Известно, что уже в 5 в. до н.э. в Афинах существовала картинная галерея (пинакотека), для которой на Акрополе было построено специальное здание. Хотя произведения знаменитых живописцев классической эпохи, которых древние ценили не меньше Фидия и других великих скульпторов, до нас не дошли, об их искусстве мы можем судить по поздним копиям римского времени и (косвенно) по росписям на вазах, преимущественно на белофонных лекифах.
Белофонная полихромная техника, появившаяся в Афинах в конце 6 в. до н.э., пережила расцвет во второй половине 5 в. до н.э. (затем она по не вполне ясным причинам исчезает). Среди вазописцев, работавших в этой технике, особенно выделяется так называемый "мастер Ахилла". По тонкости исполнения, лиричности и лапидарной выразительности лучшие образцы белофонной вазописи имеют мало равных в изобразительном искусстве.
При раскопках в Геркулануме в 1746 г. были найдены три монохромные картины на мраморе, имеющие сигнатуру "Александр из Афин". В настоящее время они считаются копиями картин живописца второй половины 5 в. до н.э. Зевксиса из Гераклеи. Оригиналы Зевксиса, предположительно, были полихромными.
Александр из Афин. Девушки, играющие в кости (Латона и Ниоба с дочерьми). Роспись на мраморе из Геркуланума. 1 в. до н.э.
Александр из Афин. Перифой, лапифянка и кентавр. Роспись на мраморе из Геркуланума. 1 в. до н.э.
Кентавромахия. Метопа южного фасада Парфенона. Середина 5 в. до н.э.
Белофонные росписи на лекифах. Аттика, 5 в. до н.э. (Фото 15, 16, 18, 19, 20 принадлежат
cicerone2007 , источник:
http://ancient-ru.livejournal.com/218134.html )