Когда вечером выходишь на перрон Павелецкого вокзала, порой кажется, что попал на Проспект. Обязательно кого-нибудь знакомого встретишь. За последние 11 лет я столько километров наездил на поездах Саратов-Москва, налетал на самолетах «Саравиа» и накатал на машине по трассам, ведущим из нашего города в столицу, что накопилась критическая масса впечатлений. Пора поделиться опытом.
«Саравиа» - безусловно худшая авиакомпания в мире.
Хотя мне есть, с чем сравнивать.
Чтобы купить билет туда-обратно дешевле 10 000 руб., надо сильно постараться. Однажды в порядке эксперимента я специально приехал в аэропорт в полночь за 14 суток до даты вылета - в этот момент открывается продажа на рейс. Это был один из тех немногих случаев, когда мне удалось взять билет по льготному тарифу за 2000 руб. в один конец. На каждом рейсе выделено всего несколько мест по такой цене. Пару лет назад одна кассирша отчего-то разоткровенничалась со мной и сказала, что чаще всего директор авиакомпании придерживает эти места «для своих». И в свободную продажу они вообще не поступают.
Впрочем, сам по себе самолет Як-42 мне нравится: он красивый, мне приятно, что он сделан в Саратове, и - для многих это будет большим удивлением - по статистике, он принадлежит к числу самых безопасных изделий отечественного авиапрома.
Само собой, ресурс этих летательных аппаратов подходит к концу. На сайте Russianplanes.net есть отдельная страница, где отображается
текущий налет каждого из бортов «Саравиа». Почти у всех из 10 самолетов наработка превысила 90%.
У меня нет оснований считать, что самолеты «Саравиа» не получают должного обслуживания, но вот то, что в этой компании не умеют обслуживать пассажиров, - это факт. Выбрать место у окна или у прохода по своему желанию нельзя ни при регистрации на рейс, ни при бронировании. Еда в полете - на «троечку». Ну и, наконец, частые задержки рейсов. На фото: посадку в самолет отменили, его буксируют в неизвестном направлении, и вылета из Домодедова, который намечался на 21:55, я ждал до 3 часов ночи.
Поезда «девятка» и «семнадцатый» - не худшие поезда в мире.
Хотя мне есть, с чем сравнивать.
Если знать несколько хитростей, то можно ездить с комфортом. Купейные вагоны при одинаковой цене могут быть очень разными по качеству. При покупке билета на сайте РЖД на «девятку» можно выбирать между двумя разными компаниями, которым принадлежат вагоны, - ФПК и ТКС. Лучше брать ТКС - это новые вагоны с розетками и телевизорами в купе. На всех прочих поездах используются только вагоны компании ФПК, причем, самые разные по возрасту и качеству. Исключение - алма-атинский поезд. В нем вагоны окончательно «убитые».
Еще есть лайфхак, позволяющий порой попадать в пустые купе и ездить в гордом одиночестве. Помимо всем известных «девятки» и «семнадцатого», в Москву можно ездить на астраханском, балаковском, махачкалинском, 137-м и уже упомянутом алма-атинском поезде. Так вот все они, кроме махачкалинского, часто ездят полупустыми. Заполняемость вагонов можно проверить при покупке билета на сайте РЖД, и если видишь, что на выбранную дату много свободных мест, имеет смысл подождать и взять в последний момент именно в то купе, где места нераспроданы. Вот, например, на ближайший четверг в балаковском поезде есть вагон, в котором пять купе из девяти пока свободны.
Правда, никто не отменял привычки проводников подсаживать безбилетников, которых и направляют на нераспроданные места. Так что ваше одиночество могут нарушить ночные гости из Тамбова.
Те, кто часто ездит в Москву на машине, делятся на два лагеря: одни являются приверженцами трассы через Пензу и Рязань, другие же предпочитают ездить через Тамбов. Причем, одни утверждают, что первая дорога короче, а покрытие на ней лучше, а другие уверены в обратном. Единственное, что можно утверждать определенно - на рязанской дороге больше широких участков с двумя полосами в каждую сторону, где теоретически можно ехать быстрее. Но на этой трассе больше поток грузовиков, так что выигрыша во времени зачастую нет.
На тамбовской трассе меньше населенных пунктов (меньше участков с ограничением скорости 60 км/ч). Зато на «рязанке» есть знаменитая достопримечательность - поселок Умет, в котором вдоль дороги сооружено великое множество кафешек для дальнобойщиков. Владельцы этих заведений соревнуются в придумывании смешных названий для своих едален. Например, столовая «Ё-мое», вывеска которой стилизована под логотип Internet Explorer, «Samsung - кафе корейской кухни» и т.п. Все, кто останавливались в Умете, утверждают, что пища там съедобная. Я проверять не рискнул пока ни разу.
И конечно, я слежу за всеми новостями, касающимися планов по улучшению транспортной доступности Москвы (точнее, Саратова, разумеется). Итак, нас ждет мифический аэропорт в Сабуровке, разрушение монополизма «Саравиа» и, как следствие, уменьшение цен, а также запуск «Сапсана», возвращение гражданской сверхзвуковой авиации и введение в обиход телепортов. Вероятность наступления этих событий пока выглядит равной.