Новый, 2017 год. Новые дела, проекты, горизонты. И так почти у всех. А чем в новом году порадует зрителей "Студия пластического движения «32»? - один из самых молодых и новаторских театров Таганрога? Кто знает. Пока же, в ожидании премьер, немного воспоминаний о "Ночи огня", спекаткле, который своим "огнём" ярко осветил театральный Таганрог в конце 2016-го.
Студия пластического движения «32» - необычный театр. Необычен его «молчаливый» пластичес-кий формат. Необычна тонкость актёрской техники, невесть как и когда взявшаяся у студентов тех-нического «Радика», основное время тратящих на учёбу. Необычна скорость, с которой «Студия» прошла путь от студенческого клуба по интересам до театральной «сверхновой» - коллектива, получившего, среди прочих наград, звание «народного» за первые же спектакли.
Этот взлёт можно назвать загадкой. Режиссёр Марина Дрень говорит, что не изобретала собственной «системы Станиславского». Актёры не признаются, что прячут под кроватью дипломы хорео-графических школ. И только фраза одного из студийцев «мы здесь учимся видеть не только и не столько глазами...», словно намекает - при внешней нелогичности, феномен «Студии 32» не случаен.
Рассказывать в чём он, новый спектакль «Ночь огня» не стал. Просто, подобно ритму шаманского бубна, увлёк зрителя куда-то в глубины собственного «я», и до самого занавеса разговаривал с ним уже оттуда.
Свет софитов преломляется в клубах дыма. Гул ветра, смешиваясь с бедуинскими напевами, рождает песню без начала и без конца. Из «реквизита» - только песок, который то носится вихрем по сцене, то сыплется из рукавов актёров, то ниспадает волнами откуда-то сверху. Сахара. Действие «Ночи огня» происходит именно здесь.
В Сахару, вместе с туристической группой, попадает главный герой N - внешне успешный, но при этом напрочь не видящий цели и смысла жизни. Чем обернётся это путешествие для N? Кто занет. Лишь одно скоро станет ясно наверняка: смысл жизни - не праздный вопрос для того, кто безна-дёжно потерялся в пустыне. И не важно, Сахара это, как в «Ночи огня», или, как писал Маяковский, "море быта" - пустота повседневной жизни.
В основу «Ночи огня» положен одноимённый роман Эрика-Эмманюэля Шмитта - «писателя-фило-софа», как нередко зовут этого автора за глубину и психологизм. Кстати, для театрального Таган-рога, Шмитт уже почти стал традицией. В Молодёжном театре давно и с успехом идёт его «Посвя-щение (Загадочные вариации)». А для «Студии 32» нынешний спектакль стал уже вторым по твор-честву известного француза. И, возможно, первым воплощением его нового романа - студийная «Ночь огня», как и книга, вышла в свет в 2016 году.
Не буду вдаваться в описание спектакля - в мистические тона и полутона эмоций, сплетения образов и смыслов, выраженные сложной хореографией на стыке акробатики и йоги. Скажу лишь, что выходя из зала, зрители двигались как-то особенно аккуратно. Не задевали друг друга, будто старались что-то в себе не расплескать. Что чувствовали, о чём думали тогда эти зрители? Наверное о личном - о смысле, который у всех нас такой разный, и такой схожий. О том, что не даёт забывать нам искусство.
(Фото из архива "Студии 32")