Нужно помнить всегда, кто и что ты на самом деле (не в мечтах, воображении). И в молитве тщеславишься. Что можешь - сам по себе, что имеешь сам? Все дано тебе от Бога. Откуда ты явился, куда грядешь, кем живешь? Ты не хочешь смиряться, хочешь славиться, прельщаешься бесовскими сетями; напоминай себе истину Христову, молись, борись. За себя будешь отвечать Судии. Сознавай свои грехи, плачь и вой. Встряхивайся, реально осознавай все происходящее с тобой и себя самого: прочь мечты, помыслы, разбирания, критика себя самолюбием. Грехами огорчаешься - по самолюбию, немощами же - еще более (Господь говорит: сила Моя в немощи совершается; огорчайся, что Бога Отца оскорбил). Уверен бываешь, что отлично вышло - за богослужением и в общении: движение, возглас, выражение лица; нужно помнить: все худо делаю, делаю как могу (забудь себя на время; это - не театр, а ближние - не зрители). Пагуба во всем этом, смиряйся ежесекундно, укоряй себя выну; отчаянно напрягаешься отлично дать крест богомольца, стоять среди церкви и так далее. Дай зрети грехи моя мне, Господи.
Архимандрит Серафим (Розенберг)