Алексей Иванов "Пищеблок"

Dec 12, 2021 08:35



- Красивая нам выпала дата! - улыбнулась моя мама. - 7 июля, седьмое число седьмого месяца!
- Везет же тебе! - сказала начальница архива Гута. - Будешь смотреть эстафету прямо из дома! Никуда не надо ни ехать, ни идти.

Мне действительно повезло.
Вечером 7 июля 1980 года Олимпийский факел пересек Прут и пришел в Черновцы. А спустя час на нашей улице Шевченко показался эскорт машин, сопровождавших факелоносцев и спортсменку с Олимпийским огнём в руке.
Факел мчался в Москву!
На небывалое торжество у окна нашей гостиной вместе со мной с волнением смотрели две мои сокурсницы Полина и Мила.

А в это время, из Куйбышевa в пионерский лагерь "Буревестник" на Волге направился на практику мой ровесник, герой романа Иванова, студент филфака Игорь Корзухин. На нем были паленные дерибасовские джинсы и значок с Полом Маккартни. И думал он в этот день только о том, удастся ли ему закадрить девчонку-вожатую.

С первых страниц романа я поняла, что это необычная книга. Она началась с рассказа вожатого о том, что ночью гипсовая девочка-горнистка у ворот оживает, бродит по лагерю и душит детей. Горнистка мстит за разгромленную статую мальчика-барабанщика, которого дети закидали камнями. Это был буквально первый абзац книги и всё....я провалилась в нее с головой.
Это книга о пионерлагере и о детстве, но она определенно для взрослых. Пионерский лагерь здесь фон, а дети и вожатые - участники одной большой массовки, в которой царят правила всеобщего  послушания, подчинения и обожествление коллектива.
У нас все должны в чём-нибудь участвовать. А кто не все - того накажем.
Все должны быть... никем! Красивые слова "сплочение" и "коллектив" - а на самом деле решает кто-то вышестоящий и пикнуть нельзя. А раз никто не пикнул - значит так решил коллектив!

Мои школьные годы пришлись на 70-ые, но от книги повеяло теплотой воспоминаний детства.
Детства, когда один день - как полжизни, а игры - всерьёз, а ссора - это навсегда, ну по крайней мере до послезавтра! И у нас были щекочущие тайны, считалочки и обзывалки, страшилки, пересказываемые таинственным шёпотом (Черная рука под кроватью!) И конечно, и у меня был песенник с наклейками, и девчачий вопросник, где мы писали ответы друг дружке, и "секретики", и закопанный клад с блестящими пуговицами. Спасибо Иванову, я как будто прокатилась на машине времени :-)

В романе множество детских диалогов, совершенно живое, реальное детское общение. И все сцены на месте, ничего не притянуто и не затянуто. Дети (вчерашняя начальная школа, но еще не подростки) - очень разные. Задорные, правильные, злые и грубые, в чем-то подлые, по-детски наивные и легковерные. Некоторые мальчики - уже отъявленные бандюки. Некоторые девочки - почти настоящие стервы (тут я в очередной раз подумала, как хорошо, что я ни разу не была в пионерлагере)

И при этой реалистичности детских персонажей автор органично запихнул в книгу... вампиров. Он так постепенно, так красиво и изящно вплел их в повествование, что получился своеобразный коктейль, такoй чудесный гоголь-моголь. Нереально круто!

Получилось, что в "Пищеблоке"(а название-то какое!) соседствуют три комплекса. Первый комплекс - детство, присказки, игры, пугалки, детский дворовой фольклор. Второй комплекс - пионерия и ее символы, алые галстуки, флаги, речевки, клятвы и заветы. И третий комплекс - вампирство с кровью и тоталитаризмом.

В отзывах на Livelib многие написали, что вампиры - метафора удушающего строя, делавшего из детей безропотное, покорное стадо, готовое выполнять любые приказы партии.

Тут я все же хочу сказать о своем. Я помню годы своего пионерского детства, в школе и на Площадке. Да, мы декламировали бойкие речевки и девизы и пели песни про гражданскую войну и про девочку-героиню, не выдавшую фашистам партизан. Мы боялись новой войны и думали, что если мы будем петь о мире, то мир будет. Во всем мире! И мы писали мелками на конкурсе рисунков на асфальте "Свободу Вьетнаму". Нелепо, бессмысленно? Но все это вместе с обязаловкой и пафосностью и мероприятиями для галочки - часть моего детства.  А в детстве так хотелось верить в хорошее и доброе.

Мне кажется, автору удалось всё: передать атмосферу и антураж эпохи, передать детскую веру в героизм, идеализм и бунтарство. Удалось в одной книге сплести советскую идеологию, религию и суеверия, a устами двух главных героев, школьника Валеры и вожатого Игоря передать рассуждения о морали и морализаторстве, о лицемерии и ханжестве.

У меня, пожалуй, будет одно замечание.
В мое пионерское время не было у детей такой пошлости и вульгарности в выражениях. И слова "жопа и гавно" уж точно не составляли 50% лексикона моих одноклассников. Думаю, что и в 1980 году такого тоже не было.

Роман написан красивым и легким слогом и читается буквально на одном дыхании. И при этом - это очень-очень серьезная книга.
Честно говоря, я даже не припомню, когда книга захватывала меня так, что я не могла оторваться. Книги, от которых нельзя оторваться, я читала в детстве. Вот так случилось у меня с "Пищеблоком".
Проглотила роман в один день, не переводя духу.

Большое спасибо sestra_milo за рекомендацию!

Книги, Советское-прошлое, Личное

Previous post Next post
Up