"Как соколы мечтали мы летать..."

Dec 08, 2015 10:37

Из чего рождается краеведческая выставка? Из многомесячного, а иногда и многолетнего труда по сбору и обработке информации. Отправной точкой этой работы может послужить что угодно: открытка, газетная заметка, чья-то вещь или воспоминание.
Выставка "Как соколы мечтали мы летать...", посвященная Саратовской специальной школе №8 ВВС, началась с материалов, которые принесла в музей главный архивист отдела научного использования документов ГАСО Маргарита Николаевна Шашкина. Это были сведения об ее отце - Николае Ивановиче Шашкине. На тот момент в краеведческом музее не было никакой информации о работе спецшколы ВВС. Почти два года потребовалось на то, чтобы найти в архиве Саратовской области и фондах областной научной универсальной библиотеки сведения о школе, разыскать выпускников этого учебного заведения, наладить с ними связь и получить от них ценнейшие сведения, которые, как сказал директор музея Евгений Казанцев, "позволили поднять еще один пласт нашей региональной истории". А название выставке дала строчка из гимна выпускников, написанного одним из учащихся - Геннадием Петровичем Батюшкиным


Решение об открытии в крупных городах нашей страны 20 специальных школ было принято в сороковом году. Их целью и задачей Совет народных комиссаров обозначил подготовку будущих кадров для ВВС. О том, насколько серьезным был вопрос и понимание необходимости этих кадров, говорит тот факт, что форму одежды для этих школ утверждал председатель Совнаркома, нарком обороны Иосиф Сталин.
Открылась школа в Саратове не с началом учебного, а нового 1941 года - занятия в ней начались 13 января


Под школу выделили здание, где теперь размещается институт травматологии и ортопедии. Через некоторое время учебное заведение перевели в другое место - на ул. Плац-Парадную (ныне Заулошного). Сейчас в этом здании находится Институт искусств СГУ им. Н.Г.Чернышевского


Конкурс при поступлении все годы работы школы был огромный - до 12 человек на место. Принимали в учебное заведение после седьмого класса. Для поступления нужно было сдать экзамены по нескольким общеобразовательным предметам и пройти медкомиссиию.
Как вспоминали выпускники, не учиться в школе было невозможно. Существовал класс самоподготовки, в котором ученики ежедневно проводили по три часа, выполняя домашние задания. В классе всегда присутствовал один из работников школы, который, при необходимости, звал дежурного преподавателя для разъяснения непонятной темы. Помимо специальной подготовки, школа заботилась о разностороннем образовании учеников. Как рассказала дочь выпускника спецшколы №8 Александра Пискунова - Людмила, один раз в неделю к мальчикам приходил учитель танцев



Своей летной базы у саратовской школы не было, окончив ее, учащиеся продолжали обучение в т.н. ВАШПОЛах. Это были военные авиационные школы первоначального обучения летчиков, после которых можно было поступать в авиационные училища. Зато во дворе школы стоял учебный самолет УТ-2, который учебному заведению подарил саратовский аэроклуб



По словам Альбины Владимировны Хрулёвой - старшего научного сотрудника отдела учета фондов музея, которая занималась этой темой, "среди предметов, которые удалось собрать о спецшколе ВВС, вещи, ценные не просто с краеведческой, а с исторической точки зрения. Эти школы существовали по стране всего 15 лет - очень короткий промежуток времени, поэтому каждый предмет, датируемый этим периодом, - это историческая ценность, которую можно отнести к категории редких"


Это, в том числе, билеты учащихся, аттестаты об окончании школы


Весь материал, представленный на выставке, - документы, факты, фотографии, личные вещи - собирался буквально по крупицам. В частности, здесь можно увидеть уникальные жетоны с надписью "1 рота 8 спецшколы ВВС". Узнать об их существовании удалось с помощью известного саратовцам сайта oldsaratov.ru. Через этот же сайт получилось узнать и имя владельца. Им оказался известный саратовский коллекционер Юрий Викторович Клочков, который предоставил жетоны для экспонирования на выставке. По словам Альбины Владимировны, "долго не могли понять, для чего они нужны. И в конце концов смогли определить это благодаря военному уставу 1937 года, в котором было напечатано изображение практически точно такого же жетона. И там же написано, каким образом эти жетоны использовались. Уходя в увольнение, каждый ученик получал жетон с личным номером, а когда возвращался, то отдавал его своему командиру, а тот убирал его под замок"


Еще один уникальный экспонат - объяснительная записка одного из воспитанников. Она написана после самовольного ухода из школы и датирована 1949 годом


Сейчас в фондах музея хранится уже около трехсот предметов, которые рассказывают о саратовской спецшколе ВВС. Мало того, фонды продолжают пополняться благодаря и самим выпускникам, и их потомкам. Так, во время презентации родственники завуча школы - Никиты Максимовича Балабанова - передали в дар музею семейные фотографии


C 1940 по 1955 год специальные школы ВВС дали стране 40 тысяч воспитанников. В их числе 26 Героев Советского Союза, 4 из которых получили это звание дважды, 3 героя социалистического труда, более ста воспитанников - заслуженные военные летчики, заслуженные военные летчики-испытатели, штурманы, 6 человек - заслуженные деятели науки и техники.
Саратовскую школу №8 окончили 2000 человек. Cреди саратовских выпускников были не менее легендарные люди.
Только выпуск 1954 года дал 5 генералов. В числе воспитанников  - Лев Васильевич Козлов, уроженец Петровского района, который в 1991 году на самолете Ан-124 "Руслан" облетел Земной шар, а вообще установил 52 мировых рекорда по самолетному спорту. Вымпел конструкторского бюро им.Антонова с подписью Льва Васильевича можно увидеть на выставке (справа на фото).
На снимке один из выпускников - Александр Алексеевич Линючев

На этом же фото видна уникальная фотография, сделанная в июне 1963 года


Об истории ее появления рассказал сам Юрий Семенович Ячменев - выпускник школы 1954 года


"В июне 1963 года на самолете АН-24 в полете на высоте 3.000 выключились оба двигателя. Снова запустить их не получилось. А высота падает, снижаемся по спирали. Шеф-пилот школы высшей летной подготовки Багдасаров дал команду "вертикальная скорость и снижение". И я по приборам, на землю не смотрю, снижаюсь. Затем новая команда: "Прекратить развороты. Курс такой-то". Следующая команда: "Выпустить шасси", а шасси не выпускаются. Пришлось делать это с помощью специальной системы, когда шасси выпускаются под весом собственной тяжести. А мы продолжаем снижение, выдерживаем вертикальную скорость. Штурман докладывает: "200 метров, 150, 120, 80...". Садимся мягко-мягко, в кабине тишина. Выходим из самолета, шеф-пилот вперед пошел, а мы вышли и стоим. Багдасаров возвращается и говорит, что метрах в пятидесяти впереди арык. Ширина его примерно полтора метра и в нем течет вода. Еще бы чуть-чуть... Потом за нами прилетели из Киева и, в том числе, сделали несколько снимков у самолета"



Конечно, на стендах представлена информация только о некоторых выпускниках, но, рассказывая о выставке, директор краеведческого музея подчеркнул, что "через этот материал мы можем рассказать и показать посетителям музея то, что в Саратове работала такая уникальная школа. И сегодняшняя выставка завтра, возможно, станет полноценной экспозицией".Напоследок еще фотографии с презентации













 



  





















   














Саратов, выставка, краеведение

Previous post Next post
Up