СПОЕМТЕ, ДРУЗЬЯ? (Пик-Пак Шоу)

Mar 09, 2012 20:31




С гимнами не легче, чем с геральдикой. Гимн - один из главных государственных символов государства, наряду с флагом и гербом. Правители страны по-всякому дурачились над этой основной, торжественной и многострадальной песней, каждый раз переделывая слова под новые, новейшие и «навороченные» идеологические настроения.
Немного этой дурацкой истории о гимне. Первоначальный вариант нынешнего гимна был написан и отобран на конкурсной основе в 1938 году, как «Гимн партии большевиков» (слова В. И. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова). В 1943 году С. В. Михалков и Г. А. Эль-Регистан написали очередной вариант слов, который и был утверждён 14 декабря 1943 года постановлением Политбюро ЦК ВКП(б). Впервые новый гимн исполнялся в ночь на 1 января 1944. Эта же музыка стала гимном РСФСР. Официально используется с 15 марта 1944. С 1943 по 1956 год гимн исполнялся в первоначальной версии, включавшей упоминание о Сталине. С 1956 года гимн исполнялся без слов, потому что в тексте упоминался Сталин. Но официально слова гимна отменены не были, поэтому во время зарубежных выступлений советских спортсменов иногда исполнялся гимн со словами о Сталине, например, перед первой встречей Суперсерии (хоккей) СССР - Канада в 1972 г.
С 1977 года по 1991-й гимн исполнялся в новой редакции, утверждённой указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 мая 1977 г. Были исключены упоминания о Сталине, армии, знамени и добавлены слова о партии и коммунизме. С 23 ноября 1990 года гимн стал исключительно союзным, так как последняя республика, не имевшая своего гимна - Российская Федерация - утвердила свой собственный гимн («Патриотическую песню» М. Глинки).
Путин вернул страну к старому гимну. «А чего дурака валять, выдумывать слова, музыку, платить еще за это? Отмечаем же мы новый-старый год! И с гимном так же сойдет», - подумали те, кто ему это посоветовал. И хотя с ними были тогда согласны только 27% населения, гимн на прежнюю музыку с обновленным вариантом слов от Сергея Михалкова был принят как Гимн России в 2000 году. И вся страна сразу пошла в обратную сторону истории.
То же самое начало твориться и в других регионах: ибо верховная власть спустила вниз по вертикали Указ, провозглашавший, чтобы официальная троица: гимн, флаг и герб были у всех, вплоть до каждого хутора, не говоря уже о министерствах, службах, комитетах, департаментах, корпорациях и фирмах. Приближенные к местной власти композиторы и музыканты, переделывали свои и чужие мелодии, такие же «историки» выискивали тексты, желательно, на клочках пожелтевших бумаг. И, как говорится, «пошла писать губерния»… в сортиры истории былой дури.
А там с гимнами - не лучше сотворялось.
Первоначальной торжественной песней страны, хотя и неофициальной, считается «Гром победы, раздавайся!» (1791-1816). Гимн создан в 1791 году Гавриилом Державиным (слова) и Осипом Козловским (музыка) на мотив полонеза.

Гром победы, раздавайся!
Веселися, храбрый Росс!
Звучной славой украшайся.
Магомета ты потрёс!
*
Потом гимном стала «Молитва русских» (1816-1833). В конце 1816 года Император Александр I издал указ об исполнении этой мелодии при его же встречах. Слова опять написал придворный поэт - В. А. Жуковский, а музыку… стырили в Великобритании у автора Генри Кэрри, написавшего там гимн своей страны «Боже, храни короля» (1743 г.).

Боже, Царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли!
Гордых смирителю:
Слабых хранителю,
Всех утешителю -
Всё ниспошли!
*
Следом появился «Сколь славен наш Господь в Сионе» на стихи Хераскова, музыка Бортнянского. Неофициальный гимн, широко использовавшийся до официального принятия гимна «Боже, царя храни», в нотных изданиях XIX века сопровождался отметкой «национальный русский гимн». С 1856 года по октябрь 1917 годы часы-куранты Спасской башни в Московском Кремле вызванивали мелодию «Сколь славен» наряду с «Преображенским маршем».

Сколь славен наш Господь в Сионе,
Не может изъяснить язык.
Велик он в небесах на троне,
В былинах на земли велик.
Везде, Господь, везде Ты славен,
В нощи, во дни сияньем равен.
*
Его сменил «Боже, Царя храни!» - Государственный гимн Российской империи (1833-1917). Утверждён указом Николая Первого от 30 апреля (12 мая) 1834 года. Слова В. А. Жуковского, музыка А. Ф. Львова.

Боже, Царя храни
Сильный, державный,
Царствуй на славу,
На славу нам!
Царствуй на страх врагам,
Царь православный.
Боже, Царя,
Царя храни!
*
Пришедшее к власти Временное правительство, тоже не стало себя особо утруждать творческими изысками и стырило у французов их гимн «Марсельезу», написанную 1 июля 1875 года. В отечественном варианте «Рабочая Марсельеза» использовалась в качестве гимна в первые месяцы после Февральской революции.
При этом указывали особо: слова П. Л. Лаврова (это не перевод с французского), музыка Клода Жозефа Руже де Лиля.

Отречёмся от старого мира,
Отряхнём его прах с наших ног!
Нам не нужно златого кумира,
Ненавистен нам царский чертог.
Мы пойдём к нашим страждущим братьям,
Мы к голодному люду пойдём,
С ним пошлём мы злодеям проклятья -
На борьбу мы его позовём.
Припев:
Вставай, подымайся, рабочий народ!
Вставай на врага, люд голодный!
Раздайся, клич мести народной!
Вперёд, вперёд, вперёд, вперёд, вперёд!
*
Большевики, сменившие «временных», также, глядя на Францию, стырили «Интернационал», который и был государственным гимном РСФСР (1918-1943), а после образования Советского Союза (1922) он же стал гимном СССР (1922-1943).
Но, хоть как-то соблюдая авторские права, все же указывали: слова Эжена Потье (перевод А. Я. Коц, 1902), музыка Пьера Дегейтера. Хотя, куплеты 3 и 4 не вошли в гимн.

Вставай, проклятьем заклеймённый,
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущённый
И в смертный бой вести готов.
Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим, -
Кто был ничем, тот станет всем.
*
Вон, как на протяжении веков дурковали!
*
Сегодня, когда наконец все те, кто был никем, стали всем, дури не уменьшилось. Мало того, она заразительно распространилась по всем закоулкам страны.
Не буду шагать по всем гимнам регионов: в каждом, как и на самом верху, предостаточно своих ляпов. Возьму только часть гимна Краснодарского края. Нашли ведь, некие стихи полкового священника К.Образцова, положили их на народную музыку в обработке профессора В.Захарченко и приняли Законодательным Собранием Краснодарского края на уровне краевого Закона.
И никто не задумался: с каким абсурдом будет звучать старый текст в современном развитии региона, провозгласившего движение в прогресс!

О тебе здесь вспоминаючи (имеется в виду тоска казачьего войска, эмигрировавшего тогда в Турцию),
Как о матери родной,
На врага, на басурманина,
Мы идем на смертный бой.

И ведь мусульмане края, - упоминаемые в куплете «басурманины», - встают при исполнении этого гимна, да еще и подпевают, несмотря на то, что Основной Закон страны - Конституция, гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания… За что на них там в бой-то идти?
*
С песней под утверждающим названием «Красная армия всех сильней!», которая долгое время считалась своеобразным гимном Красной армии, тоже вышел казус. Много лет пели, шли под нее на парадах, а недавно выяснилось: тоже стырили. Песня, написанная в годы Гражданской войны композитором Самуилом Покрассом и поэтом Павлом Горинштейном (псевдоним Григорьев), по сути оказалась… Корсиканской. И была посвящена битвам между Корсикой и Францией в 18 веке, когда Корсика стала французской. Тогда же и петь ее начали. А спустя время и у нас зазвучала, но, по-нашему:

Белая армия, чёрный барон
Снова готовят нам царский трон,
Но от тайги до британских морей
Красная Армия всех сильней.
Припев:
Так пусть же Красная
Сжимает властно
Свой штык мозолистой рукой,
И все должны мы
Неудержимо
Идти в последний смертный бой!
*
А с расхожим «Маршем авиаторов», звучащим на торжествах и поныне, произошла самая, что ни на есть, дурацкая выходка.
Вся страна много лет орала:

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор.
Нам разум дал стальные руки - крылья,
А вместо сердца - пламенный мотор..."
Припев:
Все выше, и выше, и выше
Стремим мы полет наших птиц,
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ...
И авторы наши у нее были: музыка Юлия Хайта, слова Павла Германа. А на самом деле, это, одновременно, был гимн штурмовиков СА, который звучал даже в известной картине кинематографистки III Рейха Лени Рифеншталь «Триумф воли»:

Знамена ввысь, бойцы ряды сомкнули,
Идут СА - коричневые львы.
Бойцы, погибшие от красной пули,
Незримой силою вливаются в ряды.
В нацистском припеве поется «Наш фюрер, наш фюрер (майн фюрер, майн фюрер, майн фюрер)... Дор сих пор спорят "знатоки": кто эту песню у кого первым украл? Хотя время обеих давно кануло в лету...
*
Все помнят "Песню о Родине", более известную по начальным строкам: "Широка страна моя родная". Песня была написана Василием Лебедевым-Кумачом и Исааком Дунаевским для фильма «Цирк» (1936) г, режиссёр Григорий Александров). Песня стала очень популярной. С 1939 года первые аккорды песни, исполняемые на вибрафоне, использовалась в качестве позывных Всесоюзного радио.
Лебедев-Кумач и Дунаевский писали песню полгода, подбирая новые и новые мелодии и тексты. Не буду о тексте. А вот, мелодию подобрали "как всегда" Послушайте Гимн Эльзаса (того самого места, где Роже де Лиль написал "Марсельезу"). Песня была написана Эмилем Вертом (1870-1926) на немецком языке, когда Эльзас был частью Германской Империи (1871-1918). Он был принят в качестве официального гимна Эльзаса в 1911 году. Словом, подобрали мелодию...
* * *
Но, и сегодня в стране популярны всякие ремейки-ремиксы - то есть, какие-нибудь новые дурацкие слова на стыренные мелодии. И песни старые так популярны, что новых, просто раз-два и обчелся! И то, потом выясняется: ремикс. То есть, «обманули дурака на четыре кулака»…
По части воровства, - страна веками всегда показывала свое неоспоримое первенство. Воровали все - от личных вещей до песен и жизни. И даже гордились: вот, дескать, какие мы - удалые!
В русской армии (во времена Российской империи) пели: «Мы смело в бой пойдем за Русь святую…». Большевики ее себе забрали, и тоже запели: «Смело мы в бой пойдем за власть Советов, и как один умрем, в борьбе за это», - не задумываясь за призывом умереть: а кто же останется, кто, от кого будет рождаться, чтоб жить и строить, и вообще, «сказку сделать былью»? Вот это «ЭТО» все мы в конечном итоге и получили. И сказку былью не сделали, и сказки нам рассказывают, а мы - слушаем…
*
Замечено, что у дураков - страсть к массовым шествиям и парадам, к строевому шагу под любой, пусть даже стыренный марш, с жизнеутверждающим духом. Главное, - чтобы было бравурно, и чтобы властители на трибунах стояли, ручками махали, улыбались, чтобы можно было на них смотреть и кричать в толпе: «Ура! Слава! Мы победим!». А потом, хоть в лагеря, хоть на фронт, хоть под расстрел. Это уже на уровне ДНК, общее, коллективное бессознательное, извечное состояние, не контролируемое рассудком…
Но, наверное, хватит о песнях и названиях: тема-то нескончаемая. Тут каждый умник может сам поупражняться, собирая коллекции.

песни, пародии, пикантные пакости, гимны, Пик-пак, юмор, сатира

Previous post Next post
Up