоявшая из маргиналов, представляющих радикальные крылья революционных партий (большевиков, левых эсеров и анархистов), отстранил от власти Временное правительство Российской республики. 25 октября 1917 года Петросовет взял на себя роль временного органа власти, который должен был исполнять свои функции до созыва Учредительного собрания. Вместо Временного правительства.
Рождество 1917 года было последним мирным Рождеством перед началом гонений на этот праздник. После Нового года, когда 5 января 1918 года открылось первое и единственное заседание Учредительного собрания, власть в стране осталась в руках группировки Ленина. На том первом заседании только избранного демократическим путем нового российского парламента радикалы потерпели поражение. Лидер левых эсеров Мария Спиридонова, поддержанная большевиками, проиграла выборы на пост председателя Учредительного собрания Виктору Чернову, представлявшему эсеров-центристов. И в тот же день у Таврического дворца, где проходило заседание, большевики расстреляли из пулеметов мирную демонстрацию петроградцев в поддержку Учредительного собрания, а на следующий день, 6 января, сам парламент был разогнан. В том же январе Ленин и его подручные объявили об образовании первой советской республики - РСФСР. Новогодние чаяния большинства жителей бывшей Российской империи о начале жизни в новой демократической стране так и остались только чаяниями.
Победителя нет?
С 1-го февраля 1918 года в РСФСР декретом Советского правительства (Совнаркома) от 26-го января был введен новый для России григорианский календарь. Впервые Новый год по григорианскому календарю теперь уже советские граждане, а также граждане Государства Сибирь, созданного в 1918 году и тоже перешедшего на этот календарь, отметили 1 января 1919 года.
К тому времени в Сибири уже произошел военный переворот и к власти пришел амбициозный диктатор Александр Колчак, а на всей территории бывшей Российской империи полыхала Гражданская война. С ее окончанием и полной победой Советской власти начались гонения на религиозные праздники, к которым относится и Рождество Христово.
Дело в том, что в дореволюционной России гражданский Новый год был просто календарной датой и как праздник не отмечался. В церковном православном календаре на этот день, повторюсь, приходился праздник Обрезания Господня, который даже не относится к числу 12-ти главных («двунадесятых») православных праздников и никогда широко не отмечался.
Традиционно в России, где православие было до 1917 года государственной религией, главным из новогодних праздников было Рождество, которое знаменует окончание длительного рождественского поста. За Рождеством следовали почти две недели «святок», длящихся от Рождества (25 декабря) до Крещения (6 января). В это время, собственно, и проходили все праздничные гуляния: празднования самого Рождества, застолья с наряженной рождественской елкой, святочные игры и ритуалы - катания на тройках и со снежных горок, посещение родственников и друзей в компании «ряженых» («русский карнавал»), раздача рождественских подарков детям и святочные гадания.
Захватившие власть атеисты-большевики, естественно, не могли поощрять этот «религиозный дурман» и даже пытались запрещать Рождество. «Окончательную» победу над этим религиозным «мракобесием» Советская власть отмечала в канун нового 1929 года, когда официально было запрещено отмечать Рождество. И по новому (25 декабря), и по старому (7 января) стилю. Эти дни были объявлены обычными рабочими днями, а по улицами городов стали ходить специальные патрули подразделений ОГПУ (Объединенного Главного политического управления при СНК СССР), которые заглядывали в окна домов советских граждан и смотрели, а не стоит ли там рождественская елка. Вместе с Рождеством тогда фактически запретили как праздник и Новый год.
- Приближается пьяное рождество - старое, ненужное, как сама старая дряхлая жизнь. За ним плетется старый «новый год» - тоже ненужный, вредный, несущий за собой пьянство, прогулы, болезни. …Дружным напором мы должны добиться того, чтобы к концу пятилетки у нас окончательно исчез варварский обычай, занесенный немецкой буржуазией, устраивать «елки». Это поможет нам скорее покончить и с религиозными праздниками, а вместе с тем и с религией вообще, - писал в № 3 журнала «Друг Детей» за 1929 год безвестный ныне автор Р. Басс.
Опять немцы!
Способствовала этой борьбе и Русская православная церковь, которая после революции и Гражданской войны продолжала вести летоисчисление по старому юлианскому календарю. Таким образом, на 25-е декабря и 1-ое января по григорианскому календарю выпадали дни строгого рождественского поста, который еще длился но старому календарю. А 7-го января, когда церковь только начинала отмечать свое Рождество по старому стилю, большинство граждан уже заканчивали свой «празднично-питейный цикл».
Справедливости ради напомним, что 15 октября 1923 года патриарх Московский Тихон, глава сохранявшейся в стране Православной кафолической греко-российской церкви (настоящее название дореволюционной церкви), перевел было свою паству на так называемый «новоюлианский» календарь, совпадающий до 2800 года с григорианским календарем. Однако, менее чем через месяц, 8 ноября, православный патриарх из-за несогласия части чуть было не вышедших из-под его подчинения церковных иерархов отменил свое решение и распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить».
Это «временное отложение» продолжается и в практике новой религиозной организации под названием «Русская православная церковь Московского патриархата» (РПЦ МП), созданной по личному указанию Сталина в 1944 году. Она возникла противовес той церковной структуре, которая в свою очередь была создана немецкой военной администрацией на территориях СССР, временно оккупированных Германией в ходе Второй мировой войны, на базе закрытых тем же Сталиным в 1937 году православных церковных приходов.
«Советские» Дед Мороз и Снегурочка
Но вернемся к запрету Рождества в 1929 году. С этого времени и до 1936 года жители страны, «где так вольно дышит человек», формально обходились и без Рождества, и без Нового года. Но в 1935 году власти решили сделать «ход лошадью» и создать новый гражданский праздник поз названием «Новый год», который раньше, напомним, никак не отмечался.
Первый раз в СССР отметили «разрешенный» Новый год с елками 1 января 1936 года. А на следующий Новый Год, в начале января 1937 года на официальной торжественной елке в Доме Союзов в Кремле отобранные НКВД дети отмечали новый «советский праздник» в компании с только созданными новыми новогодними персонажами - Дедом Морозом и Снегурочкой. Оба этих «советских» персонажа мгновенно стали самыми популярными среди детворы.
Таким образом, Советы «отделили мух от котлет». Мол, вот вам наш хороший, советский праздник Новый год с елками и подарками, с нашими «советскими» Дедом Морозом и Снегурочкой! Только забудьте про свое «унылое рождество»! Что советские граждане с чистой совестью и делали на протяжении 50-ти с лишним лет, пока во время горбачевской «перестройки» им во всеуслышание не напомнили про Рождество.
Каникулы к Рождеству
Впрочем, и при советском режиме православное Рождество (7 января по новому стилю) и «старый Новый Год» (14 января) не были полностью забыты. И среди фрондерствующей советской интеллигенции, и среди «простого народа» считалось модным и относительно безопасным отмечать не только старый Новый Год, но и «запрещенное» Рождество. Православная же церковь с 1944 года отмечала свое Рождество Христово открыто. Правда, по-тихому. То есть, после «главного праздника в году» и на спаде новогодних настроений.
Однако в декабре 1990 года ельцинский Верховный Совет РСФСР постановил объявить 7 января нерабочим днем, что фактически являлось признанием православного Рождества государственным праздником в «многонациональной, многоконфессиональной» стране. Уже при Владимире Путине, в 2005 году, Государственная дума приняла изменения в 112-ю статью Трудового кодекса России и официально продлила новогодние каникулы до 5-го января включительно. Теперь с учетом перенесенных выходных дней гражданский Новый Год и православное Рождество соединены целой декадой новогодних каникул, длящихся как правило до 10-го января! Что, конечно же, снизило количество официальных прогулов, но значительно увеличило число «разрешенных» теперь новогодних запоев у немалой части мужского населения России.
В Бурятии же вся эта «новогодняя карусель» - только разминка перед Сагааалганом, Новым Годом по восточному лунному календарю, который в этом году здесь начнут отмечать 22 февраля. Празднование наступающего Года Дракона (монг., бур. «луу») продлится еще две недели!
Счастливого Вам Нового года (нового и старого), обоих праздников Рождества («католического» и «православного»), а также с наступающим Сагаалганом! Берегите здоровье! И это не шутка.
Сергей Басаев