окончание текста о фильме звягинцева левиафан
здесь начало
http://sarvarupa.livejournal.com/231257.html Есть ли бурятский аналог "Левиафана"?
"Новая Бурятия" о высказывании министра культуры России Владимира Мединского ("рашка-говняшка"), "Степных играх" Баира Дышенова и о "чернухе" в кино, как о социальном диагнозе.
(Окончание...)
Бурятский брат "Левиафана"
На этой неделе принята заявка на участие в конкурсе на звание лауреата Национальной кинематографической премии "НИКА" за 2014 год от студии "Буряткино". Фильм Баира Дышенова "Талын наадан" (Степные игры) попал в лонг-лист этого российского конкурса и претендует на попадание в число номинантов в семи группах, в том числе, "Лучший игровой фильм", "Лучшая режиссерская работа", "Лучшая сценарная работа", "Открытие года" (все Баир Дышенов), "Лучшая операторская работа" (Глеб Степанов), "Лучшая музыка в фильму" (Баттулга Галмандах), "Лучшая мужская роль второго плана" (Биликто Дамбаев).
Всего в конкурсе "НИКА" участвуют 38 российских полнометражных художественных фильмов, среди которых тот же "Левиафан" Андрея Звягинцева, "Да и Да" Валерии Гай Германики, "Дурак" Юрия Быкова, "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" Андрея Кончаловского, то есть, все фильмы, еще недавно претендовавшие на то, чтобы представлять Россию в номинации "Лучший иностранный фильм" на Оскаре -2015.
Любопытно, что между "Левиафаном" и уже прошедшими в прокате "Степными играми" есть много общего. Они сняты в принципе в одной художественной (артхаусной) манере, близки по эстетике, налицо явно близкие социальные темы. Можно сказать, что у Андрея Звягинцева в Бурятии появился талантливый ученик и последователь.
Интересно, что и в вышедших ранее короткометражках Баира Дышенова ("Улыбка Будды", "Наказ матери"), и в новом фильме "Степные игры" есть то же внимание к деталям, неспешное созерцание камеры. Есть тот же визуальный "крючок" в виде эффекта присутствия зрителя в ходе перемещения героев фильма в пространстве кадра, что и в звягинцевских "Возвращении", "Елене" и "Левиафане". По-моему, этот стиль стал для Баира Дышенова как для художника вполне себе природным, внутренне гармоничным.
Более того, удивительно красиво снятая в "Степных играх" Дышенова Тугнуйская степь (хочется прыгнуть в авто и уехать туда все это посмотреть), становится не просто одушевленной природой, художественным пространством для героев, как в "Левиафане", но и прямым участником этих самых игр. Участником, который непосредственным образом подсказывает своим партнерам их действия, мешает или наоборот помогает этим глупым людям.
Баир Дышенов, как режиссер кино, пока находится в молодом растущем возрасте. Пока он не выходит из ниши того артхаусного кино, который условно определяется как "кино этнических меньшинств". В рамках бурятской этники показан в "Степных играх" и сам социальный конфликт.
Основной посыл режиссера Дышенова: сколько еще вы, буряты, будете всякой "херней страдать", - бухать, невест воровать, искать себе на задницу приключений, создавать себе проблемы на пустом месте?! Посмотрите, как ваши матери и жены страдают, как вы сами от этой ерунды страдаете! Дел-то у вас, уродов, на "тьфу и растереть", а страдаете-то вы по-настоящему! Весь народ, как тот безногий бывший десантник Пурбэ (актер Биликто Дамбаев), который был рожден для подвига лихим наездником (в фильме совмещены три действия, разъединенные разным временем, но объединенные одним местом - Тугнуйской степью - С. Б.), а сейчас ездит не телеге и выпрашивает водку у друзей! И что, вам, как и ему, только и остается, что удавиться от безысходности на узде своего коня?!
Главное же, что ментально отличает "Талын наадан" от "Левиафана", это не бурятский язык и место действия. Фильм Дышенова, в принципе, внутренне космополитичен и, несмотря на этно-антураж, понятен любому зрителю. Но в нем отсутствует (или почти отсутствует) то персонифицированное зло, которое у Звягинцева во всем виновато - власть.
А карикатурный депутат Народного Хурала (актер Жаргал Лодоев), появление которого в кадре вызывает у зрителя добрую улыбку узнавания, а местами и гомерический хохот, в сущности ничем по менталитету не отличается от других участников этих странных игр, бессмысленных и беспощадных.
Если же сравнивать Звягинцева и Дышенова не по мастеровитости и по набитости руки, а по уровню таланта, то можно сказать одно. Не будем забегать вперед, но мне почему-то кажется, что Дышенов себя еще покажет.
Кто выставил в Сеть "Левиафана"?
Вернемся к "Левиафану". Является ли фильм Звягинцева конъюнктурной и циничной "антироссийской чернухой", которой ее представляют многочисленные рассерженные патриоты и православные кинокритики?
Появление фильма в Интернете перед голосованием членов американской киноакадемии в конкурсе на лучший иностранный фильм (премия "Оскар") и перед широким выходом "Левиафана" (без матов) на большой экран в России, объективно говоря, как раз и играет на во многом искусственное надувание образа "Левиафана", как примитивного "чернушного кино в стиле 90-х". Поскольку в Сети не видны чисто художественные достоинства картины, все ее красивости, хуже работают фирменные "крючки" Андрея Звягинцева.
К тому же, далеко не для всех пользователей русскоязычной "всемирной паутины" есть возможность остаться не затронутым тем небывалым по мощности валом негативных рецензий и откровенно ругательных комментариев, обрушившимся на этот в сущности простодушный фильм. Фильм, который просто отражает растерянность московского класса перед надвигающимся неизвестно чем.
Наблюдая за этой "свадьбой троллей" на форумах, хочется спросить: а зачем создателям "Левиафана" нужно было выставлять его в Сеть еще до того, как он вошел в номинацию "Оскара", усилив тем самым кампанию по дискредитации Звягинцева? Может быть это сделал кто-то другой?
Теперь такое ощущение, что репутацию этого, что бы там ни говорили, русского по духу фильма сегодня, похоже, не спасет ни большой экран, ни даже присуждение "Оскара". Скорее даже наоборот. Мнение у большого количества людей уже создано. Сейчас не нужно быть слишком проницательным, чтобы представить себе то, как примерно будут бить фильм Звягинцева после вполне предсказуемого получения самой престижной в мире кинопремии. Мол, дали как раз "за очернение России"!
Тем более, что "чернухи", в виде неприятной натуры из российской глубинки там действительно хватает. Другой вопрос: а мог ли Андрей Звягинцев, стараясь оставаться актуальным и интересным именно сейчас, обойтись без той самой "чернухи"?
В 2014 году все основные кандидаты на выдвижение от России на премию "Оскар"-2015 (в номинации "Лучший фильм на иностранном языке"), - "Дурак" Юрия Быкова, "Да и да" Валерии Гай Германики, "оптимистическая" комедия "Горько!" Жоры Крыжовникова, "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" Андрея Кончаловского и, наконец, "Левиафан" Андрея Звягинцева, - можно смело отнести к категории той самой "чернухи", в связях с которой и обвиняют только Звягинцева. Но получается, что какой бы фильм не выбрали, Россию "очернили" бы в любом случае.
"Чернуха" как диагноз
"Новая Бурятия" провела специальное исследование на тему: "Чернуха в кино как социальный диагноз" (шутка). Повторить это исследование приблизительно с теми результатами может любой человек, просмотрев списки отечественных фильмов по годам и выделив в них те фильмы, которые условно можно отнести к категории "чернухи". Конечно, здесь мы неизбежно столкнемся с оценочными вещами, но тем не менее, есть и объективные индикаторы - социальная направленность, показ изнанки жизни, депрессивность , слом ранее принятых приличий и стереотипов и т.д.
Итак, основной вывод исследования. Количество "чернухи" в отечественном кино даже при наличии идеологических и духовных "скреп" увеличивается по мере приближения к смене общественного строя, революции, и напрямую не зависит от нарастания экономических и социальных проблем. На уникальном в своем роде опыте нашей страны, - Советского Союза, России, - график нарастания "чернухи" в кино достигает своего пика к условно "революции" (1991 году), а в 90-е годы резко падает!
Любопытно, что, несмотря на все трудности, "чернушное" кино появлялось в ельцинский период значительно реже, чем в 1989-1991 годах. В дальнейшем же, с увеличением несвободы, количество "чернухи" вновь постепенно увеличивается и сегодня подходит к критическому уровню. Вспомним о российских кандидатах на выдвижение на "Оскар".
"Мы ждем перемен..."
Проиллюстрируем этот вербальный график примерами. Так в 1985 году, в первый год перестройки, самым, если можно так выразиться, "чернушным" кино стал фильм Элема Климова "Иди и смотри", снятый в 1984 году аккурат к 40-летию Победы. Других "чернушных" фильмов 1985 года найти не удалось, выходили косяками одни "самые обаятельные и привлекательные".
Однако, уже в 1986 году на экран выходят первые перестроечные фильмы, снятые в 1985 году, в основном на молодежную тему. В них и появляется то, что сейчас принято называть "чернухой". Хотя с высоты нынешнего опыта это были, конечно, просто детские игры в духе "взвейтесь кострами". Короче говоря, первая чернуха пришла в кино с молодежными "неформалами" и бюрократами-формалистами: "Курьер" (К. Шахназаров), "Плюмбум, или опасная игра" (В. Абдрашитов), "Праздник Нептуна" (Юрий Мамин). Вершиной социальной критики в советском кино 1986 года стал фильм Георгия Данелия "Кин-дза-дза" с "этой странной фразой" одного из героев: "Общество без цветовой дифференциации штанов не имеет будущего"!
По настоящему острые социальные фильмы с "чернухой", как главным признаком перестроечного кино, появились в следующем 1987 году. Рекордсменами по количеству "чернухи" стали замечательные фильмы "Асса" (С. Соловьев), "Фотография с женщиной и диким кабаном" (Арвидс Криевс), "Друг" (Л. Квинихидзе), "Холодное лето 53-го" (А. Прошкин), "Забытая мелодия для флейты" (Э. Рязанов), "Зеркало для героя" (В. Хотиненко). В них впервые появляется подпольная рок-культура, Виктор Цой с его эпохальным "Мы ждем перемен", первая робкая критика партийных функционеров, первый показ изнанки жизни - мафии, подпольных миллионеров, первый "блатняк" (не в комедийном, как в глубоко народном фильме "Джентельмены удачи", плане).
"Навалилась чернуха..."
Волна откровенной "чернухи" наполнила экраны в 1988 году. Только названия: "Фонтан", "ЧП районного масштаба", "Воры в законе", "Криминальный талант", "Бомж", "Манкурт", "Собачье сердце", "Слуга", "Дорога в ад", знаменитая "Игла" с тем же Цоем, поющим мрачные песни, и со сценой наркотической ломки. Откровенно декадентский и мистический "Господин оформитель" Олега Тепцова. И, наконец, самый обсуждаемый и самый скандальный фильм времен перестройки "Маленькая Вера" Василия Пичула! Но чемпионом "чернухи" знакового 1988 года можно считать даже не "Маленькую Веру", рассказывающую про "глубокое советское чувство", а шокировавшую нашего зрителя картину Саввы Кулиша о наркоманах "Трагедия в стиле рок".
Окончательно советского зрителя накрыл девятый вал "чернухи" в 1989 году. Тогда впервые по ощущениям "чернушные" фильмы в советском кино начинают количественно преобладать, а талантливых фильмов на социальную тему без "чернухи" просто не стало. "Город Зеро", "Беспредел", "Астенический синдром", "Замри-умри-воскресни", "Гу-га", "Интердевочка", "Катала", "Криминальный квартет", "Ночевала тучка золотая", "Авария - дочь мента", "Под небом голубым", "Псы", "Искусство жить в Одессе", "СЭР (Свобода - это рай)", "Фанат", "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви", "Песнь, наводящая ужас", "Смиренное кладбище" Александра Итыгилова, - это список только самых известных "чернушных" фильмов 1989 года.
В 1990 году не "чернушные" советские фильмы все еще имели место быть. Это касалось в основном исторических фильмов, комедий, отдельных экранизаций классики и иностранной литературы. Но главным содержанием советского актуального кино стала именно так называемая "чернуха". Вот самые талантливые из "чернушных" фильмов: "Затерянный в Сибири" (А. Митта), "Облако-рай" (Н. Досталь), "Исповедь" (С. Параджанов), "Пегий пес, бегущий краем моря" (Карен Геворкян), "Похороны Сталина" (Е. Евтушенко), "Сестрички Либерти" (А. Грамматиков), "Я объявляю вам войну" (Я. Лапшин), "Сто дней до приказа" (Х. Эркенов). Тем не менее, почти все вышедшие в 1990 году фильмы по своему духу, по менталитету остаются полностью советскими. Выделяется фильм Павла Лунгина 1990 года "Такси-блюз" с уникальным Петром Мамоновым в главной роли и замечательной фразой одного из героев: "Навалилась чернуха - гони ее"!
Первые фильмы, в которых менталитет героев был уже не советским, появились в 1991 году (хотя снимались они в 1990 году, за год до распада СССР), а не "чернушных" фильмов практически не стало. Как это ни странно, одним из пионеров такого подчеркнуто несоветского "чернушного" кино стал Никита Михалков с его фильмом "Урга - территория любви". Диагнозом приближающего распада стал один из самых "чернушных" фильмов года - "Дикое поле" Николая Гусарова. Вот примеры чернухи года "падения империи": "Гений", "Грех", "Дом свиданий", "Женская тюряга", "Изыди", "Кукушкины дети", Людоед", "Путана", "Небеса обетованные", "Ниагара", "Улица погасших фонарей", "Опиум".
Интересно, что премьера фильма "Невозвращенец" с пророческим сюжетом об угрозе консервативного переворота состоялась на Ленинградском телевидении в ночь на 21 августа во время путча ГКЧП. В год распада Советского Союза по части "чернухи" советское кино находилось на самом дне.
"Все будет хорошо..."
Первый откровенно не советский фильм о современной жизни Москвы снимался еще в СССР в 1991 году, но вышел на экраны уже в России в 1992 году. Это фильм "Лимита" Дениса Евстигнеева. 1992 год - первый год в отечественном кино, когда произошел обвал, резкое снижение количества "чернухи", хотя большинство фильмов, вышедших в том году, снимались еще в Советском Союзе. Но перемены, которых мы ждали, уже наступили. "Чернухи" как-то резко стало меньше, исчезает ощущение безнадеги. "Чернушные" фильмы 1992 года почти все по сути оптимистичные, и их не так много: "Луна-парк" (П. Лунгин), "Комедия строгого режима" (А. Студенников), "Дюба-Дюба" (А. Хван), "Менялы" (Г. Шенгелия), "Маленький гигант большого секса" (Н. Досталь), "Мужской зигзаг" (Ю. Рогозин).
В 1993-1996 годах в российском кино возрождается такой жанр как комедия, потоком идут мелодрамы, детективы. Самые "чернушные" за эти четыре года фильмы: "Грехъ. История страсти" Виктора Сергеева и "Мусульманин" Владимира Хотиненко. Другие же "чернушные" фильмы, - "Окно в Париж" Юрия Мамина, "Стрелец неприкаянный" Георгия Шенгелия (оба 1993 год), "Особенности национальной охоты" Александра Рогожкина (1994 год) по сути являются светлыми комедиями, а "чернушные" атрибуты в них - это, скорее, инерция конца 80-х годов. Лейтмотив так называемой "чернухи" этих лет в названиях фильмов Дмитрия Астрахана "Ты у меня одна" (1993) и "Все будет хорошо" (1995). 1994 год был отмечен появлением отчасти "чернушных" "Утомленных солнцем" Никиты Михалкова, последнего на сегодняшний день обладателя премии "Оскар", а в 1996 году кроме "Кавказского пленника" ни вышло на экраны ни одного откровенно "чернушного" фильма.
В 1997-2000 годах после короткого перерыва вновь начинает появляться настоящая "чернуха". Это "Страна глухих" (В. Тодоровский), "Чистилище" (А. Невзоров), "Вор" (П, Чухрай), и конечно же, "Брат" (А. Балабанов) - все фильмы 1997 года. На следующий год выходят "Хрусталев, машину" (А. Герман), "Мама, не горюй"! (М. Пежемский), "Про уродов и людей" (А Балабанов) и "Блок-пост" (А. Рогожкина). Большая часть этой "чернухи" - реакция на первую чеченскую войну и связанную с этим определенную депрессию в обществе. В 1999 году лидер "чернухи" - "Ворошиловский стрелок" (С. Говорухин), в 2000 году (снимались в 1999-м) - "Брат-2" преданного слуги "чернухи" Алексея Балабанова, "Дневник его жены" (А. Учитель), "Москва" (А. Зельдович) и "Свадьба" (П. Лунгин), "Старые клячи" (Э. Рязанов).
В целом же ельцинская эпоха в российском кино, вопреки навязываемому в последние годы стереотипу о страшных девяностых, по количеству и по мрачности киношной "чернухи" наоборот была самым светлым временем, временем надежд.
"Даун-хаус", или "жизнь с идиотом"
Первая пятилетка правления Владимира Путина (2001-2005 гг.) - это тоже относительно безоблачные годы по части "чернухи" на киноэкранах. До полной безысходности 1990-1991 года пока далеко. В этот период выходят "Афера" (Е. Лаврентьев), "Мусорщик" (Г. Шенгелия), "Сестры" (С. Бодров мл.), "Даун-хаус" (Р. Качанов), "Яды, или всемирная история отравлений" (К. Шахназаров), "Пять бутылок водки" (С. Баскова), "Мусорщик" (Г. Шенгелия) - все 2001 год; "Война" (А Балабанов), "Дом дураков" (А. Кончаловский), "Шик" (Б. Худойназаров), "Олигарх" (П. Лунгин), "Копейка" (И. Дыховичный), "Антикиллер" (Е. Кончаловский) - все 2002 год; "Бумер" (П. Буслов), "Особенности национальной политики" (Д. Месхиев), "А поутру они проснулись" (С. Никоненко), "Кармен" (А. Хван), "Антикиллер-2" (Е. Кончаловский) - все 2003 год; "Шиза" (Г. Омарова), "Мой брат Франкенштейн" (В. Тодоровский), "Ночной дозор" (Т. Бекмамбетов), "Водитель для Веры" (П. Чухрай), "Золотая голова на плахе" (С. Рябчиков) - все 2004 год; "веселый" фильм "Жмурки" Алексея Балабанова, "Мама, не горюй - 2" (М. Пежемский), "Бумер-2", (П. Буслов), "Дневной дозор" (Т. Бекмамбетов), "Побег" (Е. Кончаловский), "Ночной продавец" (В. Рожнов), патриотическая "чернуха "9 рота" (Ф. Бондарчук) - все 2005 год.
Фильмы этого периода еще показывают "скромное обаяние буржуазии" и пока продолжают отражать надежду 90-х годов на социальный мир, дружбу и жвачку.
Если же говорить об Андрее Звягинцеве, то свой первый "чернушный" фильм "Возвращение", сразу же ставший одним из лучших европейских фильмов и собравший престижные европейские и отечественные призы, - кинофестиваля в Венеции ("Золотой лев", За лучший дебют"), Европейской киноакадемии "Феликс" ("Европейское открытие года"), Национальной кинопремию "НИКА", - этот автор снял в 2003 году.
Появилась неправильная "чернуха"
Впервые выражение "антироссийская чернуха" прозвучала в конце второй путинской пятилетки в отношении фильма Сергея Лозницы "Счастье мое" (2010 год). Тот же Андрей Звягинцев назвал этот фильм "лучшим русскоязычным фильмом последнего времени", а в конкурсную программу Каннского фестиваля он вошел не от России, а от Украины.
Именно к этому периоду относят возникновение в российском кино явления (реакция на короткую "либерализацию" при Медведеве?), которое называют "новой русской волной". В целом, не вдаваясь в рассмотрение оттенков и отличий, оно выражает условно "антибуржуазный" или наоборот "антинародный" взгляд на современную жизнь, и свидетельствует о нарастании социального недовольства, причем на фоне "тучных" лет, наполнивших страну нефте- и газо-долларами.
В этот период вышли "Охота на пиранью" (А. Кавун), "Флэшка" (Г. Данелия), "Парк советского периода" (Ю. Гусман), "Сволочи" (А. Атанесян) - все 2006 год; "Изгнание" (А. Звягинцев), "Груз-200" (А. Балабанов), "Кремень"(А. Мизгирев), "Лузер" (А. Абдулов), 12 (Н. Михалков) - все 2007 год; "Морфий" (А. Балабанов), "Дикое поле" (М. Калатозишвили), "Караси" (С. Крутилин), "Асса-2" (С. Соловьев) - все 2008 год; "Россия-88" (П. Бардин), "Царь" (П. Лунгин), "Любка" (С. Митин), "Монро" (А. Канетович), "Палата № 6" (К. Шахназаров) - все 2009 год; и, наконец, остро социальная "чернуха" - "Счастье мое" (С. Лозница), "Елена" (А. Звягинцев), "Гоп-стоп" (П. Бардин), "Жить" (Ю. Быков) - все 2010 год.
Под знаком "Маленькой Веры" и "Левиафана"
Все 2010-е годы в российском кино - это период, когда упадническая, декадентская "чернуха" с настроением полной безнадеги вновь, как и в конце перестройки, становится общим местом не только для "новой русской волны", но и для вполне себе встроенных в истеблишмент авторов. После фильмов "Россия-88", "Счастье мое" и "Елена" снимать "Любовь-морковь" о социальном мире и скромном обаянии буржуазии стало как-то совсем уж неприлично. Последняя попытка поженить высший класс чиновников с народом - фильм Авдотьи Смирновой "Два дня" (2011 год).
"В тренде" другое, крутое "чернушное" кино - "Жила-была одна баба" папы Авдотьи Смирновой (здесь отцы выступают бунтовщиками), Андрея Смирнова, "Дом" (О. Погодин), "Жить" (В. Сигарев), "Сибирь. Монамур" (С. Росс), "Духless" (Р. Прыгунов), "Genеration П" (В. Гинзбург), "Последняя сказка Риты" (Р. Литвинова) - все 2011 год; "В тумане" (С. Лозница), "Кококо" (А. Смирнова), "Сомнамбула (Алексей Смирнов), "Август. Восьмого" (Д. Тайзиев) - все 2012 год; "Она" (Л. Садилова, о таджикских гастарбартерах), "Околофутбола" (А. Борматова, о футбольных хулиганах), шокирующий фильм "Деточки" (Д. Астрахан) - все 2013 год.
И, наконец, 2014 год. В прошлом году вообще все открытия российского кино связаны практически только с "чернухой". Назовем их: "Левиафан" (А. Звягинцев), "Да и да" (В. Гай Германика), "Дурак" (Ю. Быков), "На дне" (В. Котт), "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" (А. Кончаловский), "Нечаянно" (Ж. Крыжовников). Но чемпионом по "чернухе", и наверное, не только этого года, признан отнюдь не интеллигентский "Левиафан", а уникальный в своем "чернушном" роде фильм Андрея Килина и Сергея Потапова "Река", снятый по сценарию другого московского интеллигента Сергея Мавроди, архитектора самой известной в России пирамиды.
Таким образом, наличие "чернухи" в отечественном кино далеко не всегда говорит о низком художественном уровне фильмов. В список "чернухи" вошли все, или почти все, достижения советского перестроечного и российского кино. Правда, есть небольшое количество больших авторов, далеких от актуального кино (Виталий Мельников, Светлана Дружинина, Александр Сокуров, Сергей Параджанов), которые в течение всех этих лет оставались почти не затронутыми "чернухой".
В целом же, если говорить об уровне "чернухи" в кино как социальном диагнозе общества и индикаторе наступления социальных перемен, то, по внутренним ощущениям, двигаться дальше в область "чернухи" если и есть куда, то, скорее всего, недолго. Год-два.
Сергей Басаев