Эдмунд де Вааль "Заяц с янтарными глазами: скрытое наследие"

Jan 02, 2018 20:40




Вчера закончила читать эту книгу. Впечатлилась очень.
"Зайца" мне горячо рекомендовала моя давняя френдесса irin_v. По ее же рекомендации я смотрела замечательный британский сериал "Аббатство Даунтон". Теперь думаю: очень хорошо, что именно в таком порядке - сначала сериал, а потом книга.

Английский художник-керамист Эдмунд Де Вааль рассказывает историю семьи Эфрусси. Когда-то это была одна из самых богатых европейских  банковских династий. Некоторые из членов семьи были в родстве с Ротшильдами. К молодому парню попадает неожиданное наследие - коллекция японских нэцке. 264 миниатюрные скульптуры из Венского дворца Эфрусси уцелели благодаря верной служанке Анне, прятавшей их в годы нацизма внутри матраса. 28-летний де Вааль начинает восстанавливать историю этого уникального собрания и раскручивает клубок своих родственных связей.
История целого века (даже больше - полутора веков) сквозь судьбы его бабушки, прадеда, прапрадеда. Купцы Одессы середины 19-го века, искусствовед и меценат на Рю де Монсо в Париже, ведущий банкир Вены, и вдруг - послевоенный, разгромленный, оккупированный Токио, и опять Одесса.

Читала и открывала для себя целые пласты истории. Париж 90-ых годов и импрессионисты, и узнаешь историю персонажей на картинах Ренуара. И со всей великой французской культурой - бешеный антисемитизм и дело Дрейфуса (о деле Дрейфуса я впервые читала в самом детстве в "Дорога уходит в даль", но здесь одна-две главы так обрисовали обстановку...)
Я знала о бомбежках Токио, но не знала, какими разрушительными были налеты американской авиации. За один день погибли 100.000 человек. Руины и нищета послевоенной Японии.

И самая необыкновенная часть книги - посвященная Австрии.

Вена 1899 года. Второе поколение новых эмигрантов достигло небывалых высот. Среди врачей, адвокатов, завсегдатаев клубов, снобов, денди, пролетариев, актеров, газетчиков и поэтов были массы евреев.
Среди финансистов их доля составляла 71 %, среди юристов евреев было 65 %, среди врачей - 59 %, а среди венских журналистов евреи составляли половину. Эти цифры меня просто ошеломили.
В Вене в годы Первой Мировой войны жили мои предки -  вместе с другими десятками тысяч, бежавшие от наступления русских войск мои прабабушка, прадедушка, моя юная 12- летняя бабушка и ее старший брат. Мне так всегда хотелось представить себе, какой была тогдашняя столица империи, каково оно было.
Австрия проигрывает войну, в Вене очереди за всем, абсолютно за всем, город вязнет в очередях. В ноябре 1918 Австро-Венгерская империя перестает существовать, все рассыпается. И сумасшедшая инфляция, и призывы к еврейским погромам.
Вена 1938 года. Что творилось в Вене после Аншлюса... Всех этих вещей, о которых рассказывает автор, я не знала..
Мне сейчас так хочется в Вену - обойти дворец Эфрусси, который рядом с Вотивкирхе и с университетом. Постоять на углу Рингштрассе и Шоттенгассе. Вернуться, вдохнуть, понять, услышать.

Это очень особенная книга, не роман, но и не исторический очерк. В ней нет диалогов, нет действа, и поэтому ее невозможно читать быстро. Она написана сдержанно, мудро.
Любителям истории, живописи и спокойного вдумчивого повествования - рекомендую очень.
Читала здесь.

Книги, Вена-2014, История

Previous post Next post
Up