Где взять силы, чтобы такое пережить, чтобы справиться? Петер мог ответить только одно: справиться с таким невозможно. Просто живешь дальше. Какая-то часть твоего эмоционального мира включает автопилот.
Предыдущую книгу Бакмана "Медвежий угол" я дочитывала без улыбки, с заплаканными глазами. История казалась вполне законченной - в конце было краткое описание жизни героев, к чему они пришли десять лет спустя. Было такое, можно сказать, проявление милосердия к читателю. Казалось, открытых вопросов не осталось.
Но в прошлом году появилось продолжение - "Мы против вас". Честно говоря, я долго не могла решиться его читать. Что было после трагедии? Неужели самое плохое ещё не произошло? И чёрт побери, Фредрик, кто все-таки умрёт? Почему вообще кто-то должен умереть? Бакман, пожалуйста, оставь всех живыми.
Несколько месяцев назад я попробовала читать "Мы против вас" и после трех глав оставила, не было душевных сил. И вот вернулась. Прочитала. Почти на одном дыхании. Этот роман о событиях спустя несколько месяцев после концовки "Медвежьего угла".
Мы опять в Бьорнстаде - затерянном шведском городке, в котором мебельная фабрика да ледовый дворец спорта. Хоккей и вся жизнь вокруг него. Политика на местном уровне, коррупция, круговая порука, взятки. Коварство, амбиции, сколачивание заинтересованных, местная гопота. И хоть Швецию считают образцом толерантности, до понимания и терпимости в провинциальном Бьорнстаде очень далеко.
В книге опять пару десятков персонажей. Знакомые нам по "Углу" Мая, Петер, Мира, Амат, Беньи, Ана, Бубу, Вильям, Лео, Рамона и новые действующие лица. Политик-манипулятор, амбициозный тренер, новый школьный учитель, люди в черных куртках - члены "группировки". И нет главных героев: в тот момент, когда Бакман рассказывает об одном или другом - он становится "главным".
Здесь столько поворотов, что первой книге и не снилось. Как не потерять себя и не сломаться? Очень страшно, очень близко к сердцу, словно не Беньи, не Мая, не Ана, не Петер - а ты сам живёшь там и стоишь один против всех.
Скорбью мы расплачиваемся за любовь. Разбитым сердцем - за целое.
Не всех и не всегда я могу понять в этом романе. Мешает жизненный опыт, а в каких-то вопросах у меня подобного опыта, наоборот, нет. Далеко не все вели себя в моем понимании логично. С другой стороны, там, где кипят эмоции, не всегда есть место логике. Особенно, когда тебе 16 или 18 лет.
Я не люблю Фредрика Бакмана слепой любовью. Я вижу недостатки в его книгах. Напишу сейчас о нескольких вещах, которые не понравились.[Спойлеры] Странно было читать, что некоторые игроки, в их числе и лидеры, могут без причины не прийти на тренировку, пить и курить траву. Мальчишки-хоккеисты от физической усталости, блюющие в вёдра - чтоб так выкладываться на тренировке, такое бывает? Местные гопники в черных кожаных куртках - такие честные и справедливые, сплошное благородство, прям "Тимур и его команда". Да каждому бы городу таких бандитов, которые описаны в книге:) А в конце гопники скидываются на пожертвование в фонд защиты прав ЛГБТ - тут вообще, прямо гимн политкорректности .
У Бакмана есть одна особенность - он никогда не говорит прямо. Фраза, сказанная вначале главы, в конце той же главы может обернуться совсем не тем, чего ты ожидал. А явный спойлер может запутать даже больше.
Сейчас думаю. Ведь таких историй, которые описал Бакман, в реальной жизни - миллионы. И как это вынесла Мая? А потом Беньи, а в жизни миллионы таких подростков - вопрос... Совершенно живые герои у Бакмана.
В конце книги огромный список благодарностей. Колоссальное дело сделал Бакман. В списке, наверное, 30 человек. С кем только он не консультировался - юристы, психологи, тренеры по хоккею и по единоборствам, спортсмены, охотники. Своими личными историями с Бакманом поделились молодые люди - рассказали о своем взрослении, об агрессии, сексуальности, просто о жизни. Эти истории и составили канву двух романов.
Когда речь заходит о Бакмане, я несомненно предвзята, необъективна. Но его меткие фразы, даже обрывочные словесные конструкции поражают меня своей точностью, правдой. Бакман, как ты это делаешь?!