Эшколь Нево "Три этажа"

Sep 13, 2021 10:59



Любовь - это уверенность в том, что в мире, полном лжи, есть человек, абсолютно искренний с тобой, как и ты абсолютно искренна с ним; между вами все - правда, все высказанное и невысказанное

Роман Эшколя Нево я читала по горячей рекомендации моей френдессы yulia_kmoon. Прочитала его дважды: закончив, я спустя несколько дней очень внимательно его перечитала.
Собиралась было поделиться с френдами этой находкой, но оказалось, что практически все мои френды, пишущие о прочитанных книгах, уже читали ее год назад.

Неважно, сказала я себе. Я все равно напишу о ней пост. Подробный пост.
Это очень-очень израильская книга.

Легко вычислить, что дело в книге происходит летом 2011 года.
Дом в одном из городов-спутников Тель-Авива. По моему предположению - Кирьят Оно. Или, может быть, Рамат Ган?

Четырех-комнатные квартиры с балконами. Подстриженный по линейке кустарник перед входом, парковка, расчерченная на пронумерованные квадраты. На стеклах каждой машины - логотипы страховых компаний. Домофон последней модели. Новенькие почтовые ящики - ни одного сломанного. А главное (кто понимает) - столь ценимая тишина, никакой громкой музыки.

Здесь живут семьи из среднего класса. Я бы даже сказала: "средний класс +".
Очень такой благополучный дом.
Три этажа, три истории, три исповеди, в которых каждый рассказчик вываливает свою боль, свои проблемы.

Первый этаж - беда с маленькой дочкой, случилось что-то очень плохое и надо спасать (чуткий чувствительный отец с высоким уровнем тестостерона)
Второй этаж - история молодой матери, муж которой в постоянных командировках. Она, бывший фрилансер, уже несколько лет в глубоком душевном раздрае (дружба, соперничество, зависть, фантазии и реальность, виртуальный секс)
Третий этаж - самая жестокая история, отношения родителей и детей. Вдова, в прошлом судья. Но не уход мужа мучает её, а единственный взрослый сын. Сын виновен, покойный муж виновен перед сыном, она виновна перед ними обоими (раскаяние, ответственность, этика)
Все истории закольцовываются. Но так незаметно, так невзначай, что несколько раз я отмaтывала книгу назад, чтоб обратить внимание на пару неприметных предложений.

Я не стану тут углубляться в детали, а хочу написать о мыслях, которые у меня вызвала книга.

В 2019 году роман Нево был переведен на русский язык, и это хорошо, что и российские читатели могут познакомиться с израильским автором. В сети я нашла десятки чудесных отзывов от россиян.
Но что хочу сказать. Содержание книги российский читатель поймет. Но вот всю глубину, до самых мелких, незначитальных на взгляд деталей, мне кажется, смогут понять только те, кто жил или живет в Израиле.

Более того, сейчас скажу крамольное. Персонажи книги принадлежат к тому слою, с которым и мне самой, живущей в Стране более трех десятков лет, в обыденной жизни пересекаться не приходится. Высокопоставленный чиновник-отставник из Моссада, семья окружных судей, делец, занимающийся недвижимостью, ведущий работник концерна Авиационной промышленности, лектор, преподающая израильское киноведение в американском университете.
Да взять даже героиню второй новеллы, дизайнера Хани. Она и ее подруги - выпускницы престижной гимназиии Леяда при Иерусалимском университете.
Погуглила, впечатлилась: эту элитную школу закончили Аарон Барак, Ицхак Навон, Биньямин Нетаньягу, Меир Шалев, Давид Гроссман, Йорам Гаон, Гиль Швед, Даниэль Канеман.
Я к тому, что этот слой людей от меня (нас) страшно далек.

Эшколь Нево и сам принадлежит к элите. Он внук покойного премьер-министра Израиля Леви Эшколя, детство провел в разъездах между Иерусалимом и Детройтом.
В Москве на презентации книги ему, конечно, задавали вопрос про русские корни.
- Будучи ребенком, чувствовали ли вы, что это как-то отличает вас от сверстников?
- Ну… я не уверен ни в том, что мои корни можно технически назвать "русскими", ни в том, что они как-то повлияли на моё детство.

К слову, в романе ни слова, ни полслова про нас, "русских". Как будто нас не существует. На 320 страниц - одно предложение, одно русское имя: "Галина (учительница природоведения) ругает тех, кто опаздывает".

Психологи
В каждой из новелл фигурируют психологи. К психологине обращаются герои первой новеллы (всем семейством). К психологине ходит Хани из второй части части книги. На встречи с психологом ходит Адар из третьей новеллы, и даже его мать, судья Двора, тоже плотно пересекается с психологами.
Надо сказать, что устами своих героев автор высказывается о результатах их (психологов)  работы с большим скептицизмом. Если сказать мягко, довольно нелестно. Это я заценила и тут вряд ли что-то добавлю - по большому счету я это мнение разделяю.

Бюджет министерства обороны.
Здесь я собиралась привести цитату, слова Авнера, но решила не спойлерить. Со стороны автора романа - достаточно смело.

Палаточный протест 2011 года (ровно 10 лет назад)
В книге освещается подробно. Но тут я скажу пару слов уже вне содержания романа.
Я очень хорошо помню то лето, Марш миллиона! - криков было выше крыши. Сейчас думаю: как тогда на дешевые популистские лозунги и демагогию чистой воды купились сотни тысяч. Сотни тысяч? Нет, намного больше. Дайте нам дешевые квартиры, бесплатные садики, бесплатную медицину от ясель и до гроба и щастье задаром. Пустые слова, не имеющие никакой связи с реальностью.
Хорошо помню иницаторов протеста. Рыженькая девушка Став Шафир - активистка левого и зеленого движения, впоследствии на волне своего активизма стала депутатом Кнессета. Дафни Лиф, дочь состоятельных родителей, пацифистка и киновед.

Если начинать копать, то к книге можно придраться - я уже видела в ЖЖ немало нареканий.
Во многие отзывах сквозила мысль, что всех героев объединяет отсутствие ответственности за свои поступки.
А знаете, я подумала, очень легко судить. Но как бы мы сами поступили на месте Дворы, на месте Айелет? На месте Адара, на месте Михаэля, Асафа?

Я отбрасываю моменты, с которыми я внутренне несогласна (отсыл к теории Фрейда, сладкую байку про состоятельную тетушку, сдающую за бесплатно комнату студенту-экологу, притянутость знакомства Дворы и Авнера) и все равно очень советую эту книгу.

Все истории разные и разные совершенно проблемы, но равнодушным остаться невозможно. Что-то в этих историях-монологах непременно срезонирует. У всех новелл открытый финал, но эта незавершенность не раздражает - это не мои истории, не мне жить их жизнь (и слава Б-гу).

А еще нашла на ютубе отрывок (длиной в полтора часа), который читает Кирилл Радциг.
Читает великолепно.

Книга очень цепляющая, над которой хочется думать.
Рекомендую, очень.

Книги, Психология

Previous post Next post
Up