Античность сквозь призму христианства

Nov 01, 2008 16:20

Сначала об одном априорном представлении. Как известно, многие книги Алексея Федоровича Лосева написаны в соавторстве с А.А. Тахо-Годи. "Тахо-Годи" я воображал седовласым старцем, похожим на Николая Рериха. Заблуждение держалось довольно долго. :)

При всем моем уважениии к А.Ф. Лосеву, я не могу согласиться с двумя его тезисами: 1) древний грек не был личностью, 2) греки не знали идеи истории (а лишь "круговорот вещей в природе").

Не видеть личности в Сократе или Платоне, или считать "неисторичным" Фукидида - парадокс, требующий особой "оптики". В основе подобного взгляда на античность лежит, безусловно, христианская парадигма, в которой античная культура трактуется как неполноценная, построенная на ложных (языческих) ценностях, "не доросшая" до идеи личного Бога и Истории как реализации божественного замысла. Поскольку сам Лосев избегал писать об этом прямо (времена были атеистические), приведу цитату другого автора: "Античный грек не является исторической личностью, ибо не участвует своей волею в реализации в своей судьбе промыслительного смысла, но лишь принимает его как неизбежность. Поэтому подлинно исторической личностью становится тот, кто находится во взаимообщении с тем высшим началом, которое полагает промыслительный смысл, и в зависимости от этого общения реализует его в своей жизни. Отсюда ясно, что подлинно историческую личность может породить только монотеизм". (Источник: http://tvfi.narod.ru/istoria2.htm)

Ту же трактовку античности мы находим у Пастернака: "Истории (...) не было у древних. Там было сангвиническое свинство оспою изрытых Калигул, не подозревающих, как бездарен всякий поработитель. Там была хвастливая мертвая вечность бронзовых памятников и мраморных колон. Века и поколения только после Христа вздохнули свободно. Только после него началась жизнь в потомстве, и человек умирает не на улице под забором, а у себя в истории, в разгаре работ, посвященных преодолению смерти, умирает сам, посвященный этой теме". ("Доктор Живаго", Книга Первая, часть первая, глава 5.)

Разумеется, при таком подходе "внеисторическими" оказываются не только древние греки, но и все люди иной, нехристианской традиции.

философия, античность

Previous post Next post
Up