Расшарю свою подборку самых зацепивших ссылок и цитат про школы и хоумскулинг. Огромное спасибо всем упомянутым и процитированным! (2014-2015гг) [Ссылки]
Sorry, без контекста, без копирайтов, просто мысли, которые не могла не скопипастить отдельно себе на память. Обязуюсь впредь сохранять также линки, откуда что взяла.
*** Если 10 лет, проведенных мною в школе по системе «сдал-забыл» оставили в моей памяти очень мало традиционно «школьных» знаний, то может быть в этом и кроется причина того, что я не хочу отдавать своих детей в школу. Я желаю им лучшей судьбы. Мы будем учиться, учить себя и идти вперед вместе.
А если моему ребёнку только 6 лет и вы с серьёзным лицом спрашиваете меня, как я могу обучить его тому, что проходят в школе в его возрасте? Мне кажется, что вы подразумеваете, что я идиотка. Мне это обидно.
*** "почему у нас все дети травмированные, а ваш ребенок здоровый? Это ломает нашу картину мира и уверенность в собственной монополии на истину! И вообще, мамочка, демонстрируя нам любовь и заботу о своем ребенке, вы бередите наши собственные детские травмы, так что мы за себя уже не отвечаем, берегитесь!"
*** Решает ли школа сколь-нибудь хорошо хоть одну из перечисленных Вами задач социализации:
1. Умение общаться с людьми. В ходе уроков школьник должен учиться отвечать на вопросы учителя и молчать в остальное время. Если иметь в виду стихийное общение на переменах - я бы не сказал, что это лучшая обстановка для развития коммуникативных навыков. Это, конечно, лучше, чем ничего - но значительно хуже, чем то, то в принципе может быть.
2. Работать в коллективе. Школьной программой не предусмотрены формы работы, в ходе которых ученики активно взаимодействуют между собой (ну разве что с соседом по парте). Некоторые учителя иногда используют такие формы работы. Очень некоторые и очень иногда, причём в разрезе школьной ситуации и класса в 25-30 человек эффективность этих форм крайне невелика.
3. Находиться в коллективе. Да, каждый день находиться в замкнутом пространстве с 30 случайно подобравшимися людьми длительное время школа действительно приучает - тут не поспоришь. Проблема в том, что это группа "по принуждению", у ребёнка нет возможности отказаться от неё или формировать её.
4. Отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. А вот от этого в школе скорее отучают. Правильное мнение - оно у учителя, в учебниках, у составителей ЕГЭ. (c)
*** Социализация - это процесс приобретения социальных навыков. Главнейший социальный навык взрослого человека, принципиально отличающий его от ребенка - умение отвечать за себя. Взрослый человек должен хорошо уметь сам решать как ему жить - с кем жить, где жить, где работать, сколько работать, с кем общаться, на какие темы, чем интересоваться и т.п. Взрослый человек все это должен уметь решать сам. Причем активно и успешно решать, если он хочет прожить счастливую жизнь. Учат ли этому в школе? Нет. И никогда не учили. Наоборот, школа учит строго обратному. Коллектив тебе дан, причем одного возраста, учителя даны, программа обучения дана, расписание дано - все дано. Ребенок практически ничего сам не решает, никто его этому не учит. Наоборот учат жить в среде, где за него все решено. Во взрослой жизни такая ситуация может встретиться, имхо, только на срочной службе в армии. В остальной жизни, каковая, собс-но, составляет большую часть жизненного пути человека, привычка жить в рамках чужих решений - строго вредна.
*** > Вы против навязанного общения, но ведь рано или поздно сталкиваешься с тем, что тебя окружают люди, которых ты не сам себе выбирал в соседи - в транспорте, в офисе, соседи.
Не, аналогия не стоит. В транспорт не ходят общаться, и могут вообще этого не делать кроме "Спасибо" водителю. Мало того, в америке люди НЕ общаются или общаются минимально в общественных местах, это считается вторжением. Сидя рядом с кем-то в самолете случается разговориться - раз в 10 лет. Те, кто летает много, вообще работают или спят в самолете.
Пример с работой лучше, но тоже не стоит. Из работы извлекается нечто нужное - деньги - и если работа требует общения, то это часть цены этих денег. Поэтому это нЕ навязанное общение. Это договор с боссом за деньги. В школу ребенок идет для социализации и приобретения каких-то знаний которые ему не хотят или не могут дать дома. Никакого договора у ребенка нет, и учение и социализация ему не предлагается, а вбивается. Это и есть насилие. Насильное обучение и насильное общение.
Соседи - вот у меня напротив противные соседи. Это совсем другой вопрос - не фриковать от соседства неприятных. Я с ними здороваюсь и все. Не общаюсь. А с теми кто от них налево - общаюсь. Поэтому не надо путать СОСУЩЕСТВОВАНИЕ и ОБЩЕНИЕ.
С соседями и пассажирами и даже с сотрудниками вы СОСУЩЕСТВУЕТЕ как можете, а общаться или нет, выбираете сами. А у ваших детей в школе нет выбора - как в тюрьме, такой социум быстро "самоорганизуется" в саб-социумы и социальные тупички, и вашего ребенка отфильтрует и забросит в себя эта машинка, которой ну НЕТ ... в самолете.
*** Ребенок дома окружен взрослыми. Его среда вынужденным образом состоит из людей, забывших, что деление в столбик - это достижение. Это задирает планку being smart, и не требуется никаких педагогических талантов, чтобы ребенок drive himself.
*** > мое мнение: дети в школьном возрасте очень жестокие; в институте это уже смягчается, они более взрослые.
Это не дети жестокие. Это прямое следствие параметров ситуации: - принудительное нахождение в одном месте определённое время, - невозможность выбирать, с кем взаимодействовать, а с кем нет, - обязанность исполнять жёсткие внешние директивы, - отсутствие позитивных образцов социального взаимодействия, стихийная социализация в одновозрастной "незрелой" группе, - отсутствие общих внутренних интересов, которые интегрируют группу.
Те же самые дети могут вести себя совсем по-другому в другой компании (которую они сами выбрали, и где есть общие интересы). А те же самые "смягчённые" взрослые при попадании в такие же условия (типа армии или тюрьмы) очень быстро выстраивают столь же жёсткие порядки.
*** > вы держите ребенка в аквариуме. Честно было бы отправить на год в школу, а потом предложить ДО.
Аквариум - это школа как раз. Школа вне настоящей жизни. Нечестно по отношению к детям держать их в бункере с ровесниками и надзирателями-учителями. Честно - организовать на год домашнее обучение, а потом предложить учиться в школе. ПРЕДЛОЖИТЬ, а не РЕШАТЬ ЗА НИХ.
Ну и да - школа для многих людей является прототипом их взрослой жизни. Но не для всех такая жизнь - предел мечтаний.
И вообще когда спрашивают про социализацию, надо спрашивать, что конкретно имеет в виду "автор", ведь на уроках и пискнуть нельзя, а на переменах дети бегают по коридору как угорелые. Наверное, бегание и есть она самая.
*** НЕТУ в школьном образовании никакой социальной адаптации! Есть адаптация к стаду идиотов, именно ЭТО представляет собой герметичное искусственное детское общество. Социальная адаптация происходит от слова "социум", это адаптация в обществе, а общество - это РАЗНЫЕ люди разных возрастов, рас, профессий итп. Причем, в детстве эта адаптация идет ПРАВИЛЬНО только при наличии крепких тылов в виде сильной семейной связи, и старших, способных ребенка ориентировать. ВСЕ иные методы адаптации, к сожалению, дают не адаптацию, а "прогибание под стадо".
*** Интересно то, что потом она же (школьный психолог) привела пример из своей работы с учениками в классе (вроде в седьмом, не помню точно, но дети уже долго учились вместе), и выяснилось, что никто о своих одноклассниках ничего не знает. То есть вообще ничего - с удивлением выясняли, что кому нравится, чем кто увлекается. Она с таким энтузиазмом рассказывала, как учила детей общаться! Вот такой вот пример школьной "социализации".
*** Я считаю, что главный мотив мужчины (да, наверное, и женщин тоже) - желание спихнуть ответственность за развитие своего ребенка на кого-нибудь (на школу).
А само это желание, видимо, вызвано тем, что люди не особо заинтересованы в качественном развитии своих детей. То есть они не понимают и не предвидят последствий лично для себя того, что ребенок вырастет не таким, как хотелось бы: все равно он найдет какую-нибудь работу, как-нибудь да прокормится. Особенно, если родитель сам ходит на "какую-нибудь" работу и кормится "как-нибудь".
Кроме того, по моим наблюдениям, люди стесняются быть лучше, умнее или, боже упаси, богаче чем другие. "Ты что, умнее других?" - это один из самых популярных способов "опустить" ребенка. Посредственность и конформизм воспринимаются как большое благо. И школа очень качественно обслуживает этот комплекс родителей.
*** Впрочем, после некоторого размышления, мне пришёл в голову более наглядный способ измерения эффективности работы профессиональных педагогов.
Большинство детей учится как в школе, так и за её пределами. Разделить школьные знания и знания, полученные от родителей, довольно тяжело.
Поэтому, чтобы сравнение было корректным, надо сравнивать детей, которые никогда не учились в школе, и детей, которые никогда не учились за пределами школы. То есть, надо сравнивать успехи хоумскулеров и успехи детдомовцев. *** Школа чем-то может помочь, только если ребёнка там будете на продлёнку оставлять, а это значит все кружки должны быть в школе. Да и лучший друг ребёнка должен быть его одноклассником и сидеть на той же продлёнке. Иначе это будет отсидка времени в малоинтересном коллективе, а то и попросту выживание в нём. (c) *** Родители поинтересовались, почему несколько мальчиков, вместе ходивших в эту же школу на подготовку, разнесены по разным классам. Мол, они друзья и хотят учится вместе. Угадайте, каков был ответ? Категорический отказ с формулировкой "мы знаем, как лучше". И незамутненным объяснением - эти дети, знакомые друг с другом, они же будут делать ужасное, страшное, непотребное - они будут ОБЩАТЬСЯ!!! Переговариваться, смеяться, ДРУЖИТЬ! А учителям это неудобно, работать мешает. (c)