Ирвин Ялом "Когда Ницше плакал"

Jul 11, 2020 21:48




Ни одно человеческое существо не лишено Angst (sari_s - "страх", нем.), так что все мы испытываем боль, когда умирает дружба. Или боль одиночества.
Чтобы вырасти высоким и гордым, дерево нуждается в бурях.
Прощать своих друзей труднее, чем своих врагов.
Ключ к разгадке жизни: во-первых, желать необходимое, во-вторых, любить желаемое.

Представьте себе: мужчина средних лет, недовольный своей жизнью, встречает джинна, которые предлагает ему прожить жизнь заново, не забыв при этом ничего из своей предыдущей жизни. Разумеется, он хватается за эту возможность. Но, к своему удивлению и ужасу, обнаруживает, что его вторая жизнь как две капли воды похожа на первую, - он принимает те же решения, совершает те же ошибки, преследует все те же ложные цели и поклоняется ложным богам.

Мы сами создаем все свои переживания. И все, что мы сами создали, мы сами можем и уничтожить.

В эту книгу я прыгнула сразу - как только поняла, что действие, разворачивающееся на ее страницах, происходит в Вене.

Начинается история с того, что к видному и очень успешному доктору Йозефу Брейеру обращается молоденькая очаровательная (и очень напористая!) незнакомка. Помощь нужна ее близкому другу, перспективному философу.  У него депрессия и суицидальные настроения. Он на грани безумия. Проблема в том, что лечить его нужно так, чтобы пациент не понял, от чего именно его лечат и кто за этим стоит. К тому же он дико замкнут и из него невозможно вытащить даже слова о том, что его тревожит.

К такому незаурядному пациенту нужен и незаурядный подход. В поисках решения Брейер придумывает настоящую авантюру: он будет лечить Ницше от мучительных мигреней, а Ницше пусть разберется в хаосе мыслей самого доктора. Да, на самом деле у благоразумного и респектабельного врача целый склад собственных тайных душевных проблем.

Пустота. Усталость от обыденности. Ощущение бега по кругу. Ощущение ловушки. Старая душевная боль и болезненная реальность. Страх завтра. Страх смерти.
Сегодня он этом можно поговорить, пойти к психологу. Проговорить, если удается, свои страхи, узнать, что ты такой не один. Никто не воспримет в штыки "кризис среднего возраста". Профессиональное выгорание - тоже вполне известное понятие. В этом нет ничего зазорного. Обратиться за помощью нормально.
Но что было делать людям конца 19 века, когда психоанализ еще не придумали?
Вот и встретились два одиночества. Два пессимиста, два пациента. Плата за лечение одного - лечение другого.
Ницше - одинокий и великий, гениальный и непонятый, отчаявшийся,но сильный духом философ.
И Брейер - великолепный врач, наставник и близкий друг молодого Фрейда.

Про Ницше мы все знаем. Но в этой книге и все остальные персонажи реальные. Kак оказалось, про всех есть большие статьи в Википедии. Брейер - великолепный диагност, один из лучших венских терапевтов своего времени, стоявший у истоков психоанализа. Пауль Рэ - немецкий писатель и философ. Лу Саломе - муза и великая беда Ницше, юная интеллектуалка, свободная и властная, сводившая с ума мужчин, вызывая то ненависть, то восхищение окружающих. Тут я добавлю, что мне лично никогда не были симпатичны "роковые женщины", вроде Галы и Лили Брик. В этой книге роковых женщин сразу две.

Юная Берта Паппенхейм, оказывается, тоже реальный персонаж - защитница прав женщин и основательница немецкого Иудейского союза женщин. Именно ее случай послужил для Фрейда началом разработки его теории истерии, а впоследствии и психоанализа.

Отдельной гранью - Зигмунд Фрейд, молодой аспирант, друг и ученик Брейера, еще только пытающийся сформулировать свои идеи. В книге получился такой милаха, симпатичный еврейский парень Зиги, который обожает венские пирожные из кондитерской "Демель".

Да, при всей прекрасности книги были моменты, когда я просто тонула в монументальности философских диспутов между Ницше и Брейером. Иногда мне казалось, что в этом омуте самокопания у меня заходит ум за разум.
Но все равно это было хорошо.

Интересно, как после каждого раунда разговора шли отчеты одного и второго. Как же по-разному мы воспринимаем одни и те же фразы! Потрясает, насколько даже в откровенном разговоре люди не понимают друг друга или понимают совсем не так.

Несмотря на океан эмоций, которые наполняют книгу, это чтиво скорее "мужское", чем "женское".
Всем я этот роман советовать не буду. Молодым, полным планов людей, он будет не близок и непонятен. Пусть он подождет своего часа.
Читать тем, кому 40 и больше. Ну и тем, кто интересуется психологией.

Да, мне эта книга показалось особенной еще и потому, что погрузила меня в обстановку юности моего дедушки! Он учился, слушал, внимал в тех же аудиториях Венского универа, только на полвека позже. Именно в этой "венской школе" он научился обширным обследованиям в самых разных сферах медицины, став прекрасным терапевтом и диагностом. Он, как и Брейер, мог вести всеобъемлющий прием пациента 45 минут, час - расспрос, осмотр, проверки, разговор.
Так что получилось, что книга аукнулась для меня и чем-то очень близким, семейной историей.

"Все, что нас не убивает, делает нас сильнее". Знаменитые слова Ницше, с которыми можно соглашаться. Или спорить. Я верю, все получится. Только бы Б-г дал силы изменить то, что мы можем изменить.

За рекомендацию книги большая благодарность lorique.

Книги, Психология

Previous post Next post
Up