Гермесово племя

Jun 20, 2012 12:49




Эй, где вы, старинные купеческие города? Где великое сословие процветания? Кто помнит про купеческую честь?
А ведь купцам всегда жилось непросто, несмотря на бытующее в истории мнение о том, что им во все времена было хорошо. Они являлись первопроходцами в создании дела, отрасли, продукта, товара, в освоении и присоединении новых земель, главными патриотами - пополнителями державной казны, верными слугами Отечеству, и честь купеческая предполагала им быть добросовестными в сделках и безропотными с власть имущими. На свою деятельность российские купцы смотрели не только и не столько как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную на них Богом и судьбой. Эта жизненная позиция, присущая лучшим представителям Гермесова племени позволяет понять и широкую душу российского купечества, с присущими ему чертами трудолюбия, хозяйственности, благотворительности, достоинства и достатка.
Прошлое страны полно примерами того, как купеческое сословие вкладывало на алтарь империи состояние до копейки в тяжёлые годины военной угрозы и старалось не вмешиваться в то, что сегодня называют политической борьбой.



Посадский человек (т.е. купец) Кузьма Минин передал все свои средства Дмитрию Пожарскому на закупку оружия и вооружения мирских людей для борьбы против польского воинства, званного правящей верхушкой Московии для охраны своих собственных владений. Нелюбовь купца Устюжникова к экономическим преобразованиям Российской императрицы Анны Иоановны привела к тому, что науськанная «советником» Бироном, императрица отправила выдающегося торговца в далёкую ссылку, с конфискацией части имущества. Заметим: только за нелюбовь, сомнение, несогласие с экономическими порядками.
Но, это частный случай. В основном, купцы в России, в Малой и Белой Руси, по известной традиции, придерживались неписаных правил и в политику не вмешивались. Критиковать властное начальство было не принято, перечить царю, губернатору, городскому голове и т.д. - само собой, подобно сумасшествию, создавать крамольные движения, корректировать державные или региональные курсы, призывать народ к бунту или протесту - тем более, себе накладно. Как говорили они, дипломатически: «Бог им судья». Среди восставших декабристов не было ни одного купца или негоцианта. История России не знает сколь-нибудь громких купеческих имен, замешанных в каком-либо «бунтовстве». Да и само слово «купец» подразумевало человека покупающего, торгующего, возящего товары, дружественного как властям, так и народу.
Первостатейные купцы - люди именитые - скупали предметы искусства и устраивали галереи, строили приюты, кормили страждующих и обездоленных, вплоть до арестантов, покровительствовали театрам, художникам, писателям, газетам.
Пожалуй, единственным купцом, оказавшимся замешанным в политику русских смут, стал Савва Морозов, ловко одураченный революционерами, и искренне считавший, что выделенные им деньги идут на благо России, на борьбу против иностранного вмешательства. В целом же купечество единодушно не восприняло большевистский переворот 1917 года и примкнуло к «белому» движению. И только в стане «белых», наряду с интендантскими обязанностями, купцам пришлось исполнять роль военных и политических деятелей. Остальных купцов, как класс, с победой тотально экспроприирующей революции, полностью изжили: кого сослали на «перевоспитание», предварительно обобрав до нитки, кого - расстреляли. Ограбили всех...
Исходя из идеалов чести, купец в Российской империи был существом сугубо патриотическим как вообще, так и местнически. «Объегорить» иностранных коллег во благо Отечества - пожалуйста. Но накладывать руки на своих, «кидать» - великий грех. И православные, и мусульманские купцы быстро находили общий язык под знаком древнегреческого, языческого божества Гермеса - покровителя торговли и прибыли! В Поволжском, Донском, Волго-Уральском и Сибирском регионах вплоть до революции сохранялся особый (тарабарский) язык купеческого (а по - сути интернационального) общения. Стоит ли говорить, что столь тесная компания партнёров разных национальностей и вероисповедания считалась особо уважаемой в народе, финансово сильной в Отечестве, крепкой опорой державной власти.
НЭП не возродил старого, и не создал нового, пролетарско-интернационального купечества, но надёжно похоронил старинные традиции купеческой чести и политического нейтралитета. Политический авантюризм нэпманов, спонсировавших создание коммунистической номенклатуры, только дал новый толчок уродливым явлениям: казнокрадству, взяточничеству, протекционизму, коррупции. На этом отрицательном примере история лишний раз показала, что политика и торговая честь - вещи несовместимые. И хотя политика неразрывно связана с экономикой, жизнь насущно требует отдать приоритет постулатам Христа: «Богу - богово, а кесарю - кесарево». Запад, чётко усвоивший эту непреложную истину, быстро поднялся экономически, благодаря усилиям поклонников Гермеса, а за ними и кесари-политики достигли значительных успехов в социальной защите своих народов, снижении остроты социальных проблем, установлении государственных устройств, отвечающих надеждам и чаяниям значительной части населения, нормального, не криминального, в том числе и торгового.
В новой истории России купеческий парад не состоялся. Вся, так называемая, частная собственность, лихо распределилась не по уму и трудолюбию, а по «понятиям»: отдали, подарили, вручили, унаследовали, украли!.. Вывалив напоказ былые приобретения номенклатурной «совковой» знати, добычу социалистического распределения по принципу: человек человеку - кум, приятель и сват, - отпрыски приобщённых к распределению, лихо совершили марш-бросок в экономические выси. «Первостатейцы» 90-х, двигаясь с протянутой шапкой в одной руке по маршруту: «закрома» России - Международный Валютный Фонд - Западные страны, а другой «приватизируя» и отнимая некогда общее народное достояние, создали системы разбазаривания страны, и накопленных ею богатств, системы взаимной ненависти, недоверия, мошенничества, поборов и отсутствия морально-этических принципов. Сформировали систему отношений, полностью скопированную с «традиций» криминалитета, размешав её подлостью номенклатурного беспредела, совковой дебильностью и параноидальной амбициозностью. Гермес уступил место безумному Марсу, охваченному жаждой всеобщего разрушения и эгоистической наживы. Многие новоявленные «купцы», с начисто отрубленными державно-патриотическими корнями, Иваны, не помнящие родства, вчерашние лакеи, освобождённые от «химеры совести», - они ничему не научились и идеалы купеческой чести им остались неведомы, недоступны, непонятны, чужды…
При этом судьбы страны, региона, города, народа их волнуют меньше всего, зато совково-номенклатурные гены с криминальной примесью, часто толкают к желанию сделать карьеру любой ценой. Но, как? Руководство частной компанией, товариществом, объединением, корпорацией, банком - это не ступень. Так, приступка. Продвижение во властные структуры с тылом, прикрытым капиталом, и капиталы умножающим, - это уже карьера. И нажива. Здесь - и возможность продвижения, и перекачки государственных (бюджетных) средств в собственные закрома. Вот тут как раз и возникает им нужда в политике. В любой: холуйской, лукавой, оппозиционной, протестной. Лишь бы давала реальный результат - доступ в бюджет, к распределению, к денежным потокам сверху - вниз, и снизу - вверх.
Абсолютно оторванное от идей, идеологии и идеалов, ни на йоту не разбирающееся в политике, партийном строительстве, партийной тактике и жизни, поколение «новых рвачей» сохранило в памяти лишь то, что большой начальник в кресле - «хозяин», каким бы бездарным он не был. А все дело, как и он сам, зависят от самодурства вышестоящих, подлости и продажности нижеразмещённых. Отсюда и стремление подвинуть, подмять, свалить, надурить подобных себе, а лучше - неподобных, обездоленных, «непотребных», «больно умных» да «шибко грамотных».
Незнакомым с методами политической дипломатии, предусматривающей определённый этикет нормальных человеческих отношений, привыкшим «кидать», жульничать, хватать и объегоривать ближних, и в первую очередь - своих, им кажется непонятной и удивительной энергия настоящих руководителей, хозяйственников, творцов. В каждом их движении нео-купцам видится подвох, противоречие. Амбициозная мысль, не подкреплённая реальными талантами созидания: я бы мог сделать это намного лучше, причём с большей выгодой для себя, - постоянно гложет разум и толкает на непредвиденные шараханья, вплоть до предательства одних и лакейство перед другими.
Жизнь в обществе, подчиняющемся законам рынка, всегда включает элементы риска и неопределённости. В ситуации «мутной воды» экономики России новоявленное Гермесово племя не чувствует себя более комфортно, чем те, кто верой и правдой, не покладая рук, созидал в ожидании зарплаты. Но жизнь берёт своё, и преобразования в науке, технике, экономике, человеческих взаимоотношениях и свободомыслии, вне зависимости от их реальных результатов, заставляют людей пересматривать привычную систему ценностей, мотивов социального поведения, оттесняя базарно-рыночных набобов на предназначенные им шестки.
Нео-купцам, познавшим ценность товара и навара, залезшим под ими же взлелеянные криминальные крыши, движимым лишь стремлением к получению собственных выгод и умеющим только «разводить стрелки», да устраивать «разборки», понять добропорядочность и справедливость поступков людей, стремящихся к нормальной власти, абсолютно невозможно. А нынешний кризис, которому значительно способствовало отечественное властно-базарное «купечество», порождает у него стремление обособиться от существующей, подобной им власти, создать ей противовес, «купить» симпатии населения и занять… новое властное место. Для чего? Чтобы самим разделять и властвовать, править, а не управлять. При этом происходит слияние общественно-политических неудачников и криминально-коррупционного капитала, взаимопроникновение разношёрстных политических идей и карьерных амбиций, что создаёт базу новой, базарно-рыночной оппозиции укрепления того же верховно-властного сословия, хотя, как бы уже используется окрепшими бизнес-элитами в мнимой борьбе за власть.
Иначе как можно объяснить стремление российских «бизнесменов от власти» - к власти, это безумство во имя карьеры (многие из них уже пытались «спасать» Россию, отрасль, город - результаты известны: одни сидят, иные в бегах по странам и континентам с валютными чемоданами)? Маниакально-навязчивая мысль о том, что власти, придущие им на смену, снизу, от народа (особенно на местном, провинциальном уровне), без них будут ни на что не способны, не дальновидны, - их не терзает, она ими насаждается и лелеется, как истина в последней инстанцией. И пепел НЭПа, обильно удобренный люмпенским, «совковым» генофондом, стучит в грудь и требует таких преобразований, в суете и суматохе которых можно только урвать, поделить, экспроприировать, переделить…
Сегодняшние «купцы душ человеческих», рвущиеся в политику, как никто другой знают, что народ, в целом, познавший не только гадости, но и прелести рынка, за вторым цветным телевизором и «за власть нефтегазовых да базарных корольков» на баррикады не пойдёт. Как не пойдет и на защиту сословия клептократии, даже за огромные деньги, рассуждая также, как и эти, нынешние «базаркомы»: зачем за них воевать, отстаивать их интересы, когда гораздо легче взять деньги и их же скинуть, чтобы не требовали «возврата с процентами».
«Бей своих, чтоб чужие боялись!» - Стучит вечным пульсом их испорченной крови в бездарных, безумных, но хамоватых головах. Расчёт, как в примитивной бухгалтерии какого-нибудь ИП, делается на то, что люди жаждут не хлеба, а зрелища. На то, что они устали ждать, надеяться, и выберут во власть хоть чёрта лысого, лишь бы тот внёс хоть какие-нибудь обещания изменений в созданное «мухожранское» бытиё. Главное, чтобы остались семечки калёные, девочки ядрёные, дешёвая водка, любой оклад, при котором можно ничего не делать, распределение по кумовьям и товарищам, да возможность «унести хотя бы гвоздь». Тут и любую идею о «новых кесарях» - новых, экономических властителях народ может поддержать, коль новые купцы того хотят - у них деньги. Тут и новые «оппоздуны» зашевелились и, как нельзя, кстати, возрождаются. На деньги новых же купцов. Парадокс? Увы, нет. Сегодняшнее Гермесово племя идёт в бой за власть и с коммунистами, и с «оппоздунами», и с «чертями» в обнимку, и с их аморфно-амёбными вождями, стремящимися к созданию общества новоявленного «совка» с базарно-капиталистическим уклоном и непомерными амбициями. Главное для них - бюджетные выделения и налоговые льготы. Естественно, только для себя. Что же касается народа, то для него всегда готов криминально-революционный принцип: «лучшее средство от перхоти - гильотина». Народу в этом случае, отторгнутому от идеалов свободы, и так её - свободу - не познавшему, не вкусившему, ею не овладевшему, и не испытавшему от неё наслаждения, вновь уготовано движение в общем стаде по базарным коридорам, где ему опять придётся раскошеливаться, покорно, мазохистски, невзирая на бессовестный обвес, обсчёт и объегоривание, отстёгивать с трудом заработанные «бабки». Народу всё ещё нравится идти строем; строем быть обмакнутым рылом в грязь; всем миром спонсировать зажравшихся рвачей...
И растёт, распускается над унылой псевдо-демократической действительностью пост-советское Гермесово племя, обуянное политическими страстями, поскольку многим из этого племени больше уже никак не сделать себе имя, не застолбить ступеньку карьеры в условиях наступающих иных традиций, иных морально-нравственных норм, овладевающих миром.
Мир устроен не так, как всем его подают. И развивается иначе, по иным ценностям.
В случае очередной победы ново-купеческих генералов печальной карьеры, прикрывающихся щитами с ликами коммунистических, либеральных и демократических неудачников, вместе взятых, народу вынужденно уготовано арендовать места и местечки на рынке жизни, «отстёгивая» владельцам карман за карманом.
Политическая логика нынешнего торгового племени иного полит-экономического варианта просто не может предусмотреть. Ибо никто их них не сможет увлечь за собой народ личным примером, с криком: «Вперёд! Делай, как я: не воруй, не хапай, не обманывай, не лицемерь, не давай и не бери взяток, не мошенничай, не лакействуй»… Или - «Я не воровал, не ворую, воровать не буду и другим не дам, не позволю»…
Сильное государство и дисциплинированная рабочая сила - ресурсы, которых в России уже нет.
Поэтому так долго и не складывается новый брэнд российского купечества и предпринимательства. Нет стиля, нет души, которую всегда вкладывали в дело. Да и былые советские брэнды, некогда завоевавшие мировую популярность на старых традициях, увы, разбазарены, промотаны и пропиты переданы, проданы другим. Не нашим.
Примечательный факт мировой деловой этики: если ты делаешь карьеру, не мо¬жет быть, чтобы это не оставляло хотя бы кого-нибудь, пусть даже слегка, но обиженным - ведь ты кого-то обходишь, обгоняешь. И в жизни - кто-то непременно должен проигрывать. Однако имеет значение, умеешь ли ты делать дело, преуспеваешь ли в честной борьбе, здоровой конкуренции или забываешь о всяких приличиях, дабы урвать кусок пожирнее? Интересует ли тебя дело или только выгода из этого дела непосредственно и большей частью для тебя; задеваешь ли ты достоинство только твоего конкурента или оскорбляешь все об¬щество.
В процессе возрождения деловой активности одним из трудных вопросов, беспо¬коящих общество, была, и будет оставаться именно этика предпринимательства, точнее - отсутствие, но, возрождение, создание таковой.
И мировой опыт убеждает: не все так плохо. Гены, взращенные Гермесовым племенем, пробуждаются. Пепел купцов, стертых с лица Отечества «кожаными тужурками с наганами», нет-нет, да и стучит в грудь. Традиции возрождаются. Медленно, но зовут на покорение торгового мира.
Оптимисты считают, что, пусть не в ближайшие годы, пусть не при этом режиме, но обязательно должно появиться множество российских брэндов, которые будут продаваться по всему миру и даже обретут своих поклонников. Идет понимание того, что каждому бизнесмену станет везде хорошо только потому, что именно брэнды его родины, области, города, отрасли, компании составляют самую заметную часть современной деловой культуры.
Всемирное Гермесово племя давно готово принять в свои объятья российских собратьев по ремеслу, и приняло бы безоговорочно, дав фору на конкуренцию, если бы не наше злосчастное, совковое, маниакально-назойливое собственное «погружение» в политику и поклонения имперским политическим тронам. В принципе, мировой рынок отлично подготовлен к нашествию русских марок, и готов их воспринять для торгового «олимпийского» драйва-состязания, но глупость российской политической прослойки мир отказывается понимать. И не приемлет. Для нее, просто, места в племени не предусмотрено: и стиль, и брэнд не тот, и «понятия» - не те.
Ведь основной закон мирового Гермесова племени, несмотря на различия, предусматривает в качестве главного плюса - равенство возможностей предпринимателей всех стран. Свобода племени Гермеса - это свобода продавать свой товар по всему миру. А честь - выше выгоды!
…Главной чертой российских предпринимателей, которая являлась основой значительных экономических достижений, социальной ответственности, патриотизма, уважения к обществу, а, следовательно, и к человеку, всегда были честь и достоинство. Здоровый творческий эгоизм, стремление к личному материальному совершенствованию, к свободному материальному устроению каждым своей личной жизни, - тоже, постоянно приветствовался. Ибо - это созидательный эгоизм, эгоцентризм - эгоизм государства и эгоизм отдельной личности, входящей в состав государства, что всегда являлось ни чем иным, как залогом наших побед: нашей, действительно, сильной Духом, России, - страны великих народов. Побед над Россией униженных и оскорбленных, над страной задавленных инициатив, пустых мечтаний, бесплодных стремлений и горьких неудач.
…Купцам в мире всегда было не просто. История российской купеческой чести стучит в сердца и требует возрождения.

Гермес, патриотизм, купцы, стремление к прогрессу, свобода

Previous post Next post
Up