Символы веры. Мариенберг (с.Песчаное Ровенского р-на Саратовской области)

Mar 13, 2018 09:58

История цивилизаций и народов похожа на движение по холмистой местности - от взлета к угасанию, а затем вновь стремление ввысь и еще один спад. Мы жалеем об ушедших эпохах и исчезнувших архитектурных памятниках, но делаем это спокойно, понимая, что прошлого не вернуть. Однако насколько все меняется, когда красивые здания разрушаются на твоих глазах! Как в этом случае унять боль в сердце и смириться с беспомощностью?
На просторах России есть много заброшенных усадеб и храмов, но если для части из них существует хотя бы малейший шанс обрести былой величественный вид, то другие ждет неизбежное...


Храм в селе Песчаное в Ровенском районе Саратовской области прежде всего потрясает не своими размерами и архитектурой, а тем, что стоит буквально в чистом поле. Вокруг почти не осталось никаких строений, а на спутниковых картах видны лишь границы бывших участков

Согласно данным переписи населения 2010 года, в селе зарегистрировано всего 33 человека. За последнюю сотню лет численность жителей сократилась практически в сто раз: с 3229 до 33. Впрочем, в отличие от подавляющего большинства случаев, такое уменьшение числа жителей началось не в девяностые, а гораздо раньше. История населенного пункта, начавшись с приходом сюда в середине XIX века немцев-колонистов, практически закончилась после того, как немцы покинули эти края в начале сороковых годов прошлого столетия


Тогда же село получило свое современное название Песчаное. До этого населенный пункт назывался Бизюк, Крестовский и Мариенберг. В основу немецкого наименования легла либо чья-то фамилия, либо, как писал в работе «История поволжских немцев-колонистов» Якоб Дитц, название могло быть дано произвольно: «Гора Марии» стоит в совершенном противоречии с истиной, ибо во всём Заволжье Новоузенского уезда (в то время село входило в состав Новоузенского уезда Самарской губернии) нельзя найти не только горы, но и возвышенности».
Переселившиеся в Россию в XIX веке немцы принесли с собой свою культуру и веру. Так, основатели Мариенберга были католиками. В первые десятилетия существования колонии богослужения проводились в школьно-молитвенном доме. 19 июля 1898 г. он был разобран и на его месте построили новую каменную церковь





Основные строительные работы были завершены к 1899 году, но отделка здания продолжалась до 1900. По информации же из Большой Саратовской энциклопедии, датой постройки храма является 1877 год


Здание было возведено в неоготическом стиле, с колокольней. К сожалению, на просторах интернета не удалось найти ни одной фотографии целого храма. Представить то, как он выглядел, можно благодаря рисунку Т.Бовиной


При строительстве использовался традиционный для немецкого Поволжья красный кирпич разных оттенков





Кладка как всегда очень акккуратная и такой остается и по сей день



Храм оставался действующим до середины тридцатых и был закрыт постановлением Президиума ЦИК АССР Немцев Поволжья от 7 сентября 1934 года. К этому моменту в церковной общине ещё насчитывалось 616 человек


Колокольню разобрали в конце тридцатых

   

Как было почти со всеми храмами, здание перепрофилировали под зернохранилище. Понятно, что это печальным образом сказалось на состоянии внутреннего убранства

Сегодня же бывшую церковь используют как коровник


Нам не удалось зайти внутрь, но даже так видно, что делать без высоких сапог там нечего


Основной интерес внутри представляют детали отделки

   

И бледнеющие росписи


Скорая утрата фресок - неизбежность, обязанная насквозь промерзающим стенам и просвечивающей крыше


Как раз с этой стороны наихудшая сохранность рисунков





Там, где крыша пока еще держится, росписи тоже теряют яркость и четкие контуры, но все же не так быстро.
Вот фотография 2006 года, на которой еще можно разобрать сюжет:
Иосиф ведет за поводья осла, на котором сидит Пресвятая Дева и держит на руках Младенца Иисуса


А это 2017
Если хорошо знать темы, которые обычно использовались для росписей, то, в принципе, можно догадаться о содержании рисунка


Лучше же всего сохранилася вот эта роспись


При более близком рассмотрении она похожа на старую картину - с паутиной трещинок, которые обычно покрывают древние полотна


Никто не знает, сколько еще простоит здание бывшего храма, которое как могут поддерживают в более-менее живом состоянии нынешние жители Песчаного


Как ни печально сознавать, но оно уже никогда не будет использоваться как церковь, уйдя в историю вместе с целым населенным пунктом

   

А закончить рассказ о немецкой колонии Мариенберг хочу стихотворением "Заботы" уроженца этих мест - поэта, журналиста и фельетониста Эдмунда Гюнтера.
Перевод с немецкого Сергея Филатова

Пусть пока что туман не рассеялся,
Ветерок не проснулся ещё...
Утро. Перепелиная песня
Открывает мне новый отсчёт.
Новый день над землёй поднимается.
Что в нём боле: покоя, забот?
Словно что-то внутри занимается,
Как рассвет, тот, что солнце зовёт...
И, наверное, в этом есть главное.
Что заботы? Пришли и ушли.
В жизни мало отмеряно празднику.
Пот и соль - вот в чём правда земли!
Неужели всё в жизни безоблачно?
На перинах и шкурах лежать?
И под небом - всегда только солнечным! -
Есть и спать... И ещё - есть и спать.
Не желаю я «счастья» подобного,
За него даже грош не отдам.
Жизнь в заботах живут и по-доброму,
А иначе - напраслина, срам.
Использована информация с сайтов wolgadeutsche.net, Большая Саратовская энциклопедия, Одноклассники и Volga German Institute @ Fairfield University

Ровенский район, храмы, Саратовская область

Previous post Next post
Up