"Договор с чертом". Тильзит и пакт Молотова-Риббентропа

Jan 28, 2008 17:12

Неудача блестяще начатой кампании 1799 года и сокрушительное поражение под Аустерлицем в 1805 году не остановили решимости России противостоять расширению французского влияния в Европе. В ноябре 1806 года началась новая, третья по счету, война России с наполеоновской Францией, на этот раз в союзе с Пруссией и Англией. Впрочем, Пруссия к тому времени была уже разбита Наполеоном, а остатки ее войск откатились в Восточную Пруссию.

16 ноября 1806 года появился императорский манифест о начале войны с Францией. 30 ноября последовал манифест об образовании ополчения: Земского войска, или милиции. Впервые после шведского нашествия в начале XVIII века в России созывалось ополчение, призванное помочь регулярной армии в отражении врага. Большое внимание уделялось идеологической поддержке войны, которой пытались придать характер «крестового похода» против «врага рода человеческого и Церкви Христовой», воплотившегося в Бонапарте.

В этой обстановке вышло объявление Святейшего Синода, которое, согласно именному указу от 6 декабря 1806 г., духовенство обязано было читать в храмах каждый воскресный и праздничный день по окончании литургии.

В нем давалась следующая характеристика личности и деятельности Наполеона:


«Неистовый враг мира и благословенной тишины, Наполеон Бонапарте, самовластно присвоивший себе царственный венец Франции и силою оружия, а более коварством распространивший власть свою на многие соседственные с нею государства, опустошивший мечом и пламенем их грады и селы, дерзает, в исступлении злобы своей, угрожать свыше покровительствуемой России вторжением в ее пределы... и потрясением православныя, греко-российския Церкви во всей чистоте ея и святости...

Всему миру известны Богопротивные его замыслы и деяния, коими он попирал законы и правду.

Еще во времена народного возмущения, свирепствовавшего во Франции во время Богопротивной революции, бедственныя для человечества и навлекшей небесное проклятие на виновников ея, отложился он от Христианской веры, на сходбищах народных торжествовал учрежденныя лжеумствующими Богоотступниками идолопоклонническия празднества и в сонме нечестивых сообщников своих воздавал поклонение единому Всевышнему Божеству подобающие, истуканам, человеческим тварям и блудницам, идольским изображениям для них служившим.

В Египте приобщился он гонителям Церкви Христовой, проповедовал алкоран Магометов, объявил себя защитником исповедания неверных последователей сего лжепророка мусульман и торжественно показывал презрение свое к пастырям Святыя Церкви Христовой.

Наконец, к вящему посрамлению оной, созвал во Франции Иудейския синагоги, повелел явно воздавать раввинам их почести и установил новый великий сангедрин еврейский, сей самый Богопротивный собор, который некогда дерзнул осудить на распятие Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, и теперь помышляет соединить иудеев, гневом Божиим рассыпанных по всему лицу земли, и устроить их на ниспровержение Церкви Христовой и (о, дерзость ужасная, превосходящая меру всех злодеяний!) на провозглашение лжемессии в лице Наполеона».

В объявлении Священного Синода получили искаженное отражение некоторые факты истории и биографии Наполеона: политика антихристианизации и насаждение «культа Разума» в годы Французской революции, некоторые заявления Бонапарта в ходе египетской экспедиции, призванные обеспечить поддержку мусульманского населения, созыв Наполеоном в 1806 году собрания представителей еврейских общин (Синедриона) и т.д.

Война 1806-07 гг. завершилась очередной победой Наполеона, хотя и купленной дорогой ценой. В ходе встречи императоров России и Франции в Тильзите 25 июня (7 июля) 1807 г. были подписаны договора о мире и союзе, к которым были приложены секретные статьи.

При всей условности исторических аналогий напрашивается параллель между Тильзитским договором и советско-германским пактом 1939 года (пакт Молотова-Риббентропа). И в том и другом случае идеологические противники заключили между собой прагматическое соглашение о разделе сфер влияния в Европе. Общей является также антибританская направленность обоих договоров (правда, в Тильзите Россия обязалась присоединиться к континентальной блокаде и объявить войну Великобритании, а СССР ограничился по отношению к ней враждебным нейтралитетом).

Тильзитский договор и советско-германские соглашения привели к расширению территории России (и СССР), причем основные направления экспансии совпадали (за исключением прибалтийского). Можно выделить три таких направления: финское, польское и придунайское. Финское направление: русско-шведская война 1808-1809 гг. и присоединение Финляндии (ей соответствует советско-финская война 1939-1940 гг. и образование Карело-Финской ССР). Польское направление: присоединение Белостокской области в 1807 г. и Тарнопольского округа Галиции в 1809 г. в качестве компенсации за участие России в войне против Австрии на стороне Наполеона (присоединение Западной Украины в Западной Белоруссии в 1939 году). Придунайское направление: русско-турецкая война 1806-1812 гг. и присоединение Бессарабии (вступление Красной Армии в Бессарабию и Северную Буковину летом 1940 года).

Заключая пакт с Германией, Сталин, хорошо знавший историю наполеоновских войн, несомненно обращался к тильзитскому прецеденту. Впрочем, он должен был помнить и о судьбе Тильзитского договора.

Россия использовала Тильзитский мир для укрепления своей обороноспособности, были проведены важные военные реформы с учетом французского опыта. Сталин также пытался использовать мирную передышку, чтобы встретить врага во всеоружии. Другой вопрос, насколько он в этом преуспел.

Союз с Наполеоном, незадолго перед тем объявленным чуть ли не Антихристом, поставил императора Александра I в двусмысленное положение.

Из «Старой записной книжки» П.А. Вяземского:

«Несчастные наши войны с Наполеоном грустно отозвались во всем государстве, живо еще помнившем победы Суворова при Екатерине и при Павле. От этого уныния до суеверия простонародного, что тут действует нечистая сила, недалеко, и Наполеон прослыл Антихристом. Церковные увещания и проповеди распространяли и укрепляли эту молву. Когда узнали в России о свидании императоров, зашла о том речь у двух мужичков. "Как же это, - говорит один, - наш батюшка, православный царь, мог решиться сойтись с этим окаянным, с этим нехристем? Ведь это страшный грех!" - "Да, как же ты, братец, - отвечает другой, - не разумеешь и не смекаешь дела? Наш батюшка именно с тем и велел приготовить плот, чтобы сперва окрестить Бонапартия в реке, а потом уж допустить его пред свои светлые царские очи».

1812, наполеоновские войны

Previous post Next post
Up