Последний день занятий был 29 декабря. Но мне тогда посчастливилось как-то удачно заболеть. Вроде и не сильно, и в школу идти не надо. Лежи и слушай по радио детские новогодние передачи, одна другой интереснее. Ну, а там елка, Новый год.
Елка была в первых числах января в школе. На елку был нужен костюм. На все предыдущие новогодние представления возила меня тетя Леля. Это были елки в ДК «Россия», на 3-й Дачной. Туда надо было ехать на трамвае, который бабушка не переносила с детства. Случай с перевернувшимся вагоном произвел на нее неизгладимое впечатление. Хотя ни ее, ни ее знакомых в этом вагоне не было (и не могло быть). Видимо, так широко происшествие обсуждалось в обществе со всеми возможными подробностями и преувеличениями, что маленькая Тося с детства невзлюбила трамвай. Тем более, что в дореволюционном детстве родители ездили с ней на извозчиках. Зато для ее кузины, легкой на подъем, было развлечением свозить двоюродную внучку на праздник. Самым интересным были небольшие спектакли, которые разыгрывали артисты ТЮЗа. В духе времени в этих пьесах использовалась космическая тема. Огорчало только одно. Когда у елки Дед Мороз и Снегурочка награждали детей, рассказавших стих или спевших песенку, я жалась к стене, чувствуя себя неуклюжим медведем в теплом лыжном костюме с начесом и валенках среди марлевых снежинок и зайчиков. В большинстве своем это были садиковые дети, в саду по определению полагалось мальчику изображать зайку, а девочке - снежинку. Бабушка, снаряжая меня, преследовала цель не простудить: «Экая даль, Дачные какие-то, загород!». Перед школьной елкой я поделилась своими соображениями насчет костюма. Бабушка в проблему вникла сразу:
- Да чего там, снежинку какую-то! Снегурочкой тебя нарядим, вот это да!
Бабушка, кажется, умела всё. Костюм Снегурочки - шубка и кокошник удался. Мне хватило его на несколько елок, и неизменно за него давали призы. Школьная елка была устроена в спортивном зале. А потом, почти каждый день, можно было утром приходить в школу, где первоклассникам в кабинете физики крутили на проекторе цветные мультфильмы.
1 января, по обыкновению, проснувшись, я обнаружила под подушкой подарок - календарь для октябрят «Звездочка». В конце были листы с приложением, как склеить для игры маленькие самолетики и персонажей сказки «Мальчиш Кибальчиш». Однако, типажи... Мальчиш - такой решительный паренек в красной подпоясанной ремнем рубахе, в буденновке и с саблей. Он мне очень понравился, и я склеила эту фигурку первой. Рыжий толстячок Плохиш в голубой рубахе. С корзиной конфет и печенья. Кстати, думаю, наверное, эффективные менеджеры моего поколения, воспринимали в детстве эту сказку по-своему: одобряли Плохиша и мечтали следовать его примеру. Две фигуры олицетворяли «вражеские сословия». Главный Буржуин вполне соответствовал своему статусу: в цилиндре, фраке, полосатых брюках, с тросточкой. Такой постаревший и растолстевший Онегин. Четвертая фигурка изображала священника. Сгорбленный старец с седой бородкой и крестом на черном подряснике. Его я почему-то не стала клеить. Мальчиша и Буржуина отнесла после каникул в школу, там была выставка поделок первоклассников, а Плохиш где-то потерялся.