Символы веры. Байдек (с.Луганское Красноармейского района)

Nov 28, 2016 09:36

Глядя на разрушающиеся и бесхозные храмы, частенько задумываешься о том, что, возможно, гораздо больше повезло строениям, которые были не разрушены, а приспособлены под всевозможные нужды. Пусть и с перестройкой, но здания сохранились до нашего времени и в них угадываются черты бывших культовых сооружений. Однако поездка в с.Луганское, расположенное в Красноармейском районе Саратовской области, оставила неоднозначное впечатление


В селе была основана одна из пяти первых немецких колоний, случилось это 10 августа 1764 г. Поселились здесь 76 семей из Изенбурга, Дармштадта и Ганау. Свое название - Beideck, - колония традиционно получила по фамилии первого старосты. Однако всего четыре года спустя вышел указ о наименованиях немецких колоний, и поселение получило официальное название по реке, возле которой расположено - Таловка. Современное же наименование Луганское село получило после депортации отсюда немцев и переселения эвакуированных из-под Луганска жителей Украины. На карте Генштаба РККА 1941 года населенный пункт имеет двойное обозначение Луганск (Бейдек).

Но вернемся к первым переселенцам. Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. Община Байдек являлась центром евангелическо-лютеранского прихода, в который также входила колония Шиллинг (Сосновка). В ХХ веке он являлся одним из крупнейших в Поволжье.
Первая небольшая деревянная церковь была возведена в Байдеке во второй половине XVIII в. на средства, выделенные царским правительством. Указ Екатерины II от 28 февраля 1765 г. предписывал построить для немцев-колонистов в каждом округе, по одной церкви, «снабдив оные всеми нужными утварями, и пристойного дома для пастора казенным иждивением». Первая кирха строилась руками крестьян-колонистов и без специального архитектурного проекта.
Впрочем, возведение второй церкви, появившейся здесь в 1806 г., хоть и было запланированным, но все равно прошло по тому же сценарию: строительство велось руками местных мастеров, без специального проекта и составления предварительной сметы.
Какой по счету является церковь, часть здания которой мы можем видеть сейчас в Луганском, мнения расходятся. И сайт wolgadeutsche.ru, и электронная энциклопедия немцев России пишут о том, что первый каменный храм был построен в селе в 1846 году, однако на wolgadeutsche.ru сообщается о строительстве еще одной церкви в 1907.
К сожалению, фотографически проверить эту информацию не представляется возможным, я не нашла ни одного старого снимка местной церкви.
То же, что можно увидеть в селе сегодня, лишь отдаленно напоминает храм и при этом находится совсем не в лучшем состоянии

Обваливающаяся штукатурка обнажает кирпичи


Как обычно, по цвету раствора можно различить время кладки. Дореволюционное отношение к делу снова выигрывает


Еще лет 10 назад у здания были боковые пристройки
Фото Е.Мошкова сделано в 2009 году





Сегодня они окончательно разрушились, создав отличный плацдарм для местных голубей и явив миру проглядывающие на стене остатки старых проемов и декоративных элементов








Построеннная в типичной для церковного зодчества того времени манере - в так называемом стиле позднего русского классицизма, - церковь имела скамьи для молящихся на 1000 мест. Сегодня ее внутренняя часть поделена на множество комнат, приспособленных под библиотеку, дом культуры и... православный храм. Мы были в Луганском в воскресенье утром, и богослужение действительно шло в указанное время


Кстати, к чести местной библиотеки надо сказать, что здесь есть довольно обширная буккроссинговая полка. Правда, в помещении было темновато, так что пришлось подсвечивать себе фонариками, но кроме всевозможной советской и специализированной литературы тут можно найти и кое-какую классику. Так что, если не знаете куда деть книги, то можете привезти их в Луганское.
Внутри здания уже практически ничего не осталось от исторического облика. Разве что толщина стен, да форма отдельных помещений напоминают о прошлом








Пытались через окна с препятствующими подглядыванию стеклами повнимательнее рассмотреть лестницы, но кажется, они все-таки являются наследием советского периода





Гораздо доступнее оказалась ручка на входной двери, но ее принадлежность к эпохе я, пожалуй, тоже не возьмусь определить


В целом, здание произвело какое-то безрадостное впечатление. Даже заброшенный храм в Ахмате, который мы посетили в тот же день, не вогнал в тоску. А тут вроде бы действующие учреждения, действительная потребность села и в библиотеке, и в Доме культуры, и такое состояние



Красноармейский район, храмы, Саратовская область

Previous post Next post
Up