Статья кинокритика Дениса Горелова о «Катыни» Анджея Вайды уже вызвала резонанс в ЖЖ с непременной в таких случаях перебранкой «либералов» и «патриотов».
Больше всего раздражает набор ходульных стереотипов о «кичливых ляхах», которым автор прикрывает свою ложь и невежество.
«Человек, решивший судьбу польского офицерства в Катыни, был сначала ослом и только затем нелюдью. Четвертая по численности в мире польская армия, оказавшаяся в поголовном плену на семнадцатый день войны, стоит массового разгона по домам к благоверным кобьетам и хлопьятам».
Это опять-таки случай так называемого вранья. Хочу напомнить, что оборона Варшавы продолжалась до 27 сентября, до 30 сентября держался Модлин, до 2 октября - Хель.
17 сентября 1939 г. советские войска перешли польскую границу, нарушив советско-польский договор о ненападении 1932 г. И хотя Молотов заявил 19 сентября о развале польского государства, он несколько поторопился, выдавая желаемое за действительное.
(Вторая Речь Посполитая, к слову сказать, заслуживала эпитета «тюрьмы народов». Молодое польское государство успело в 1918-21 гг. перевоевать со всеми своими соседями, далеко выйдя за свои «этнические» границы. Вторжение СССР в Польшу ускорило ее падение, но не послужило его причиной. Западные союзники, как теперь известно, даже не планировали активных действий для спасения Польши. Межвоенная Польша была довольно бедной и преимущественно аграрной страной. Это определяло и относительно «отсталость» ее армии, которую, впрочем, не следует преувеличивать. В любом случае, даже в Польше мало кто надеялся, что она сможет в одиночку противостоять Германии.)
«Жаль, что и у братьев-москалей не вышло научить горделивое польское воинство драться до последнего».
Думаю, что мужество защитников Вестерплатте не худшей пробы, чем героев Брестской крепости. А «драпать» и сдаваться в плен, увы, приходилось не только полякам.
Националистические и имперские мифы продолжают отравлять сознание людей и в Польше и в России, препятствуя взаимопониманию двух наций, столько близких и столь «различных меж собой».
В Музее Войска Польского на видном месте экспонируется картина Ежи Коссака «Чудо на Висле». Большевики все как один с дегенеративными монгольскими рожами и в красных гарибальдийских рубахах (?). С другой стороны - светлое польское воинство: юная девушка в шинели, бегущая с винтовкой наперевес, подростки-харцеры, ровесники львовский «орлят», мужественные усатые легионеры. Здесь же ксендз с крестом в роли политрука, увлекающий за собой солдат, и Матка Боска, взирающая с небес.
Проходя мимо этого образчика «патриотического» официоза с расистским душком, испытываешь такую же неловкость за наших соседей, как и от куражистой «ляхофобской» риторики Дениса Горелова.