Хамбо-лама
Дамба Аюшеев: Предстоящий год потрясений нужно пережить с буддистским
спокойствием
Накануне
праздника Сагаалган, когда жители Бурятии встречают Новый год по восточному
лунному календарю, глава Буддийской традиционной сангхи России (БТСР), XXIV хамбо-лама российских буддистов
Дамба Аюшеев предупредил верующих о том, что предстоящий год Железного Зайца
будет очень сложным.
- Мы пережили год Железного Тигра, перешагнули это
время и теперь вступаем в год Железного Зайца. Я бы хотел сказать верующим, чтобы
мы также достойно пережили и этот год. По астрологическим данным, это будет год
частых волнений, люди будут вовлекаться в споры, диспуты. Эти волнения будут
быстро возникать и так же быстро утихать. Так звучит предсказание одного из
наших астрологов. И поэтому люди должны оставаться спокойными и сдержанными, и
не поддаваться на эти провокации! - обратился к жителям Бурятии хамбо-лама
Дамба Аюшеев.
Кроме того, по монгольскому астрологическому
календарю в Новом году следует ожидать и «сюрпризов» от природы. Ламы говорят,
что год будет «ветреный». Поэтому духовный лидер БТСР посоветовал крестьянам
особенно позаботиться о том, как уберечь свой урожай от ветра, града и засухи.
Не меньше следует уделять внимание и здоровью.
- Для людей, особенно в молодом возрасте, в этом
году будет встречаться много опасностей. Старикам и детям будет легче пройти
этот год, а молодые люди должны относиться к себе внимательно. Важно в начале
года прийти в дацан и получить от ламы-астролога советы о том, как пережить это
время. В Сагаалган нужно относиться к предстоящему году как к горе, которую
надо преодолеть. Это гора в 365 дней и ее надо пережить, - сказал один из
лидеров российских буддистов.
Святые
хамбо-ламы
По словам известного своими реформаторскими
начинаниями пандит хамбо-ламы Дамбы Аюшеева, в прошедшем году в наиболее
многочисленной духовной организации буддистов России (БТСР) практически
завершился процесс сакрализации института хамбо-лам. Сам глава БТСР активно
внедряет этот новый культ в практику своих последователей все последние годы.
Среди самых значимых событий прошедшего Года Тигра нынешний хамбо-лама наряду с
открытием новых крупных дацанов (в Чите и в селе Шибертуй Бичурского района)
особо выделил строительство трех буддийских ступ (бур. «субурганов») в память о
трех предшественниках самого Дамбы Аюшеева на троне главы российских буддистов.
- Сакральным для нас, буддистов, было строительство
субурганов на родине трех хамбо-лам - Чойван Доржо Ешижамсуева (шестой по счету
хамбо-лама - С.Б.), Гуро Цыремпилова (14-й хамбо-лама - С.Б.) - около Курбы в
Заиграевском районе и для хамбо-ламы Данжи Мункожапова (16-й хамбо-лама,
последний глава буддистов перед закрытием в 1936 году всех буддистких храмов в
СССР - С.Б.) - в Селенгинском районе, - рассказал журналистам пандит хамбо-лама
Дамба Аюшеев. - Тем самым мы завершили цикл строительства, обозначения и
увековечивания всех 21 хамбо-ламы. Это событие уникальное. Потому, что так мы
по прошествии 100-200 лет искали и находили родину хамбо-лам, и эти места были
найдены. И вот этот момент для меня значит очень многое. Этими событиями,
строительством и открытием субурганов, мы открываем новый путь паломничества
для наших верующих, которые в течение всей жизни хотя бы один раз должны прийти
к каждому из этих 21 месту и получить
благословение. Потому, что каждый из хамбо-лам обладает сверхъестественными
способностями и имеет особую связь с каким-либо из наших божеств. Например, у
хамбо-ламы Эрдынеева особая связь с Зеленой Тарой! Узнавая о качествах и
способностях каждого из хамбо-лам, мы можем определить то, какое божество за
ним закреплено и помогает ему.
Таким образом, у буддистов Бурятии по инициативе
неугомонного XXIV
хамбо-ламы
прямо на наших глазах складывается новый культ института «святых хамбо-лам» со
своим маршрутом паломничества, святыми местами на родине каждого из них и
связанными с ними божествами-сахюусанами.
Не
все хамбо-ламы «достойны поклонения»
Но есть и исключения в цепи российских хамбо-лам,
которым, по мнению Дамбы Аюшеева должны поклоняться верующие-буддисты Бурятии.
Установления субургана на родине и включения в маршрут паломничества пока не
удостоились два последних предшественника хамбо-ламы Дамбы Аюшеева - ныне
здравствующие 62-летний XXII
хамбо-лама
Жамьян Шагдаров (занимал пост председателя Центрального духовного управления
буддистов России с 1992-го по 1993-й год) и 50-летний XXIII хамбо-лама Чой-Доржи Будаев (возглавлял
ЦДУБ в 1993-1995 гг.).
Помимо того, что оба бывших хамбо-ламы пребывают в
цветущем возрасте, они к тому же в недавнем прошлом совершали действия,
способные вызвать неудовольствие нынешнего главы БТСР, наследницы ЦДУБ.
Например, при поддержке хамбо-ламы Жамьяна Шагдарова в Бурятии начинал свою
деятельность тибетский учитель буддизма Еши Лодой Римпоче, так не нелюбимый
Дамбой Аюшеевым. А его непосредственный предшественник, 23-й хамбо-лама
Чой-Доржи Будаев ранее обвинял Дамбу Аюшеева в незаконной узурпации власти в
организации буддистов, а затем увел за собой из БТСР в созданную им общину
«Ламрим» изрядное количество лам и городских буддистов-мирян.
Естественным образом, оба последних хамбо-ламы не
вошли в новый канон «института хамбо-лам», и никому из священнослужителей
Буддийской традиционной сангхи России сегодня не придет в голову отдавать им
знаки поклонения и уважения.
Венец
института хамбо-лам
Из «канонизированных» же хамбо-лам с легкой руки
нынешнего главы БТСР особым почетом выделяются I-й хамбо-лама буддистов Восточной
Сибири Дамба Даржа Заяев и XII-й
хамбо-лама Даши Доржо Итигэлов, чье «драгоценное нетленное тело» сегодня
пребывает в роскошном дворце, специально построенном для «бурятского чуда» на
территории Иволгинского дацана. Оно же является святыней местных буддистов и
одним из туристических брендов Бурятии.
У лам же БТСР хамбо-лама Итигэлов считается
перерождением первого хамбо-ламы Заяева. В то же время несколько раз в прессе
приближенные к Дамбе Аюшееву ламы и буддистские активисты из Института
Итигэлова утверждали, что последний 24-й хамбо-лама является перерожденцем
первого хамбо-ламы. Таким образом, буддистское сообщество, возможно,
подготавливается к тому, что в скором времени действующий хамбо-лама Дамба
Аюшеев будет официально объявлен перевоплощением «бурятского чуда».
Тем временем буддисты Бурятии готовятся к проведению
в июне этого года III-й
Международной научной конференции, посвященной изучению феномена хамбо-ламы
Итигэлова, «вечно живого ламы».
- Это будет третья попытка понять феномен хамбо-ламы
Итигэлова и она должна пройти успешно, - говорит наследник святого ламы Дамба
Аюшеев. - Мы должны будем определиться с тем, как нам существовать рядом с ним.
Мы это называем «третьей мозговой атакой». Подготовят свои доклады все
преподаватели Буддийского университета, все ширетуи дацанов. Мы будем рады,
если примут ученые из Москвы и Санкт-Петербурга.
Наадам
и шатар
Кроме обустройства святых мест паломничества и
строительства новых храмов важным видом деятельности для хамбо-ламы Дамбы
Аюшеева является проведение спортивных турниров по национальным видам спорта
(бурятской борьбе, бурятской стрельбе из лука и скачкам на лошадях бурятской
породы по традиционным правилам), и шахматам.
Как сообщил глава БТСР, в 2011 году в Иволгинском
дацане пройдет турнир Гран-при российской федерации шахмат с участием
нескольких гроссмейстеров. По словам хамбо-ламы Аюшеева, цель таких турниров -
сделать Бурятию одним из мировых шахматных центров. Несмотря на неблагоприятные
астрологические прогнозы перед началом Нового года по лунному календарю, лидер
буддистов полон оптимизма.
Сергей
Басаев
Пандит
хамбо-ламы в России
1. Первый
хамбо-лама Дамба Даржа Заяев, из
Цонгольского дацана. Находился на этой должности 11 лет, с 1766-го по 1777 год
2. хамбо-лама
Содномпил Хоторхеев, из Цонгольского дацана (с 1777 года)
3. хамбо-лама
Лубсан Жимба Ахалдаев, из Тамчинского дацана (1780-1797)
4. хамбо-лама
Дэмчиг Ешижамсуев, из Тамчинского дацана (1797-1809)
5. хамбо-лама
Гаван Ешижамсуев, из Тамчинского дацана (1809-1839)
6. хамбо-лама
Чойван Доржо Ешижамсуев, из
Тамчинского дацана (1839-1860)
7. хамбо-лама
Галсан-Чойроп Ванчиков, из Тамчинского дацана (1860-1872)
8. хамбо-лама
Чойе Василин, из Сартульского дацана (1872-1873)
9. хамбо-лама
Шойдор Мархаев, из Ацагатского дацана (1873-1878)
10. хамбо-лама Дампил Гомбоев, из Тамчинского дацана
(1878-1896)
11. хамбо-лама
Чойнзон Иролтуев, из Ацагатского дацана (1896-1911)
12. хамбо-лама
Даши Доржо Итигэлов, из Янгажинского дацана (1911-1918)
13. хамбо-лама
Намжил Лайдапов, из Иройского дацана (1918-1919)
14. хамбо-лама
Гуро Цыремпилов, из Ацагатского
дацана (1919-1922)
15. хамбо-лама
Цынгунжап Баниев, из Тамчинского дацана (1922-1925)
16. хамбо-лама
Данжа Мункожапов, из Тамчинского дацана
(1925-1932)
17. хамбо-лама Лубсан Нима Дармаев, из
Сартул-Булагского дацана (1947-1956)
18. хамбо-лама Еши Доржо Шарапов, из Тамчинского
дацана (1956-1963)
19. хамбо-лама Жамбал Доржо Гомбоев, из Агинского
дацана (1963-1980)
20. хамбо-лама Жимба Эрдынеев, из Агинского дацана
(1980-1990)
21. хамбо-лама Мунко Цыбиков, из Эгитуйского дацана
(1990-1992)
22. хамбо-лама Жамьян Шагдаров, из Иволгинского
дацана (1992-1993)
23. хамбо-лама Чой-Доржи Будаев, из Иволгинского дацана
(1993-1995)
24. хамбо-лама Дамба Аюшеев,
из Мурочинского дацана (с 1995 года)