Перепост: Сказка о Верочке Леликовой и модернизации Скорой помощи в стране 03. (продолжение)

Mar 27, 2011 00:05

 (Н.В.Гоголь «Мертвые души»)

И снится Вере Павловне сон…

Что сидит она в машине Скорой помощи на водительском месте. И не просто сидит, а крепко держит в руках руль. И мчится машина ее на предельной скорости по разделительной полосе, естественно с положенной в данной ситуации свето-музыкой.

Кажется, что может быть лучше?! Летишь, звенишь и чувствуешь себя хозяином дороги! Да что там дороги, просто хозяином судьбы себя чувствуешь!

Но, увы! Страшно Верочке! Очень страшно! Скорость-то бешеная! А с обеих сторон толпятся машины и никто не подвинется, чтобы пропустить. Что там впереди? Узкий мост. По правой впереди Камаз-бетономешалка, а по левой стороне навстречу Верочке огромные красные фуры с надписью «Кока-кола» и Санта-Клаусами за рулем.

Приснится же такое!

Даже музыка известной рекламы в ушах ее звенит: «Вместе с Кока-колой праздник к нам приходит!» Какой же это праздник! Ведь ясно, что на узком мосту не вписаться Верочке на «Газели» между бетономешалкой и  Кока-колой, размажет - и конец!

И начинает она кричать во сне: «А-а-а!» Но тут «Газель»  вместе с носилками и оборудованием, Верочкрй и, кажется вместе с больным, на  носилках лежащим,  сплющивается с боков до ширины белой разделительной полосы и продолжает мчаться дальше, не снижая скорости! А Верочка все кричит, и кричит: «А-а-а!»

Или это сирена воет?!

Или кричит совсем не Верочка?!


Конечно, не Верочка! Это кричит роженица на носилках в салоне «Газели». И кричит она, потому что роды у нее вторые, а в салоне никого нет, а машина уже не мчится, а заглохла, а Верочка тщетно пытается включить зажигание. Не зажигается зажигание! Видать, искрА пропала! Стартер не стартЕрит, колеса не крутятся, и стоят они на месте уже минут десять. «А вокруг - тишина, только ветер и снег!» И темнота беспросветная….
И среди этой темноты золотым курсивом строки из квалификационной характеристики фельдшера-водителя: «Фельдшер-водитель скорой медицинской помощи должен знать: … признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения; порядок проведения технического обслуживания автомобилей и прицепов…»

Да. Прицепы, это конечно, здорово.

Хорошо бы еще сто рук, как у Шивы, чтобы одновременно с защитой промежности в родах, перевязкой пуповины и проведения туалета новорожденного, осуществить «устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуатационных неисправностей подвижного состава».   Для Верочки в данной ситуации далеко не безразлично, является ли случившаяся поломка  именно «мелкой эксплуатационной неисправностью подвижного состава, не требующей разборки механизмов». И будет ли такой «разборкой механизмов», если она поднимет капот и посмотрит, что это там  так интенсивно из под капота дымится?

Всем, однако, известно, как сложно размышлять во сне. И странные мысли, и вопросы без ответов скручиваются в спящем мозгу в темный мучительный смерч, готовый утром обратиться мигренью…

Но сон все длится и длится…

И уже не за рулем Верочка, а в темном подъезде стучит во все двери и зовет на помощь, чтобы спустить задыхающуюся старушку на носилках с четвертого этажа. И никто не открывает. Не горят желанием наши граждане среди ночи страждущих старушек на носилках вниз по лестнице таскать. Не входит в их планы такой экстрим. Вот «Жестокие игры» или «Танцы со звездами» по телеку - это экстрим! А тут какая-то старушенция!

Нет. Никакой надежды - нет!

И водителя-санитара у Верочки - тоже нет.

И по рации «на себя» звать бесполезно - все заняты!

Так что взваливает Верочка старушку на плечо, сумку в зубы и катится по ступеням вниз (помилуйте, какой лифт в пятиэтажке!).

Третий этаж, второй… первый…

Выползает из подъезда с больной на плече - а машины у подъезда-то и нет!

Угнали машину!

Конечно, она хоть и самотлорская отечественная «Газель», но в хозяйстве очень сгодится. Особенно, если в фиолетовый перекрасить и все эти медицинские прибамбасы  с носилками из нее выбросить. Отличная перспектива!

И у Верочки отличная перспектива, и не одна: тащить бабульку обратно на четвертый этаж или  пешком до больницы. Можно еще такси по мобильнику вызвать…

Но тут она просыпается.

Просыпается, наконец, Вера Павловна Леликова, Министр Здравоохранения в стране 03…

Не надо, дорогой проницательный читатель усмехаться и спрашивать, почему это она одна в качестве фельдшера- водителя ездила, когда в проекте приказа четко обозначен состав фельдшерской бригады - два фельдшера.

Конечно, в проекте обозначен. И даже в Приказе № 179 обозначен - два фельдшера. Но, увы!  Работают по одному. И фельдшерские бригады, и врачебные. И долго еще будут так работать. А причины тому разные.

Например, не меняют муниципальные власти штатное расписание. Его меняет руководство станции. А финансирует-то муниципалитет. И получается, что нет в организации ни штатных единиц на второго фельдшера, ни денег на эти штатные единицы. Или наоборот - потому, что в данном вопросе - деньги первичны.

А вот поэтому возможен и второй вариант.

Например, существующая на станции система оплаты поощряет такую работу. И фельдшер будет хотеть работать один. А это уже порочная система. Хотя возникла, потому, что хотели, как лучше, а получили - как всегда.  Представьте, замечательный доктор не первой молодости переезжает в другой город, где за работу без врача фельдшеров ощутимо поощряют в зарплате. Как к ней отнесутся фельдшера, которым навязали такого «нахлебника»? И им плевать, что по уровню своих знаний и умений они ей в подметки не годятся! Покажут всеми способами, как она им мешает деньги зарабатывать.  И будут орать на старшего фельдшера, чтоб с ней не ставил, и будут выпендриваться, при больных обсуждать правильность ее тактики и назначений.

Хамить, одним словом. Тут уж не до больного, когда у самого доктора от этакого хамства гипертонический криз со стенокардией…

Срабатывает «человеческий фактор». Странно, что в самом плохом проявлении?!

Совсем не странно.

Владимир Семенович не зря пел:  «…Если сразу не разберешь, плох он или хорош, парня в горы тяни, рискни, не бросай одного его. Пусть он в связке одной с тобой, там поймешь, кто  такой…»

Так вот, не тяни парня в горы. Поработай с ним в одной врачебно-фельдшерской бригаде. И нутро его увидишь, как на ладони.

Конечно, оно экономично, если один из фельдшеров ведет машину. И научить можно - молодых ребят. А опытных наших 45-65 летних фельдшериц ставить с ними в пару. И без перетягивания зарплатного каната выше описанным способом. Можно ведь платить по качеству работы всей бригады? Когда зарплата каждого зависит от того, как оба сработали в одной связке.
Что же касается водителя-санитара, то это вовсе не новшество.
Ведь в том же Приказе МЗ РФ от 26 марта 1999 г. № 100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению РФ» в приложении № 12,

В «Положении о водителе бригады скорой медицинской помощи» сказано, что водитель:
2.5. Обеспечивает, вместе с фельдшером (фельдшерами), переноску, погрузку и разгрузку больных и пострадавших при их транспортировке, оказывает помощь врачу и фельдшеру при иммобилизации конечностей пострадавших и наложении жгутов и повязок, переносит и подключает медицинскую аппаратуру. Оказывает помощь медицинскому персоналу в сопровождении психически больных.
2.6. Обеспечивает сохранность имущества, следит за правильным размещением и закреплением бортовых медицинских приборов.

Чем это отличается от прописанного в новой квалификационной характеристике водителя-санитара?

Санитар-водитель:

«Должностные обязанности. Выполняет вместе с фельдшером переноску, погрузку и разгрузку больных и пострадавших при их транспортировке, оказывает помощь врачу и фельдшеру при выполнении ими диагностических и лечебных манипуляций, переносит медицинскую аппаратуру. Оказывает помощь медицинскому персоналу в сопровождении больных. …Осуществляет санитарно-гигиеническую обработку салона автомобиля после каждого больного (пострадавшего).

Должен знать: правила эксплуатации используемого медицинского инструментария и оборудования; правила техники безопасности при работе с медицинскими инструментами и оборудованием; психологию профессионального общения; основы медицины катастроф; санитарно-гигиеническое содержание медицинского салона; правила санитарии и гигиены труда; назначение моющих средств и правила обращения с ними; правила дорожного движения; …приемы оказания первой помощи при несчастных случаях.»

Тем, что должен быть обучен и получить соответствующий документ об образовании? А муниципальное финуправление предупредили о необходимости выделения на это обучение средств? И, кстати, зачем повторно обучать, когда при получении прав, водители обязаны изучить эти самые «приемы оказания первой помощи при несчастных случаях»? Или не обязаны? Во всяком случае, все в том же Приказе МЗ РФ от 26 марта 1999 г. № 100 имеется «ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА И УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ» для специальной подготовки водителей транспортных средств различных категорий,
 И «ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА» к Программе:
«Водитель транспортного средства, не имея медицинского образования, должен быть готов в любой момент принять участие не только в высвобождении и извлечении пострадавших из транспортных средств при авариях, но и оказать первую медицинскую помощь по жизненным показаниям*. Грамотно и своевременно оказанная до приезда на место происшествия медицинских работников первая медицинская помощь в большинстве случаев может явиться главным фактором, спасшим жизнь пострадавшему».

И далее там же:
«По окончании курса водитель должен знать:
· структуру дорожно-транспортного травматизма;
· достоверные и вероятные признаки нарушения жизненно важных функций организма;
· организационно-правовые аспекты оказания помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

По окончании курса водитель должен уметь:
· высвободить пострадавшего, извлечь его из транспортного средства, погасить пламя;
· определить наличие угрожающих жизни повреждений или нарушений жизненно важных функций организма пострадавшего;
· с использованием содержимого медицинской аптечки установленного образца, а также подручных средств провести простейшие мероприятия сердечно-легочной реанимации, а также комплекс противошоковых мероприятий (включая обезболивание, иммобилизацию, временную остановку наружного кровотечения);
· продезинфицировать рану и наложить повязку;
· транспортировать пострадавшего.
Учитывая сугубо практическую направленность подготовки водителей к оказанию первой медицинской помощи при дорожно-транспортных авариях, теоретический курс сведен к минимуму, и основное внимание уделяется приобретению практических навыков применения конкретных приёмов оказания помощи на практических занятиях и отработка алгоритма действия при наиболее типичных ситуациях».

А на нашей Станции именно этому мы своих водителей и учим. Причем еще до Приказа  № 100 учили, с 80-х годов точно…

А милую Верочку Леликову можно поздравить с изобретением очередного велосипеда.

НО вернемся к фельдшерам…

К вопросу «Чего такого не может на Скорой фельдшер, что может врач?».

Приведу документ:

Литература для слушателей по циклу

«Фельдшера выездные станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи».

1.      Работа фельдшера скорой помощи. -

4-е изд., испр. И доп. - СПб: Гиппократ. 1997. - 208 с.

(Б-ка сред. медработника).

2.      Медицина катастроф: Учеб. Пос. (Под ред. В.М.Рябочкина,                                             Г.И.Назаренко.- М.: ИНИ Лтд, 1996. - 262 с. - (Учеб. Лит.

Для студетнтов сред.мед.училищ).

3.      Руководство для врачей скорой помощи (Под ред. В.А.Михайловича.

-        2-е изд, перераб. И доп. - Л.: Медицина, 1989 - 542 с.).

4.      Справочник врача скорой и неотложной медицинской помощи

(Под ред.М.В.Гринева, И.Н.Ершовой. - СПб.: Политехника, 1997 - 431 с.

5.      Нормативные акты.

Это мне на рецензию передали планы практический и теоретический по обучению на указанном цикле местного училища, а я планы смотреть не стала. Ограничилась списком литературы. Специальность преподавателя - ничего криминального, просто терапевт. Что ответила? А Вы как думаете, проницательный читатель? Что полезнее учить по вечно актуальному «Салернскому кодексу» Арнольда из Виллановы, чем по такой свежей литературе. И, кстати, мне очень интересно, что имел в виду автор под Нормативными актами? Нормативные акты до 1996 года? J

Вот в этом все и дело. Кто учит. Как учит. И как при этом воспитывает.

Будет ли молодой фельдшер надежным помощником для врача и грамотным целителем для больного?

Или парамедиком без стыда и совести?

Врача учат семь лет. Дорого и расточительно врачами бросаться? И можно решить, что врач на Скорой - экономически невыгодный артефакт?

А фельдшеров учат пять лет. Но сколько часов из этих лет потрачено на полезные знания, а сколько на предметы, выдуманные, чтоб обеспечить работой родственников главы училища? На днях объясняла практикантам-пятикурсникам строение малого и большого кругов кровообращения. Это не расточительно? Учить пять лет, и получить специалиста по дизайну ногтей вместо фельдшера?

Нет.

Я не собираюсь выяснять, кто виноват и что делать.

Я просто продолжаю делать свое дело. И надеюсь, что не всем по …, как мне однажды написали в комментариях некие знатоки русского языка.

Я надеюсь, что намек из сказки, станет уроком добрым молодцам и прорастет в них пытливостью, тягой к знаниям  и, конечно, добротой.

Dixi et animam levavi!

Dum spiro, spero…

скорая, медицина

Previous post Next post
Up