Есть женщины в сарматских кочевьях...

Jun 21, 2006 20:49


Вот что писал о Сарматии римский географ Помпоний Мела (I в. н.э.) в своем труде "О положении земли": "Внутренняя часть Сарматии шире ее прибрежной части. От земель, лежащих восточнее, Сарматию отделяет река Вистула (Висла - прим. Sarmata). Южной границей Сарматии служит река Истр (Дунай - прим. Sarmata). Образом жизни и оружием жители Сарматии напоминают парфян, но климат в Сарматии резче, а нрав ее жителей суровее. У них нет ни городов, ни вообще определенных мест поселения. Когда их привлекает хорошее пастбище, когда они уходят от врага или преследуют его, они тащат с собой все свое имущество на новое место и постоянно живут бивуаком. Это воинственный, вольный, необузданный и до такой степени дикий и суровый народ, что даже женщины у них принимают участие в войне. Чтобы женщины были более ловки, когда рождается девочка, ей сразу прижигают правую грудь. После этого правая грудь не отличается от мужской, и правая рука может свободно наносить удары. Девочки занимаются у них стрельбой из лука, верховой ездой и охотой. Достигшие зрелости девушки обязаны убить врага. Не сделать этого считается позором, и провинившуюся в виде наказания обрекают на вечную девственность."

Помпоний Мела локализует Сарматию на территории современной Польши, что дало повод идеологам польского "сарматизма" 16-17 вв. говорить о сарматском происхождении польской шляхты. На самом деле территория расселения сарматских племен была гораздо шире. В том же труде "О положении земли" Помпоний Мела пишет о сарматских племенах, обитавших в районе Азовского моря: "Изогнутую прибрежную полосу между Боспором (имеется в виду Боспор Киммерийский - Керченский пролив) и Танаисом (Дон - прим. Sarmata) населяют меотийцы, тореты, аррехи, фикоры и иксаматы. Иксаматы живут у самого устья Танаиса. У всех этих народов женщины занимаются теми же делами, что и мужчины, так что даже от военной службы они не освобождаются. Мужчины у них служат в пехоте и стреляют из лука. Женщины участвуют в конных сражениях, причем они не наносят ударов мечом, а, накинув на врага аркан, тащат его за собой, и таким образом убивают. Время вступления женщины в брак не определяется у них возрастом: те, которые не убили ни одного врага, остаются девами... Берега этой реки (Дона) и прилагающие к ним земли населены савроматами. Это - люди одного племени, но среди них различается несколько народностей, носящих неодинаковые названия. Во-первых, к ним относятся меотийцы γυναικοκρατούμενοι (подвластные женщинам), жители области амазонок".

Помпоний Мела был компилятором, писавшим по литературным источникам. А вот, что пишет о савроматах (одно из сарматских племен) "отец медицины" Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) в трактате "О воздухах, водах и местностях": "В Европе есть народ скифский, который населяет страну возле озера Меотийского (Азовское море - прим. Sarmata) и весьма много разнится от прочих народов: они называются савроматами. Их женщины ездят на конях, стреляют из лука и бросают копья с коня, ведут войну с врагами, и это до тех пор, пока остаются девицами, и не прежде слагают девство, как не убьют тех врагов, и не прежде сходятся с мужчинами, пока не исполнят священных обрядов в честь отечественного бога. Избравшая себе мужа перестает ездить на коне, пока не настанет необходимость в общем походе на войну. Правой груди они не имеют, ибо еще во времена младенчества матери накладывают на правую грудь накаленный медный инструмент, для этого сделанный, и прижигают ее, чтобы уничтожить ее рост и чтобы вся сила и полнота перешли к правому плечу и руке".

Обращает на себя внимание сходство сарматских женщин в изображении античных авторов с легендарными амазонками. По преданию, амазонки выжигали девочкам правую грудь, чтобы удобнее было стрелять из лука. Отсюда будто бы пошло название амазонки (a-mazos - "без груди").

Геродот, живший в V веке до н. э., считал, что амазонки расселились в Скифии и смешались со скифами, а их потомков стали называть савроматами. Вот что он пишет в своей "Истории" (книга IV "Мельпомена", 110) : "О савроматах рассказывают следующее. Эллины вели войну с амазонками (скифы называют амазонок “эорпата”, что по-эллински означает мужеубийцы; “эор” ведь значит муж, а “пата” - убивать). После победоносного сражения при Фермодонте эллины (так гласит сказание) возвращались домой на трех кораблях, везя с собой амазонок, сколько им удалось захватить живыми. В открытом море амазонки напали на эллинов и перебили [всех] мужчин. Однако амазонки не были знакомы с кораблевождением и не умели обращаться с рулем, парусами и веслами. После убиения мужчин они носились по волнам и, гонимые ветром, пристали, наконец, к Кремнам на озере Меотида (в районе современного Таганрога - прим. Sarmata). Кремны же находятся в земле свободных скифов. Здесь амазонки сошли с кораблей на берег и стали бродить по окрестностям. Затем они встретили табун лошадей и захватили его. Разъезжая на этих лошадях, они принялись грабить Скифскую землю".
Возможно, древний миф об амазонках (о них упоминает Гомер в "Илиаде") был перенесен греками на воинственных сарматских женщин, повлиявших в свою очередь на формирование представлений о легендарных воительницах. Благодаря им миф обогатился многими этнографическими и географическими подробностями.

См. об амазонках.

Сведения античных авторов о воинственности сарматских женщин подтверждаются многочисленными находками оружия в ранних сарматских женских захоронениях. У скелетов девочек в возрасте 13-14 лет отмечаются кривые ноги - свидетельство того, что они научились ездить верхом раньше, чем ходить.

Сарматская девушка-воин (по археологическим данным)


Изображение амазонки с арканом на аттической вазе 460-440 гг. до н.э.

античная география, античность

Previous post Next post
Up