29 мая 1996 года: заснуть с Пересом, проснуться с Нетаньягу

Apr 22, 2018 22:15



17 апреля, за день до дня Памяти павших солдат, в Тель-Авиве трагически погиб медиаконсультант и политтехнолог Моти Морель. Веселый и бодрый мужик 66-ти лет, он ехал на электро-велосипеде. Неподалеку от торгового центра "Азриэли" его сбил грузовик.

Моти Морель был стратегом политических кампаний еще в 1980-х. "Израиль ждет Рабина" - помните этот лозунг 1992 года? Автором был он, в тот год - главный копирайтер "Аводы".
Может быть, вас удивит, но и лозунг "Перес разделит Иерусалим" для Нетаниягу тоже придумал он.
Я хорошо помню, как в предвыборных роликах зимой 1996 года на черном фоне экрана телевизора зловеще вспыхивали красные буквы "Перес разделит Иерусалим". Твердый голос диктора повторял это дважды, трижды. Десять раз. Я воспринимала это, как бред: ну сколько раз можно повторять одну и ту же фразу?

А позже, в 1999-м году, Морель, смоделировал лозунг "МВД - под наш контроль", который принес партии Натана Щаранского целых 7 мандатов.
И этот лозунг тоже казался мне бредом: ШАС-шмас меня не раздражал и мне казалось, что нашу общину должно волновать не министерство внутренних дел, а совсем другие ценности.

Но судя по всему, Моти Мореля я недооценивала. За ним ухаживали руководители всех политических партий. И даже те, кто являлись объектом его черной критики в предвыборных кампаниях, надеялись в следующий раз сами воспользоваться его услугами. Все признавали эффективность его кратких и простых заголовков. Эффективность и действенность.

Вспомнилось...
1994 год. Взрыв террориста-смертника на автобусной станции Хадеры. Похищен и убит капрал Нахшон Ваксман. 1995 год. 20 убитых в теракте на центральной автобусной станции Нетании. Теракт на перекрёстке Бейт-Лид, 20 погибших и 70 раненых солдат. Взрыв террориста-смертника в автобусе в Рамат Гане. В автобусе в Иерусалиме, 26 убитых. Еще автобус в Иерусалиме, 20 убитых. Пурим в Тель Авиве, Дизенгоф центр - 13 убитых, более 100 раненых...
Соглашения Осло. Жертвы мира.

Шок, охвативший страну, и левых, и правых, в первые месяцы после убийства премьер-министра Ицхака Рабина. Стыд и страх признаться, что ты за Ликуд. Моя сотрудница Р., человек умеренно-правых взглядов, кроткая, милая, добрейшая женщина. Тим-лидер бросает ей в лицо фразу: "Это вы убили нашего Рабина!"
Предвыборная кампания 1996 года. Впервые по новой системе - прямые выборы премьер-министра.
Каждые пару дней - опросы, опросы. Между Пересом и Нетаньягу - разрыв в 20, потом в 15%.



За пару недель до дня выборов  wolf_gray получил "цав" - повестку на суточные резервистские сборы. Нас обоих это удивило: надо же, такое совпадение, как раз на день выборов!
28 мая вечером после работы Волк сел в машину и поехал на базу, к которой он был приписан, в районе Тират-а-Кармель. Там всей роте выдали форму и автоматы М-16. Повезли ночевать на базу в центр страны, буквально по соседству с тюрьмой Абу Кабир.
- Мы будем охранять избирательные участки в Рамат Авиве, - объяснил командир. Наша задача - обеспечить безопасность и порядок в день выборов.
Рота Волка была "русской" - почти 90% резервистов составляли новые репатрианты, приехавшие в 1989-1990 г. из Союза. В то утро они не говорили ни о чем о другом, только о выборах: все собирались голосовать за Нетаниягу.

В 7 утра резервисты были уже на местах. На каждом участке были по 2-3 человека.
Волк рассказывал, каким ему запомнился тогдашний Рамат Авив: красивые многоэтажные белые дома, красиво одетые и красиво причесанные избиратели. Все плакаты - Авода и Мерец. "Сильный Израиль с Пересом", "Все хотят "Мерец"! "Один листок Пересу, один листок Мерецу!", "Народ - это мы, Авода!"
С самого раннего утра к участку начали стекаться избиратели. Волка поразило количество немощных стариков и инвалидов в креслах на колесах. Дети и внуки везли на выборы дедушек и бабушек, глубоких стариков, у некоторых были кислородные баллоны.

- Погляди, кого нам сюда привезли! Русских! - кивнув в сторону резервистов в форме, бросила реплику женщина-избирательница. - Из России привезли русских - чтоб нас охранять!
- В какой-то момент к нам приблизился интересный человек. "Я правильно пришел?" - он протянул открытку-приглашение. Лицо человека показалось ребятам знакомым - это был Дуду Топаз, ныне покойный. Он ошибся, его избирательный участок находился в другой школе. Волка удивило, что харизматичный, любимый всеми Дуду Топаз совсем небольшого роста.
А еще среди избирателей был  Эли Горовиц, генеральный директор "Тевы", тоже ныне покойный. У него тоже был вопрос, где нужно голосовать.
Поток избирателей не прекращался до самой темноты. Явка на участках Рамат Авива была беспрецедентно высокой.

Больше всего резервистов напрягал вопрос: а сами-то они, успеют ли они проголосовать? Поздним вечером армейский автобус привез их на север. Голосовать с помощью "двойных конвертов" не хотел никто. Все хотели проголосовать у себя дома.
До Кирьят Яма было 20 с чем-то километров. Волк гнал, как сумасшедший и побежал голосовать, не забегая домой, прямо в школу. Было 21:40. Во дворе школы стоял гомон, шум и гам: "Ликуд! Ликуд! Биби! Биби!"

В десять вечера мы, как и миллионы израильтян, прильнули к телевизорам: ну, что? Неожиданностей не ожидал никто.
"Легкий перевес Шимона Переса. Шимон Перес сохраняет пост главы правительства", - подвел итог экзит-полла телеведущий Яаков Эйлон.
В предвыборном штабе "Аводы" царила эйфория, в штабе "Ликуда" - грусть и разочарование. Грусть была и на наших лицах.

Утром мы включили телевизор... Мы легли спать с Шимоном Пересом, а проснулись с Нетаниягу.
Мой муЖЖ говорит, что это был один из самых замечательных дней в его жизни. Я присоединяюсь.

А расскажите вы, каким вам запомнился этот день, 29 мая 1996 года?

* Ниже - три линка на старые "ликудные" посты

Террор, Ликуд, Личное, Израильская актуалия, История, Семья, Размышлизм, О хорошем

Previous post Next post
Up