Фонтан Победы ("Пальмовый фонтан") на площади Шатле

Jan 14, 2007 15:57


Когда говорят о наполеоновских памятниках Парижа, обычно называют две триумфальные арки, Вандомскую колонну и усыпальницу Наполеона в соборе Инвалидов. Гораздо реже вспоминают фонтан Победы на площади Шатле, хотя, на мой взгляд, это один из самых интересных памятников наполеоновской эпохи.

Наполеон придавал большое значение монументальной пропаганде, но громадье планов императора, стремившегося превратить Париж в столицу мира, мешало их осуществлению. Некоторые монументы были закончены только в период Июльской монархии и Второй империи, другие - так и остались на бумаге. К числу немногих памятников, построенных в годы правления Наполеона I, относится триумфальная колонна и фонтан Победы на площади Шатле.

Площадь Шатле обязана своим названием крепости Гран-Шатле, построенной в 1130 г. Людовиком VI около моста Менял, чтобы защищать остров Ситэ. После того как при Филиппе II Августе Париж был обнесен надежной стеной, крепость утратила свое оборонительное значение и в ней разместилась резиденция прево Парижа. До революции крепость служила тюрьмой, а в 1802 г. была снесена. На ее месте в 1806-1808 годах по проекту Франсуа-Жана Бралля  (1750 - 1832), главного инженера службы водоснабжения города Парижа, был установлен фонтан в память побед, одержанных Наполеоном Бонапартом.

Фонтан Победы известен также как "Пальмовый фонтан". Построенная в 1806 году колонна украшена пальмовыми листьями, между которыми выбиты названия наполеоновских побед в Италии, Египте и Германии (Лоди, Пирамиды, Маренго, Ульм, Данциг). Венчает колонну богиня Победы, творение Луи Симона Буазо (1743-1809).

Монумент является характерным образцом наполеоновского ампира ("стиля Империи"), сочетающего в себе черты классической архитектуры императорского Рима с вошедшими в моду египетскими мотивами.  В то же время его облик и скульптурный декор странным образом напоминает сталинские павильоны и фонтаны ВДНХ.

Возле римского орла теперь ютятся парижские голуби.


При Наполеоне III, когда площадь Шатле подверглась ре­конструкции, фонтан поставили на новый цоколь, украшенный сфинксами (1858). 


В 1863 году площадь приняла свой нынешний вид, после того как по обеим её сторонам выросли два театра. Слева (если стоять спиной к Сене) - Театр Шатле с залом около трех тысяч мест. Напротив - Городской Театр - бывший Театр Сары Бернар, в котором великая актриса играла многие годы. Купив здание в 1899 году, она открыла сезон следующего года специально для неё написанной героической драмой Эдмона Ростана «Орлёнок».

Колонну сейчас венчает копия шедевра Буазо.




Так выглядела площадь Шатле во времена Наполеона. 
С картины Этьена Буйо, около 1810 г.


ампир, Париж, искусство, Наполеон

Previous post Next post
Up