Родители и дети : быть собой или воспитывать по методикам?

Nov 12, 2012 21:43


Извините, получилось длинно.
Когда восемь лет назад я направлялась в школу на первую встречу семинара для родителей, меня беспокоила одна мысль: где нас всех разместят? Но оказалось, что на семинар записались всего 9 (девять!) человек - из целой параллели 16 классов, где в каждом было по 35-40 учеников. Ну что ж, подумала я, наверное у всех остальных все совершенно шоколадно и идеально.

-Давайте для начала вспомним себя в их возрасте и вспомним, что мучило нас с вами, - обратилась к нам Тамар, психолог-консультант. Так вот, дорогие мои, жизнь сегодняшних подростков сложна до неимоверности. Она в разы, нет, на порядки сложнее, чем она была у нас с вами. Им хочется быть как все и при этом сохранить индивидуальность - совершенно несовместимые вещи. У них играют гормоны и они не понимают, в чем причина их плохого настроения. Ты со злости перевернул парту на училку - и тут же звонок родителям на мобильник. В школе учителя требуют, а дома своим брюзжанием достают родители. Мальчики меряются пиписьками, а девочки сиськами. Сегодня у тебя есть друг, а завтра он же на тебя настучал, что ты куришь траву. У девчонки вскочил прыщ на носу, а вечером у нее свидание, а завтра - блин! - контрольная по математике. Весь вечер шатались по каньону, а утром нулевой урок и ты, как зомби, смотришь на доску...  Да-да, у них реальные проблемы и постоянный стресс.
Все наши последующие занятия были посвящены тому, как вырастить детей ответственными - но только через "фиргун", "пинук" и массу позитивных "фидбеков".  "Фиргун", "пинук" и позитив - эти слова повторялись, как лейтмотив. Да, и границы! - максимально широкие, с максимальным простором и с максимальной свободой для подростков.

А сейчас я под впечатлением от прекрасных книг. Так убедительно написано и ведь верно, черт побери! На детей нельзя кричать, нельзя срывать на них свое плохое настроение, нельзя быть непомерно строгими, но нельзя и попустительствовать, нельзя приводить им в пример других детей, нельзя капать на мозги и делать сердитые замечания, нельзя наказывать, приказывать, критиковать и обвинять, нельзя начинать предложение со слов нет" и "но"...

Все методы, которые предлагают авторы, насколько просты, настолько же требуют переосмысления родительского подхода, а для многих из нас - практически кардинального пересмотра собственного  поведения. Все советы очень логичны: опишите свои чувства, произнесите несколько междометий "гм", "эххх", посочувствуйте, кратко (!) изложите информацию - и ваш ребенок/подросток сам сделает выводы и примет верное, нужное решение. Замечательный сценарий!

Но попробуйте спокойно (!) проиграть такую сцену, когда ваш ненаглядный ребенок ноет, плачет, орет, в доме бардак, у мамы мигрень/ токсикоз/ стресс на работе, папа сидит сверхурочные, второй ребенок срочно требует отвезти его на ДР и проч. и проч...
Не знаю, не знаю... Мы живые люди. Думаю, что чаще всего мы все равно будем оставаться сами собой. И мы будем дальше комплексовать, что мы не идеальные родители и что надо бы так, или эдак, как пишут книжки. Но в реале, в большинстве своем мы останемся собою - требовательные будут ставить рамки, кричащие будут срываться и дальше, а мягкие и неспособные повысить голос будут в чем-то прогибаться под капризы детей. И может быть так и надо - принять себя, принять свои не-идеальные родительские качества и жить дальше?

Я часто думаю, как выросли наши родители, которые выживали - в эвакуации, в лагере, в детдоме сиротами? Кто занимался их чувствами, страхами, эмоциями? Как выжили и жили они, получившие в своем детстве такие физические и душевные травмы, которые и не всякий взрослый выдержал бы - без врачей и без помощи психологов? Как выросли мы, которых растили эти родители, детство которых оборвалось с первой бомбежкой и которые не знали, что такое подход к детям? Они не делали ошибок? Они были идеальными людьми? Никогда не срывались, всегда были предупредительны, исполняли все наши детские прихоти и желания?
И ведь ничего. Мы выросли и большинство из нас очень даже успешные и приличные люди, я вам скажу.

Только знаю я и вы тоже это знаете, что мы имеем сегодня малышей и подростков, которые получают намного больше, чем поколения, жившие до них. Им денно и нощно долбят про чувство собственного достоинства. И что только не делается для их развития и материального и душевного комфорта. Родители бьются от мысли, чего бы еще сделать, чтоб дети были максимально счастливыми - и при этом сами  все равно страдают от ощущения, что недодали и сделали недостаточно.
Но вот не уверена я че-то, что у сегодняшних деток в будущем не будет претензий к своим предкам-старикам. Еще как будут. А то как же без этого?
А будет ли новое поколение, взрощенное в кружках для младенцев и в мире безграничных свобод, успешнее и лучше нас? Время покажет.
------------------------------------------------
"фиргун" (ивр.) - от немецкого "vergönnen" - от души поддерживать и разделять чью-то радость и успех
"пинук" (ивр.) - баловать, лелеять

Размышлизм, Психология, Израильская актуалия

Previous post Next post
Up