Кто поможет Геннадию Айдаеву остаться мэром?
Главное политическое событие в столице Бурятии на минувшей неделе - публичный отказ пока действующего мэра Улан-Удэ Геннадия Айдаева от борьбы за власть в городе и его согласие на участие на общих основаниях в муниципальном конкурсе на замещение должности сити-менеджера. Наемного чиновника, зависимого от будущего мэра. Случилось это после вызова «на ковер» к главе Бурятии Вячеславу Наговицыну, который, по-видимому, сумел заставить Айдаева отойти на вторые роли и уступить в скором будущем кресло мэра нынешнему председателю Улан-Удэнского Совдепа Александру Голкову. Однако помощь Геннадию Айдаеву пришла с неожиданной стороны - от одного из его противников и непримиримых критиков!
Немного о хронологии начавшейся борьбы за пост мэра Улан-Удэ. Напомним, что полномочия нынешнего городского головы Геннадия Айдаева, который последние пять лет совмещает должности главы муниципального образования (мэра) и главы местной администрации, заканчиваются 2-го декабря 2012 года. После чего вступает в действие новый Устав города Улан-Удэ, принятый, напомним, весной прошлого 2011 года впопыхах и при скандальных обстоятельствах. По этому уставу власть в городе должна перейти к новому мэру, который будет обладать полномочиями одновременно главы муниципального образования и председателя городского Совета депутатов. После 2-го декабря избирать нового мэра будут не все горожане на свободных выборах, а только лишь 26 депутатов местного Совдепа. Причем, из своего же состава. Те же народные избранники затем должны выбрать и главу городской администрации (сити-менеджера), с которым новый мэр заключит договор о приеме на работу (контракт).
Вся эта процедура передачи власти в Улан-Удэ осложняется следующими обстоятельствами.
Кто заставил Айдаева отменить выборы
Во-первых, испугавшись «коммунистической угрозы» и отменив прямые выборы мэров в большинстве российских городов, «партия власти» не учла другой, не менее серьезной угрозы. Выяснилось, что свои же партайгеноссе, - мэры, выбранные из числа депутатов местных представительных органов (пока в большинстве своем «единороссовских»), и назначенные сити-менеджеры, - тут же забывают об «общих идеалах» и с азартом начинают дележ власти и собственности. В результате возникают новые угрозы - коллапс управления в городах и внутренний раскол в рядах местных отделений «Единой России», на глазах теряющей авторитет в глазах избирателей. Поняв, что институт сити-менеджера «себя не оправдал», Кремль решил вновь вернуться к прежней системе организации местного самоуправления со всенародно избранными мэрами.
В начале сентября в Государственную думу России правительством Дмитрия Медведева был внесен проект федерального закона №133727-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с расширением перечня выборных муниципальных должностей», принятие которого вернет обязательные прямые выборы мэров. Эти метания власти происходят в условиях, когда почти в половине муниципальных образований (46%) уже введен институт сити-менеджера.
Улан-Удэ в этом смысле не повезло вдвойне, поскольку выборы мэра уже отменены, система с сити-менеджером уже введена, но работать не начала. Поскольку последний на данный момент избранный народом мэр еще досиживает срок в своем кресле. В декабре у Геннадия Айдаева заканчивается срок, а с 1 января, скорее всего, вступит в силу новый федеральный закон о возвращении выборов мэра. Но по действующему уже Уставу города выбрать себе нового градоначальника улан-удэнцы не смогут ни в 2012-м, ни в 2013-м году. Поскольку конец этого года и начало следующего уйдут у депутатов горсовета на увлекательный для них процесс выборов мэра (главы муниципального образования) из своего состава и на не менее увлекательный процесс проведения конкурса на замещение должности сити-менеджера (руководителя администрации города). Затем в течение большей части 2013 года будет длиться процедура обратного изменения Устава Улан-Удэ, в который нужно будет вернуть положение о всенародных прямых выборах мэра.
Устав с выборами мэра заработает с 2014 года, а сами выборы состоятся только сентябре того года, в единый день голосования. В этой явно дурацкой ситуации вопреки желанию большинства жителей Улан-Удэ вернуть себе возможность самим определять, кто будет городским главой, система с мэром из числа депутатов и наемным сити-менеджером, которая, не успев вступить в силу, уже изжила себя, будет действовать почти два полных года!
Геннадий Айдаев уже публично назвал того человека, благодаря которому 400-тысячная столица Бурятии оказалась в таком идиотском положении, свалив всю вину персонально на бывшего заместителя председателя правительства Бурятии Андрея Полосина. Напомним, что знакомый с Улан-Удэ по нескольким избирательным кампаниям московский политтехнолог Андрей Полосин по приглашению Вячеслава Наговицына пробавлялся здесь на должности зампреда правительства в течение пяти месяцев (включая три летних месяца) 2010 года, а затем без объяснений покинул республику. Скандальные же изменения в Устав города Улан-Удэ были внесены, напомним, в мае 2011 года. Тем не менее, отсутствующий всегда виноват!
- Господин Полосин лично занимался этим вопросом, давил по линии партии со страшной силой, а потом куда-то исчез, - заявил недавно ушедший в отставку первый заместитель мэра Улан-Удэ Виктор Гаврилов.
Геннадий Айдаев на минувшей неделе подтвердил слова своего бывшего зама, сказал, что «два года мы сопротивлялись, но поделать ничего не смогли». На вопрос журналистов о том, кто был источником давления на него, Айдаев сказал: Полосин.
Незаконный устав?
Во-вторых, помимо внешней угрозы со стороны оппозиции и возникших неизбежных стычек в борьбе за власть между Геннадием Айдаевым и Александром Голковым, существует еще и правовая неурегулированность порядка перехода власти от всенародно избранного мэра Айдаева, у которого заканчиваются полномочия, к будущему мэру из числа депутатов Голкову. Поспешно изменив Устав города и отменив выборы мэра, представители «ЕдРо» не предусмотрели того, что для внесения таких изменений в Устав необходимо было сначала изменить республиканский закон.
Дело в том, что российский закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» действительно предусматривает два разных способа выборов мэра (главы муниципального образования). Это муниципальные выборы всем населением города или выборы представительным органом муниципального образования (горсоветом, гордумой, горсобранием и т.п.) из своего состава. Но весь казус в том, что федеральный закон требует, чтобы способ избрания мэров на территории того или иного субъекта Российской Федерации определялся региональным законом, в данном случае бурятским законом «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия».
То есть, в этом республиканском законе должно быть прописано, что мэр избирается каким-либо одним из этих двух способов или, что допускаются оба способа. В первом случае республика с разрешения Федерации сама определяет, как города и районы избирают своих глав, во втором случае предоставляет право выбора муниципальным образованиям. В нашем случае республиканский закон «О выборах главы муниципального образования в РБ» вообще не предусматривает такого способа выборов мэра как избрание его депутатами горсовета из своего числа! Об избирательной системе, применяемой при проведении выборов мэров городов и глав муниципальных районов на территории Бурятии, там написано следующее.
- Выборы главы муниципального образования в Республике Бурятия проводятся на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства по единому избирательному округу, составляющему всю территорию муниципального образования (статья 2.1), - говорит закон. - Гражданин Российской Федерации участвует в выборах (главы муниципального образования - С.Б.) на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Таким образом, получается, что, отменив прямые выборы мэра Улан-Удэ, «отцы города» (с подачи правительства Бурятии?) грубо нарушили право почти половины жителей республики избирать главу своего муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права! Права, закрепленного российским и республиканским законами, составленными в полном соответствии с конституционным разграничением предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации.
Торпеда от мэра
В-третьих, борьба за власть в городе между пока действующим мэром Геннадием Айдаевым и председателем горсовета Александром Голковым настолько обострилась, что Улан-Удэ рискует остаться вообще без всякой власти на неопределенный срок в условиях зимы. Дело в том, что в начале октября мэр Айдаев начал предпринимать попытки торпедировать принятие двух подзаконных нормативных актов, вытекающих из нового Устава города и регулирующих процесс передачи власти от Айдаева к Голкову.
Сначала, по-видимому, не без участия мэра и его подчиненных был затянут процесс разработки положения о порядке проведения конкурса на замещение должности сити-менеджера и внутренне увязанного с ним регламента горсовета, регулирующего процесс избрания депутатами из своего числа нового мэра. Когда же проект положения о назначении сити-менеджера был все же разработан правовой службой горсовета (а не правовым управлением мэрии), Геннадий Айдаев с помощью своих юристов и прокуратуры республики попытался добиться признания этого проекта коррупциогенным, противоречащим федеральному законодательству и сорвать принятие нормативного акта в необходимые сроки. В этом случае возникли бы сложности и с принятием регламента о выборах мэра из состава горсовета. Произошло это «прицельное торпедирование» на сессии горсовета, которая прошла 11 октября.
Однако тогда Александр Голков назвал замечание прокуратуры «устранимыми» и убедил депутатом все-таки принять Положение, касающееся сити-менеджера с учетом высказанных замечаний.
В тот момент всем стало ясно, что Айдаев, усыпив заявлениями о своих планах идти на выборы в Народный Хурал бдительность Голкова, пытается сохранить за собой кресло мэра еще минимум на год. 15 октября, на следующий день после публикации на эту тему в «Новой Бурятии» глава республики Вячеслав Наговицын усадил перед собой Айдаева с Голковым и заставил их «договориться».
«Мировая» пресс-конференция
И вот через неделю после этого на их совместной пресс-конференции журналисты и зрители городских телеканалов увидели оправдывающихся мэра и предгорсовета, которые «на голубом глазу» заявили, что «никакой войны между ними нет». Явно подавленный и несколько растерянный Геннадий Айдаев публично отрекся от планов остаться на посту мэра. По его словам, он в сентябре 2013 году будет баллотироваться в Народный Хурал Бурятии (Наговицын пообещал ему кресло спикера?), а до этого времени займет должность сити-менеджера.
- Я подумал, чем буду заниматься до выборов в Народный Хурал, когда меня попросили (пойти на сити-менеджера - С.Б.), - поведал Геннадий Айдаев журналистам. - Нужно учитывать, что непонятной будет зима, ТЭЦ-1 не совсем готова пережить эту зиму. Это тоже, наверное, повлияло. Кроме того, я хочу за это время успеть раскрутить работу по подготовке к празднованию 350-летия города!
В ходе встречи с журналистами Геннадий Айдаев сказал, что поддерживает кандидатуру Александра Голкова на пост мэра Улан-Удэ, а его «младший товарищ» в ответ произнес свой «алаверды».
- Если Геннадий Архипович даст согласие на участие в конкурсе (на замещение должности сити-менеджера - С.Б.), я бы поддержал это решение! - сказал председатель Улан-Удэнского городского Совета депутатов Александр Голков. - Без него было бы сложно решать городские проблемы.
- Для города это самый оптимальный вариант в переходный период. Имея богатый опыт этих двух людей, мы спокойно пройдем этот этап, - так прокомментировал спустя два дня образование этого нового «тандема» глава Бурятии Вячеслав Наговицын.
«Мировая» сессия
Завершением оформления «мирного договора» стала прошедшая 25 октября 49-я сессия Улан-Удэнского городского Совета депутатов, на котором были без всяких проблем приняты и подвергшееся ранее критике со стороны айдаевских юристов и бурятской прокуратуры Положение о конкурсе на сити-менеджера (для Айдаева), и Регламент горсовета по выборам депутатами мэра из своего состава (для Голкова). Все прошлые замечания прокуратуры к проекту Положения были учтены, а новых замечаний, как и ожидалось, не возникло.
В регламенте о выборах мэра сказано, что право выдвижения на пост мэра и право голоса при голосовании есть только у депутатов горсовета, а избранным считается тот кандидат, за которого проголосовало более половины от установленного количества депутатов в 26 человек. То есть, избранный мэр должен набрать голоса не менее, чем 14 депутатов.
Кстати, почти незаметно на фоне этих событий прошло изменение в регламент, согласно которому фракцию депутатов горсовета теперь можно образовывать из трех и более человек, а не из пяти, как ранее. На следующей сессии, которая состоится 1 ноября, депутаты выберут шестерых членов конкурсной комиссии, которая из всего списка кандидатов отберет двух человек для тайного голосования депутатами по сити-менеджеру.
Кто будет педалировать разногласия в тандеме
Насколько долговечен образованный на прошлой неделе «тандем» Голков - Айдаев? Уйдет ли мирно Айдаев в Народный Хурал или будет пытаться оставить рычаги управления городом и его собственностью у себя? Сегодня об этом сказать сложно. Тем более, что есть очень интересные обстоятельства, способные нарушить этот «мир в песочнице».
Во-первых, что делать, если вдруг опытному Айдаеву, которому нетрудно будет на новом посту играть ведущую роль в тандеме, понравится быть сити-менеджером? В этом случае с его стороны может последовать лишь имитация борьбы за место депутата. А если весь административный ресурс администрации главы Бурятии, заинтересованного в том, чтобы убрать Айдаева с города, преподнесет ему на блюдечке хуральский депутатский мандат и даже спикерскую перспективу, не исключено, что он просто откажется уходить.
К следующему сентябрю в городском тандеме неизбежно возникнут системные противоречия, как это случилось во многих городах, где опробирована система управления с сити-менеджером. И, наконец, самое главное.
У Геннадия Айдаева, оказывается, есть вполне реальный шанс и после 2-го декабря остаться в кресле мэра! И помочь ему вернуть уходящую власть и относительную независимость может его же, Айдаева, соперник на прошлых выборах и один из самых радикальных критиков нынешнего мэра, известный в Бурятии политик и предприниматель Василий Устинов.
Конституция против Устава
Четыре года назад Устинов уже затевал громкие судебные процессы по отрешению Айдаева от должности, основанные на скандальных фактах массовых фальсификаций на выборах мэра Улан-Удэ в декабре 2007 года. Затем в 2009 году он предпринял неудачную попытку стать депутатом горсовета и сделать этот орган оплотом антиайдаевской оппозиции. Не добившись успеха в суде и проиграв выборы в горсовет, неутомимый критик Айдаева сыграл одну из ведущих ролей в смещении со своего поста председателя Верховного суда Бурятии Анатолия Хориноева. С его подачи в печать проникли уличающие главного в Бурятии судью материалы, добытые юристами Устинова. В итоге разразился громкий скандал и один из главных «партнеров» Геннадия Айдаева в итоге был вынужден уйти со своего поста. И сегодня у многочисленных недоброжелателей Айдаева появился шанс провести более успешную атаку на Айдаева и его команду в судах.
И вот парадокс: сегодня Василий Устинов предпринимает усилия, которые могут привести к тому, что вся эта прошлогодняя затея с отменой прямых выборов мэра и введением института сити-менеджера может быть в свою очередь торпедирована.
С марта этого года в Конституционном суде Бурятии лежит запрос владельца фирмы «Росичъ» и президента общественного по развитию культуры старообрядцев Улан-Удэ Василия Устинова, в котором он требует проверить на конституционность Устав города Улан-Удэ с внесенными туда изменениями, нарушающими, по мнению заявителя, права горожан на свободные выборы. Отметим, что если Конституционный суд республики сочтет устав города противоречащим Конституции России и Конституции Бурятии, то внесенные поправки должны быть отменены, нынешние полномочия Айдаева продлены, а в сентябре 2013 года должны быть проведены всенародные выборы мэра города. В которых, кстати, с весьма вероятным успехом может участвовать и действующий мэр. В случае его победы Айдаев еще минимум на пять лет сохраняет за собой свой пост!
В настоящее время запрос Устинова лежит в Конституционном суде без движения, поскольку после ухода на пенсию бывшего председателя Капитона Будаева сам суд в отсутствие третьего судьи и, соответственно, необходимого для работы состава суда фактически не работает.
Может ли Айдаев не уходить?
Сегодня Василий Устинов подает почти аналогичный иск в Верховный суд Бурятии с требованием признать новый Устав города Улан-Удэ незаконным.
- В соответствии с федеральным законодательством выборы мэра Улан-Удэ могут производиться как всенародным голосованием, так и узким кругом лиц - депутатами горсовета. Но то, как должны проводиться эти выборы согласно тому же федеральному закону определяет закон Республики Бурятия. А этот закон однозначно говорит о том, что главы муниципальных образований на территории всей республики избираются только всем населением муниципального образования. То есть, выборы мэра депутатами республиканским законом вообще не предусмотрены! Следовательно, принятый в спешке новый устав Улан-Удэ является незаконным, поскольку противоречит федеральному и республиканскому законодательству! - говорит Василий Устинов.
По его мнению, у «отцов города» сейчас есть только два законных варианта выхода из этой не правовой ситуации. Во-первых, депутаты горсовета могут на своей сессии отменить принятый ими устав и продлить полномочия мэра до новых выборов, то есть до сентября 2013 года. И, во-вторых, сначала отменить устав, затем выйти в Народный Хурал с инициативой изменить республиканский закон о выборах глав муниципальных образований в Бурятии, дождаться пока депутаты Хурала примут закон, позволяющий избирать мэра из числа депутатов представительного органа муниципального образования, и только потом вновь собраться на свою сессию и внести нужные им (нужные ли?) изменения в Устав города Улан-Удэ, отменяющие прямые выборы мэра. И только после этого приступить к выборам мэра из своего числа и назначению сити-менеджера.
- На месте Александра Голкова я бы в первую очередь поменял юристов, которые, по моему мнению, не разобравшись в законодательстве по этому вопросу, дезинформируют его самого и Наговицына, - считает предприниматель Василий Устинов. - А затем нужно принимать решение, которое отвечает чаяниям подавляющего числа улан-удэнцев, и провести в сентябре 2013 года всенародные выборы мэра Улан-Удэ.
В ближайшее время иск Василия Устинова с требованием признать незаконным новый Устав города поступит в суд. А пока, по мнению Устинова, Геннадий Айдаев, зная о том, что закон на его стороне, «может спокойно никуда не уходить, сидеть в своем кабинете и по-прежнему управлять городом»!
Сергей Басаев