В
прошлый раз я уже писала о поразившей меня технической оснащенности монастыря. Сегодня предлагаю совершить путешествие по водным путям Большого Соловецкого острова, в создании которых не последнюю роль сыграли трудолюбие и инженерная мысль.
Большой Соловецкий остров буквально усыпан озерами. Их настолько много, что у некоторых даже нет названий. Невозможно было не использовать этот дар природы, и еще в XVI веке при игумене Филиппе 52 озера соединили в единую "питьевую систему", которая доходила до самого монастыря. Впоследствии количество озер было увеличено до 78. Эта система сохранилась и до наших дней, а Святое озеро по-прежнему является основным источником водоснабжения поселка
Кроме того, что озеро снабжало питьевой водой, на каналах, проложенных под монастырем из озера в море, работали поварня и квасоварня, вращалось колесо водяной мельницы. На рубеже XVIII-XIX веков на одном из этих каналов был сооружен сухой док для ремонта и строительства судов. При его заполнении и осушении использовалась разница уровней между Святым озером и морем. Настоятель монастыря архимандрит Досифей отмечал, что «по выгодности местоположения и способности сей верфи многие знатоки свидетельствуют, что еще подобной нигде не находится».
Вход в док находится чуть правее центра фото и обрамлен двумя стелами
Надписи, высеченные на камне, еще читаемы
Для увеличения притока воды в Святое озеро, в начале XX века часть каналов на острове расширили, и появилась возможно проходить по ним на лодках. Общая протяженность "судоходной системы" 13 км, в том числе длина каналов между озерами составляет около 2 км. Эта транспортная магистраль соединила монастырь с отдаленными частями острова. В 20-е годы прошлого века по каналам постоянно курсировали грузовые пароходики "Чайка" и "Озерный", перевозившие различные грузы: сено, камень, лес и другие стройматериалы. А к берегу одного из озер от монастыря была подведена линия узкоколейной железной дороги.
В ответ на закономерное удивление приезжающих, соловецкие монахи с гордостью говорили: «Гавань, доки… всё мужицкие головы задумали, да мужицкие руки сделали».
У туристов сегодня есть возможность не просто услышать историю создания озерно-канальной системы, но и пройтись по ней на лодке. Для весельной прогулки есть два варианта маршрута: по малому и большому кругу
Лодочная станция находится на озере Средний Перт
Не знаю, есть ли возможность самостоятельно взять лодку и поехать кататься по большому кругу, наше путешествие по водной глади озер ограничилось малым, да и то заняло не один час. Кстати, если вы окажетесь на Соловках и вам так же повезет с погодой, то не забудьте воспользоваться кремом от загара - вероятность обгореть очень высока
Вначале складывается полное ощущение, что ты где-то в центре России: та же привычная "Пелла", яркое солнце, заливы, деревья. Только вот озера соединяются не простыми протоками, а рукотворными, причем от озера к озеру они становятся все уже и уже. Первый канал из оз.Средний Перт в Круглое Орлово настолько широк, что по нему без помех могут разойтись две лодки
Следующие гораздо уже, притом, что длина каналов увеличивается. Из-за этого на озерах случаются даже пробки.
Но красота просто неописуемая
Длина последнего из каналов на малом круге примерно 400 метров. Пройти по нему может только одна лодка
Берега каналов выложены валуном, в некоторых местах сохранились остатки строений, например, построенной в начале прошлого столетия плотины. Из-за особенностей устройства, входить в канал нужно по прямой, срезать угол нельзя, иначе есть шанс сесть на мель или пробить днище. А еще гребцам выдают не два весла, а три. Одно из них маленькое, так что можно почувствовать себя как на каноэ
Заблудиться в озерах невозможно, возле каждого канала есть указатели. Хотя, если не следовать подсказкам во время движения по Щучьему озеру, то можно заплыть в т.н. "губу дураков". На самом деле это просто залив, только плыть по нему придется долго, сначала, чтобы понять, что впереди берег, а потом обратно. А еще ходят байки, что тех, кто завернул туда, у берега ждет табличка с надписью «Господа дураки, вы приплыли, куда хотели!». Мы не проверяли :)
Наш экскурсовод, оглашая технику безпасности и правила поведения на воде, предупреждала, что при возгласе "Уточки!" не нужно всем собираться у одного борта, так после этого все специально дружно кричали: "Уточки!" Уток, кстати, много, причем они не слишком боятся людей, даже ждут их с гостинцами. Так что при случае не забудьте лакомство для них
Жаль, что у нас не было возможности пройти еще и по большому кругу. Там есть свои чудеса: остатки механизма раздвижного мостика, ряд каналов, расположенных друг за другом и, как рассказывают, даже маленькое озеро на острове посередине одного из озер.
Возвращаясь ко времени появления озерно-канальной системы, нельзя не сказать, что ее начало было положено при игумене Филиппе, который вообще очень много сделал для обители. С его именем напрямую связаны и Филипповские садки - отгороженный дамбой один из заливов. Сюда выпускались излишки живой пойманной рыбы, благодаря чему монахи в любую погоду имели возможность ее вылова. А еще был "филипповский кирпич", который изготавливали на заводе, также построенном при святителе Филиппе. Глину для производства очень прочного кирпича непривычно большого размера добывали в местном карьере. До сегодняшнего дня этим кирпичом вымощены, в том числе, и полы монастырских строений.
Использована информация сайтов
www.solovki.casolovki-monastyr.ruwww.solovky.ruwww.nextroad.ruа также путеводителя "Соловки - острова преображения" и иллюстрированного путеводителя издания Соловецкого монастыря