Умиротворение и восхищение, творение и упокоение - всё это Бёхово в жизни Василия Поленова.
В 1903 году жители этого села обратились к художнику с просьбой построить для них церковь. Храм в селе был, но старый, деревянный и изрядно пострадавший за сотню лет своего существования. Именно его можно увидеть в правом верхнем углу знаменитой картины
"Золотая осень".
Поленов с радостью откликнулся на просьбу крестьян, и в 1904 году началось строительство церкви, освященной затем во имя Святой Троицы
Место для строительства Поленов выбрал немного другое и храм был поставлен не на не на кладбищенском холме, где стояла старая деревянная Троицкая церковь, а на соседней вершине. С холма открывается красивый вид на окрестности
Создавая проект храма, Поленов взял за образец новгородские церкви XII века и северные деревянные церкви. Форма купола заимствована у новгородского Софийского собора, а интерьер церкви во многом повторяет внутренний вид иерусалимского храма царицы Елены, построенного в VI веке.
Колокольня построена по рисунку Поленова колокольни храма Воскресения в Тарусе
В оформлении интерьера церкви приняли участие друзья и ученики Поленова: И. Е. Репин, Е. Д. Поленова, А. Я. Головин, М. В. Якунчикова, Е. М. Татевосян, Н. В. Поленова и, конечно, сам художник. В частности, он лично высекал из камня одну из капителей в форме закрытого цветка лотоса (над правым клиросом церкви), чтобы показать работавшим с ним резчикам форму и рисунок орнамента.
В 30-е годы церковь была частично разрушена и закрыта. Осенью 1941 года, когда линия фронта прошла через Поленово и Бёхово, церковь сильно пострадала. В 1965 году она была взята под охрану как памятник архитектуры, и с 1975 года в ней начались реставрационно-восстановительные работы. С 1985 года церковь, как филиал музея, была выставочным залом, а с августа 1990 года храм живет своей настоящей жизнью: в нем проходят службы. На сайте музея-заповедника можно совершить
виртуальный тур и увидеть церковь как внутри, так и снаружи.
«Эстетика была во все времена одним из самых постоянных и могучих спутников религии. Большинство великих созданий возникло на религиозной почве, было вызвано религией, и храм, посвященный Божеству, становясь домом молитвы, становился хранителем искусства или искусств. Наша церковь, которая признает и живопись, и музыку, и поэзию, наряду с Домом молитвы уже есть Храм искусства, и это ее огромная сила и значение как в прошедшем, так и в настоящем и будущем. Вот под влиянием каких дум я начинал созидать для наших соседей крестьян храм молитвы и искусства», - так писал Поленов в письме к своему другу Леониду Кандаурову в августе 1911 года.
Последний приют художник нашел неподалеку от построенной им церкви. Василий Поленов завещал похоронить себя на старом кладбище. На могиле художника и его жены простой камень, да дубовый крест
Здесь покоятся несколько поколений семьи Поленовых, и все могилы удивительно просты
Их памятник - это сохраненное и восстановленное наследие великого художника Василия Поленова на высоком берегу так любимой живописцем Оки
Остальные посты из этой серии:
Тульская область. Поленово Поленово. Ч.2. Большой дом Поленово. Ч.3. Фахверковый сарай Поленово. Ч.4. АббатствоПри подготовке постов использована инфоормация с официального
сайта Государственного мемориального
историко-художественного и природного музея-заповедника Василия Дмитриевича Поленова.