Объявят ли нынешнего хамбо-ламу перерожденцем "бурятского чуда"?

Feb 03, 2011 13:29

Хамбо-лама Дамба Аюшеев: Предстоящий год потрясений нужно пережить с буддистским спокойствием

Накануне праздника Сагаалган, когда жители Бурятии встречают Новый год по восточному лунному календарю, глава Буддийской традиционной сангхи России (БТСР), XXIV хамбо-лама российских буддистов Дамба Аюшеев предупредил верующих о том, что предстоящий год Железного Зайца будет очень сложным.

- Мы пережили год Железного Тигра, перешагнули это время и теперь вступаем в год Железного Зайца. Я бы хотел сказать верующим, чтобы мы также достойно пережили и этот год. По астрологическим данным, это будет год частых волнений, люди будут вовлекаться в споры, диспуты. Эти волнения будут быстро возникать и так же быстро утихать. Так звучит предсказание одного из наших астрологов. И поэтому люди должны оставаться спокойными и сдержанными, и не поддаваться на эти провокации! - обратился к жителям Бурятии хамбо-лама Дамба Аюшеев.


Кроме того, по монгольскому астрологическому календарю в Новом году следует ожидать и «сюрпризов» от природы. Ламы говорят, что год будет «ветреный». Поэтому духовный лидер БТСР посоветовал крестьянам особенно позаботиться о том, как уберечь свой урожай от ветра, града и засухи. Не меньше следует уделять внимание и здоровью.

- Для людей, особенно в молодом возрасте, в этом году будет встречаться много опасностей. Старикам и детям будет легче пройти этот год, а молодые люди должны относиться к себе внимательно. Важно в начале года прийти в дацан и получить от ламы-астролога советы о том, как пережить это время. В Сагаалган нужно относиться к предстоящему году как к горе, которую надо преодолеть. Это гора в 365 дней и ее надо пережить, - сказал один из лидеров российских буддистов.

Святые хамбо-ламы

По словам известного своими реформаторскими начинаниями пандит хамбо-ламы Дамбы Аюшеева, в прошедшем году в наиболее многочисленной духовной организации буддистов России (БТСР) практически завершился процесс сакрализации института хамбо-лам. Сам глава БТСР активно внедряет этот новый культ в практику своих последователей все последние годы. Среди самых значимых событий прошедшего Года Тигра нынешний хамбо-лама наряду с открытием новых крупных дацанов (в Чите и в селе Шибертуй Бичурского района) особо выделил строительство трех буддийских ступ (бур. «субурганов») в память о трех предшественниках самого Дамбы Аюшеева на троне главы российских буддистов.

- Сакральным для нас, буддистов, было строительство субурганов на родине трех хамбо-лам - Чойван Доржо Ешижамсуева (шестой по счету хамбо-лама - С.Б.), Гуро Цыремпилова (14-й хамбо-лама - С.Б.) - около Курбы в Заиграевском районе и для хамбо-ламы Данжи Мункожапова (16-й хамбо-лама, последний глава буддистов перед закрытием в 1936 году всех буддистких храмов в СССР - С.Б.) - в Селенгинском районе, - рассказал журналистам пандит хамбо-лама Дамба Аюшеев. - Тем самым мы завершили цикл строительства, обозначения и увековечивания всех 21 хамбо-ламы. Это событие уникальное. Потому, что так мы по прошествии 100-200 лет искали и находили родину хамбо-лам, и эти места были найдены. И вот этот момент для меня значит очень многое. Этими событиями, строительством и открытием субурганов, мы открываем новый путь паломничества для наших верующих, которые в течение всей жизни хотя бы один раз должны прийти к каждому из этих  21 месту и получить благословение. Потому, что каждый из хамбо-лам обладает сверхъестественными способностями и имеет особую связь с каким-либо из наших божеств. Например, у хамбо-ламы Эрдынеева особая связь с Зеленой Тарой! Узнавая о качествах и способностях каждого из хамбо-лам, мы можем определить то, какое божество за ним закреплено и помогает ему.

Таким образом, у буддистов Бурятии по инициативе неугомонного XXIV хамбо-ламы прямо на наших глазах складывается новый культ института «святых хамбо-лам» со своим маршрутом паломничества, святыми местами на родине каждого из них и связанными с ними божествами-сахюусанами.

Не все хамбо-ламы «достойны поклонения»

Но есть и исключения в цепи российских хамбо-лам, которым, по мнению Дамбы Аюшеева должны поклоняться верующие-буддисты Бурятии. Установления субургана на родине и включения в маршрут паломничества пока не удостоились два последних предшественника хамбо-ламы Дамбы Аюшеева - ныне здравствующие 62-летний XXII хамбо-лама Жамьян Шагдаров (занимал пост председателя Центрального духовного управления буддистов России с 1992-го по 1993-й год) и 50-летний XXIII хамбо-лама Чой-Доржи Будаев (возглавлял ЦДУБ в 1993-1995 гг.).

Помимо того, что оба бывших хамбо-ламы пребывают в цветущем возрасте, они к тому же в недавнем прошлом совершали действия, способные вызвать неудовольствие нынешнего главы БТСР, наследницы ЦДУБ. Например, при поддержке хамбо-ламы Жамьяна Шагдарова в Бурятии начинал свою деятельность тибетский учитель буддизма Еши Лодой Римпоче, так не нелюбимый Дамбой Аюшеевым. А его непосредственный предшественник, 23-й хамбо-лама Чой-Доржи Будаев ранее обвинял Дамбу Аюшеева в незаконной узурпации власти в организации буддистов, а затем увел за собой из БТСР в созданную им общину «Ламрим» изрядное количество лам и городских буддистов-мирян.

Естественным образом, оба последних хамбо-ламы не вошли в новый канон «института хамбо-лам», и никому из священнослужителей Буддийской традиционной сангхи России сегодня не придет в голову отдавать им знаки поклонения и уважения.

Венец института хамбо-лам

Из «канонизированных» же хамбо-лам с легкой руки нынешнего главы БТСР особым почетом выделяются I-й хамбо-лама буддистов Восточной Сибири Дамба Даржа Заяев и XII-й хамбо-лама Даши Доржо Итигэлов, чье «драгоценное нетленное тело» сегодня пребывает в роскошном дворце, специально построенном для «бурятского чуда» на территории Иволгинского дацана. Оно же является святыней местных буддистов и одним из туристических брендов Бурятии.

У лам же БТСР хамбо-лама Итигэлов считается перерождением первого хамбо-ламы Заяева. В то же время несколько раз в прессе приближенные к Дамбе Аюшееву ламы и буддистские активисты из Института Итигэлова утверждали, что последний 24-й хамбо-лама является перерожденцем первого хамбо-ламы. Таким образом, буддистское сообщество, возможно, подготавливается к тому, что в скором времени действующий хамбо-лама Дамба Аюшеев будет официально объявлен перевоплощением «бурятского чуда».

Тем временем буддисты Бурятии готовятся к проведению в июне этого года III-й Международной научной конференции, посвященной изучению феномена хамбо-ламы Итигэлова, «вечно живого ламы».

- Это будет третья попытка понять феномен хамбо-ламы Итигэлова и она должна пройти успешно, - говорит наследник святого ламы Дамба Аюшеев. - Мы должны будем определиться с тем, как нам существовать рядом с ним. Мы это называем «третьей мозговой атакой». Подготовят свои доклады все преподаватели Буддийского университета, все ширетуи дацанов. Мы будем рады, если примут ученые из Москвы и Санкт-Петербурга.

Наадам и шатар

Кроме обустройства святых мест паломничества и строительства новых храмов важным видом деятельности для хамбо-ламы Дамбы Аюшеева является проведение спортивных турниров по национальным видам спорта (бурятской борьбе, бурятской стрельбе из лука и скачкам на лошадях бурятской породы по традиционным правилам), и шахматам.

Как сообщил глава БТСР, в 2011 году в Иволгинском дацане пройдет турнир Гран-при российской федерации шахмат с участием нескольких гроссмейстеров. По словам хамбо-ламы Аюшеева, цель таких турниров - сделать Бурятию одним из мировых шахматных центров. Несмотря на неблагоприятные астрологические прогнозы перед началом Нового года по лунному календарю, лидер буддистов полон оптимизма.

Сергей Басаев

Пандит хамбо-ламы в России

1. Первый  хамбо-лама  Дамба Даржа Заяев, из Цонгольского дацана. Находился на этой должности 11 лет, с 1766-го по 1777 год

2.  хамбо-лама Содномпил Хоторхеев, из Цонгольского дацана (с 1777 года)

3.  хамбо-лама Лубсан Жимба Ахалдаев, из Тамчинского дацана (1780-1797)

4.  хамбо-лама Дэмчиг Ешижамсуев, из Тамчинского дацана (1797-1809)

5.  хамбо-лама Гаван Ешижамсуев, из Тамчинского дацана (1809-1839)

6.  хамбо-лама Чойван Доржо Ешижамсуев, из Тамчинского дацана (1839-1860)

7.  хамбо-лама Галсан-Чойроп Ванчиков, из Тамчинского дацана (1860-1872)

8.  хамбо-лама Чойе Василин, из Сартульского дацана (1872-1873)

9.  хамбо-лама Шойдор Мархаев, из Ацагатского дацана (1873-1878)

10. хамбо-лама Дампил Гомбоев, из Тамчинского дацана (1878-1896)

11.  хамбо-лама Чойнзон Иролтуев, из Ацагатского дацана (1896-1911)

12.  хамбо-лама Даши Доржо Итигэлов, из Янгажинского дацана (1911-1918)

13.  хамбо-лама Намжил Лайдапов, из Иройского дацана (1918-1919)

14.  хамбо-лама Гуро Цыремпилов, из Ацагатского дацана (1919-1922)

15.  хамбо-лама Цынгунжап Баниев, из Тамчинского дацана (1922-1925)

16.  хамбо-лама Данжа  Мункожапов, из Тамчинского дацана (1925-1932)

17. хамбо-лама Лубсан Нима Дармаев, из Сартул-Булагского дацана (1947-1956)

18. хамбо-лама Еши Доржо Шарапов, из Тамчинского дацана (1956-1963)

19. хамбо-лама Жамбал Доржо Гомбоев, из Агинского дацана (1963-1980)

20. хамбо-лама Жимба Эрдынеев, из Агинского дацана (1980-1990)

21. хамбо-лама Мунко Цыбиков, из Эгитуйского дацана (1990-1992)

22. хамбо-лама Жамьян Шагдаров, из Иволгинского дацана (1992-1993)

23. хамбо-лама Чой-Доржи Будаев, из Иволгинского дацана (1993-1995)
24. хамбо-лама Дамба Аюшеев, из Мурочинского дацана (с 1995 года)

итигэлов, хамбо-лама

Previous post Next post
Up