У вас в доме был холодильник ЗИЛ? А хотели бы вы почитать другого Юрия Нагибина? А котлеты от муx вы отличать умеете?
Если да, то эта книга не для вас для вас.
Я по сей день помню, как любила нагибинские рассказы о детстве и юности. Трогательные описания мальчишеской дружбы и первой любви, повести о подростковых радостях и о недетских проблемах. Я вспоминаю фильмы, снятые по его сценариям - "Красная палатка" про дирижабль Нобиле, "Дерсу Узала" про охотника, "последнего из могикан". Помню, как в перестроечные времена читала его рассказы-повести о Гете, Бахе, Рахманинове. Помню, как в начале 80-ых мне удалось достать сборник Юрия Нагибина "Остров любви" - по субботам к нам в город приезжала автолавка из Молдавии с книжным дефицитом, очереди занимали с ночи.
Все это было. Когда-то. Давно. Вчера я закончила читать повесть Нагибина "Моя золотая теща", которую он написал за год -два до своей кончины.
События, о которых рассказывает автор, относятся к 1943-1948 годам. Увидев однажды жену директора ЗИЛа (да, того самого Лихачева, который автозавод и холодильник), молодой (20 с чем-то лет) писатель воспылал страстью к статной русской красавице. Настолько пожелав быть с ней рядом, что женился на дочери Лихачевых.
И вот (коньюктуры ради?) решил на старости лет придать огласке историю своих интимных отношений с бывшей родственницей. Половину книги занимают описания сцен, где автор утончённо, но практически на самой границе с непристойностью, описывает, как обладал телом своей возлюбленной тещи[Spoiler (click to open)] (на скамейке Тверского бульвара в холодную московскую осень, на бильярдном столе etc.)
Нет, книга не только и не столько об этом. Нагибин, попавший в супер-номенклатурную семью (одно рукопожатие отделяло его от Сталина), рисует быт и картины жизни национальной элиты того времени, партийных и государственных функционеров высшего звена. Кто это люди? Как они живут? (на фронтах идет кровопролитная война, на брустверах замерзшие тела, гибнут солдаты, горят города!) Они жe живут поистине с олимпийской разнузданностью. Что у них с моралью? С нравами?
Много раз я уже думала, но после этой книги подумала совсем серьезно: иногда лучше не знать, что творится в жизни у писателей. Да, понятно, общем-то они живые люди. Но мерзко, мерзко это всё.
Да вообще, оставим за рамками поэтический стиль и литературный слог, выставление когда-то любимой женщины на всеобщее обсуждение - это подлость. Подлость и через 50 лет.
Неужели это тот автор, который писал про Рахманинова и Кальмана? Закрыла книгу с чувством облегчения, лучше бы и не открывала вообще.