Античные мотивы в поэзии Эдуарда Лимонова

Apr 05, 2007 13:29

О том, что античность не умерла, а продолжает жить и оставаться актуальной, свидетельствует обращением к ней многих современных поэтов, в том числе тех, кого никак не заподозришь в любви к нафталинной музейности.

Среди них - Эдуард Лимонов, который при всей своей неоднозначности уже заслужил право быть включенным в антологию литературы XX века. Древний миф, наполненный современным (пост)модернистским содержанием, оживает в его поэзии самым неожиданным образом. Публикую два стихотворения, где античные мотивы выражены наиболее ярко.

В краю поэмы и романа
Всегда бывает хорошо
В лесах охотится Диана
Меркурий сладостный прошел

И на груди у Аполлона
Уснула рыжая сестра
Так было все во время оно
У греко-римского костра

К утру натягивали тоги
И грели сонные тела
И были Боги -- Жили Боги
Любовь и ненависть была


..................................
В дневном пожаре, в тяжком горе
В Египет проданный я плыл
И Афродиту встретил в море
И Афродиту я любил

Молился ей среди пиратов
Пытался пальцы целовать
Она смеялась виновато
Но изменяла мне опять

Она на палубе лежала
Матросов зазывая вновь
Текла по палубе устало
Моя расплавленная кровь

Смеялись воды. Рты смеялись
Смеялись крепкие тела
Дельфины горько удалялись
Их помощь временной была

Не умирая в божьей воле
Привязан к мачте я стоял
Во тьме ночной агентства "Золи"
Пустые окна наблюдал

Она являлась на машинах
Она шаталась и плыла
Вся в отвратительных мужчинах
И шляпка набекрень была

Я так любил ее шальную
Гордился что она пьяна
Что в красоту ей неземную
Душа неверная дана

Я был поэт ее и зритель
Привязан к мачте я стоял
Глядел как новый похититель
Ее покорно умыкал

Смеялись воды. Рты смеялись
Вдали Египет проступал
И двери туго затворялись
И в верхних окнах свет мелькал

Я шел один, я был в экстазе
И Бога я в себе узнал
Однажды на зеленой вазе
Его в музее увидал

Он там сидел простоволосый
И дул в надрезанный тростник
Как я скуластый и курносый
Мой древнегреческий двойник

Да он любил ее больную
И на за что не осуждал
И только песню еле злую
Он за спиной ее играл

Пан. Фреска из Помпей


"Любовь его лирического героя - это вечное, самой судьбой предназначенное ему чувство, в котором как бы аккумулируются все великие мифы мира...

Здесь в один образ сливаются библейский Иосиф ("в Египет проданный я плыл"), легендарный древнегреческий поэт Арион, спасенный дельфином, Одиссей, привязанный к мачте, чтобы не поддаться обольщающему пению сирен, Зевс, похищающий Европу, бог Пан, играющий на свирели... Лимонову удается практически невозможное: у него получается не бессмысленная мифологическая мешанина, а единый, цельный трагический образ. Это стихотворение ("В краю поэмы и романа...") включено в сборник нью-йоркского и парижского периодов "Мой отрицательный герой" (1976-1982), в котором Лимонову действительно удается почти все: это, несомненно, его лучшая поэтическая книга".

Вероника Зусева
Вроде апологии (о поэзии Эдуарда Лимонова)
http://magazines.russ.ru/arion/2005/2/xu24.html
Опубликовано в журнале: «Арион» 2005, №2

РОМАНС

Я вас люблю так солнечно-легко
Мне как бы в кровь вкололи вашу тайну
Я вас впитал бесспорно с молоком
Но в молоко проникли вы случайно
Не этот мир. Не этот жалкий мир
Мне вас прислал мир страстный и надменный
Мир молодой стремительный и пенный
Где нимфу вод преследует сатир
Где вдоль ручья след маленькой ступни
А на камнях сыр козий недоеден
Где дух вина и где никто не беден
Где наконец и ты и я одни
Ну доберусь до маленьких сосцов!
Лишь протяну желающие руки
До тела нежной девочки и суки
С беглянки нимфочки сорвав ее покров
Ты вся испуг и резкий поворот
И полусмех и "нет" и "да" и "можно"
"О уходи!" - ты шепчешь мне тревожно
Протягивая мне живот и рот...
Я вас люблю. Я вас люблю. Тебя!
Мне никогда не выпить вас Елена
Все тело вас любя и теребя
Все уголки изведав постепенно...

Разумеется, античная и мифологическая тема в творчестве Э. Лимонова не исчерпывается двумя стихотворениями. Можно также вспомнить идиллию "Золотой век" и другие произведения, в том числе прозаические. Но наша цель состояла в другом - показать актуальность античности в современной культуре.

поэзия, античность

Previous post Next post
Up