Как Сари была лучшим физиком среди водителей

Sep 03, 2016 21:29




В школе я больше всего любила математику. Впрочем, мне нравились и все остальные предметы. Кроме физики.
В десятом классе физикой пришлось заняться всерьез - я собиралась поступать в технический вуз. Конечно же, к делу подключилась моя мама - физик по профессии.

hallo_rita занималась со мной с таким терпением, с такой отдачей, а я... Я витала где-то далеко - не могла заставить себя сосредоточиться на непонятных мне явлениях. Почти каждое занятие физикой заканчивалось рыданиями: от отчаяния и осознания собственной тупости слезы просто лились у меня из глаз.
И тогда мама подумала: может быть с чужим человеком уроки будут эффективней?

Я начала заниматься физикой с одним из лучших в городе учителей. Нас было трое: кроме меня, была девочка Ира (имена изменены) и мальчик Марк. Автора пособия, по которому мы занимались, звали С. Козел. Когда я смотрела на обложку этого издания, в моей голове проносилась одна мысль: козел не он, козел это я. В книге были были сотни задач повышенной трудности для поступающих в МФТИ.
К физике мои "соученики" были явно способней меня: Марк пыхтел над задачей, но через полчаса выкладывал ответ. Ира доводила решение до половины. Я же записывала главную формулу из темы и напряженно ждала, когда после долгой тишины наш учитель с ноткой иронии в голосе спросит: ну, и какие здесь могут быть трудности?

Месяц назад мне пришло письмо из министерства транспорта: в честь пятилетия со дня получения водительских прав меня пригласили на обязательный курс освежения теоретических знаний.
Трехдневный вечерний курс проходил в соседнем городке в помещении средней школы.
На первое занятие я приехала прямо с работы, с запасом в полчаса. В школьном коридоре уже стояла длиннющая очередь. Две секретарши сидели за списками: не шутка, четыре класса по 32 курсанта в каждом.

Для начала нам прочитали вводную лекцию о важности дела. Все очень строго! Любое опоздание на 15 минут - курс пропал, деньги пропали. Телефоны отключить! Кого заметят с включенным мобильником - курс пропал, деньги пропали. Перекличка по 4 раза за вечер, с предъявлением удостоверения личности: первый раз у секретарши, во второй и третий раз - отмечает лектор, в четвертый раз - координатор курсов. Кто пропустил одну перекличку - курс пропал, деньги пропали. Кто желает сдавать экзамен по-русски, записаться немедленно, изменить язык экзаменационных вопросов обратно на иврит невозможно.

Большинство сидящих за партами составляли парни, получившие права в 18 лет, стало быть им было по 23-24 года. Я, судя по всему, была самой старшей ученицей. Женщин в классе было всего 9. Русскоговорящих - 6.

Наши занятия проходили очень живо. Лектор все время дергал то одного, то другого.
- Страница 21, ты... на второй парте, читай вслух второй вопрос. Ты, третья парта у окна, отвечай! Кто согласен с третьей партой у окна? Поднимите руки! Почему ты не согласен? Последняя парта под мазганом, не спать! Читай шестой вопрос на странице 22!
Смотрим на таблицу на 36-ой странице! Что мы видим? При возрастании скорости путь за время реакции водителя меняется как? Несильно! А тормозной путь меняется как? Cильно! Обратите внимание, как быстро нарастают цифры! Потому что длина тормозного пути вырастает в квадрате! Не спрашивайте меня, почему в квадрате, мы нe на экзамене по физике на аттестат зрелости. Просто запомните: скорость растет в два раза - тормозной путь растет в четыре раза. Скорость выросла в три раза - тормозной путь в девять раз!

- Вы спускаетесь с горы. Машина разгоняется. Ваши действия?
- Буду давить на тормоза!
- На тормоза! Замечательный ответ! Вспомним водителя,, который на 50-тонном семитрейлере спускался по Нешеру и убил семь человек! Почему, почему это случилось?!
- Я ставлю нейтралку!
- Еще вариант: он ставит нейтралку! Кто еще на спуске ставит нейтралку? Поднимите руки! Раз... два... три... четыре... Четыре человека ставят нейтралку! Какие еще варианты? Кто слышал про пониженную передачу?

Про переключение на низкую передачу знаю я и еще три парня.
- У меня не ручная коробка, - голос справа. Голоса сзади: откуда нам это знать, у нас права на автомат!

Из еще запомнившегося:
- На светофоре мигает желтый. Что это означает?
- Сейчас будет зеленый!
- Ага, сейчас будет зеленый. Другие опции?
- Сейчас зажжется красный!
- Голосуем? Кто за то, что после мигающего желтого зажжется зеленый? Зажжется красный? Кто не согласен? Восемь человек не согласны ни с красным, ни с зеленым. Объясняю: желтый мигает, когда светофор не-исп-ра-вен!

- Задача, которая может быть у вас на экзамене. Две машины едут навстречу друг другу со скоростью 80км/час. Расстояние между ними 250 метров. Через сколько секунд они столкнутся? Ну, кто здесь лучший физик? Сари! - лектор обводит класс глазами и находит меня.
На самом деле меня не надо искать: я сижу на первой парте и активничаю, как примерная школьница.

- Это просто. Сначала переводим км/ч в метры в секунды. 80 поделим на 4 и добавим какой-нибудь хвостик, получаем где-то 22 м/с. Значит, машины сближаются со скоростью 44 м/с. А теперь поделим 250 на 44... получится что-то около шести секунд.
- Ты права, но ты объясняешь сложно. Они не поймут, - прерывает меня лектор, - Я объясню проще.
- Ты наверное, учительница? - спрашивает сидящий позади меня Омри.
- Я инженер-механик.
- Нет, я все-таки хочу понять, а почему тормозной путь вырастает в квадрате? - девушка Нофар с золотыми кудрями, словно Весна с картины Боттичелли, смотрит на лектора испытующим взглядом. - Есть какой-то закон, который может это объяснить?
- Я повторю еще раз: мы не будем вдаваться в физику. Наше дело  - безопасность на дорогах. Закон природы, точка.

Мои одногруппники начали покидать класс через 10 минут после начала экзамена.
- Дружище, ты не ответил на два вопроса, куда ты уходишь? У тебя еще вагон времени. Посиди подумай. А не знаешь, так хотя бы попробуй угадать - вдруг угадаешь?
Это наблюдатель, присматривающий за нами.
- Да ну! Неохота!
Парень покидает помещение. За ним еще двое, за ними еще молодая пара - муж и жена. Последними из класса уходят русскоговорящие.
В конце я остаюсь одна. Я не угадываю, честно думаю, отбрасываю нелепые варианты, считаю расстояния.

Как я рада, что я это сбагрила!
Треть моего класса экзамен не сдали.

Личное, Наблюдения со смешинкой, Сарины байки

Previous post Next post
Up