Сейчас у меня за окном пасмурно и мокро. Но весенняя погода не очень устойчивая: синоптики говорят, что после кратковременных заморозков и мокростей снова выглянет солнце, осушит московские территории и станет тепло, хорошо и гулятельно. И листва-веточки по берегам Москвы-реки тоже высохнут, и начнут приманивать любителей отдыха "на природе", и сторонников радикального очищения земли от прошлогодних штук, и просто хулиганов.
Разумеется, все поняли, к чему я веду... :)
Несмотря на многократно повторяемый запрет на сжигание листвы вне специально отведенных мест (совсем специально, с емкостями, запасами воды и отсутствием сухого "топлива" рядом), вдоль речного русла к небу поднимаются вкусно пахнущие и красиво выглядящие, но вредящие нам всем дымки. А дым без огня бывает крайне редко.
Чем еще, помимо невероятной порчи (а именно: биологического обеднения) почвы, опасны такие прибрежные опыты? А тем, что подобраться на большой красной машинке к очагам возгорания бывает очень трудно. И для решения таких (в том числе) задач и придуман многоцелевой пожарно-спасательный корабль "Полковник Чернышев".
1. На дебаркадере на Павелецкой набережной. Тут фактически две половины: одна относится к "Чернышеву", другая - к кораблю "Надежда".
2. Подготовительные работы; проверка спускаемости шлюпки и трапа для водолазов.
Хоть судно и может работать круглогодично, все-таки "Чернышев" - не ледокол и не "Хивус". Поэтому очень толстый, вот как на забайкальских или камчатских картинках, лед преодолеть для него затруднительно. Но на Москве-реке и не бывает такого льда, который нужно серьезно долбить *тут должна находиться тирада на тему "..поэтому гуляние по московскому льду...*))
Зато бывает, к примеру, разлив нефтепродуктов. После съемки тушения условного возгорания получилось сделать фото, демонстрирующие, как "Чернышев" развертывает заградительные боны, обеспечивая безопасность рыбок и не только при угрозе заражения вод в течении реки.
3. Привезли манекен и водолазное оборудование - будут показывать спасение буянящего-утопающего человека и извлечение слегка притонувшего.
4. Вот этим краном, что справа, поднимают и опускают спасательные шлюпки. Посередине - один из лафетных стволов.
Корабль "Полковник Чернышев" не в Москве родился - он северянин. В 2008 году еще безымянный будущий защитник сошел со стапелей Средне-Невского судостроительного завода. Интересно, что с инициативой постройки такого судна выступил не кто иной, как сам Евгений Николаевич Чернышев, в честь которого теперь пожарное средство и названо. Он же и дал кораблю первое имя - "Атаман".
5.
Отряд для работы на "Атамане" был создан год спустя, в 2009. А вот в следующем году, печальном в том числе и для экипажа боевого судна, погиб Евгений Николаевич. Ребята, знавшие своего командира не первый год, дружно выступили за переименование "Атамана", и с тех пор многоцелевой пожарно-спасательный корабль носит имя одного из самых храбрых людей России.
6. Евгений Николаевич очень любил кошек и всегда приносил с пожара спасенных зверьков.
На данном фото - "оффтопная" серая дымочка, живущая на дебаркадере.
А вот Чернышев и спасенный им Черныш :) Котику надо играть, а командиру не до игр! Но, разумеется, потихоньку не улыбаться невозможно :)
Фото не моё
7. Каюта для экипажа. ТУТ НЕ ДУШНО :) Есть кондиционер.
Начальник отряда, сотрудник Департамента ГОЧС города Москвы, Николай Мусатов: "Корабль привлекается для тушения пожаров, используется как насосная станция, потому что находится непосредственно на воде. Также он используется для ликвидации других ЧС, происходящих в акватории Москвы-реки, для транспортировки судов, установки боновых заграждений при разливе нефтепродуктов. Также мы можем работать совместно с водолазными отрядами, предоставляя им базу. Для этого у нас есть водолазная площадка" (площадку и спускают на одном из фото выше. - С.З.).
8. Кухня, а равно как и показанный на фото ниже санузел, расположены под палубой, если можно так сказать. Нужно по узкому трапу спускаться.
9.
10.
Возвращаясь к сказанному выше про лёд... Снаружи у корабля есть стальной пояс, называемый "ледовым", позволяющий раскалывать ледяной покров реки толщиной до 10 сантиметров. Вообще это уникальная особенность, разумеется, в России больше подобной техники нет. Полноценным ледоколом, которые атомные, Ленин и в Арктике, "Чернышева" не назовешь, но зато "которые в Арктике" и пожары так тушить не умеют! ;)
Посему "Чернышев" может придти на помощь круглогодично. На крайняк - не один, а при помощи буксира (это если лед от 10 до 20 см).
Подобных случаев, правда, на практике пока не было, поскольку снова тирада про тонкий и опасный лед Москвы-реки труднопреодолимый и надежный лед на нашей акватории образуется лишь в затонах (где слабое течение или его вовсе нет).
11. А кают-компания очень уютная и из нее много чего видно (не только официальные журналы))
12. Дальше - капитанский мостик (
там вот так, если что).
Работает "Полковник Чернышев", само собой, не один. Без верных людей, без хорошо обученных и организованных специалистов, энтузиастов своего дела, никогда нельзя добиться положительного результата, а особенно - в пожарно-спасательном деле.
В одной смене присутствует три судовых специалиста (капитан, механик, электромеханик), пять пожарных-спасателей, одноврменно являющихся и матросами (самыми настоящими, "как в кино", с командами "отдать швартовы!" и так далее)) и один диспетчер (на дебаркадере).
13. Сколько на фото манекенов? А настоящих спасателей? ))
14. Пришло время отправляться в путь по Москве-реке, к Бобровому острову в Нагатинском затоне.
Интересные факты:
- Класс судна "Полковник Чернышев" - озерный, он может выходить в Ладожское озеро.
- По ресурсам судно соответствует прибрежно-морскому, то есть корабль выдерживает волну до двух метров.
(со слов Николая Мусатова).
15. Спокойно идущего "Чернышева" обгоняет маленький бойкий "Хивус-6", разгоняя уток. На заднем плане - строящиеся башенки "дворца", элемента будущего парка "Остров мечты".
И теперь - ближе к противопожарностям.
Понятное дело, что "Чернышев" может потушить горящее другое судно и самого себя (ребята, я не желаю с таким столкнуться, но просто факт, о котором нельзя промолчать). Но сейчас-то, как я уже сказала, у нас назревает пожароопасный весенний период, "пал" энтот, который люди устраивают, туды-сюды. Технические характеристики "Полковника Чернышева" позволяют ликвидировать очаг возгорания в радиусе 500 метров от русла Москвы-реки - это если тушение происходит при помощи лафетных стволов и рукавов со стволами, протянутых с самого "Чернышева". Если же техническое оснащение корабля используется как вспомогательное (тянуть рукава для "земных" автоцистерн, например) - то аж до 2 км. Очень прилично!
16. Экипаж "Хивуса-6", включающий спасателя-медика, будет вытаскивать из воды гражданина Утопающего.
Еще плюс корабля "Полковник Чернышев": никому не получится сказать "вот воды у вас нет, опять пожарные пустые приехали". Правда, я тут не вытерплю и, скрипя зубами, замечу, что "пустыми" пожарные автоцистерны никогда в принципе не ездят, потому что заправляются сразу после прибытия "на базу". Просто тот объем воды, который нужен для полноценного тушения... скажем, жилого деревенского дома в несколько комнат + мансарда + сарай, физически невозможно уместить в одну машину. Даже очень большую.
17. "Чернышев" уже перешел к месту дислокации, за ним торопится судно на воздушной подушке.
18.
19. Перед началом учений пропустим эту вальяжную коптилку-тарахтелку с гордым именем "Дельфин".
20. "Дельфин" "упархивает" из кадра и открывается вот такой вид: "нарушителю" хочется весеннего шашлыка (или мусор сжечь, попутно прихватив гектар-другой лесопарка, или просто почувствовать себя индейцем)...
21. Воду, как нетрудно догадаться, "Полковник Чернышев" берет прямо из... воды. Производительность четырех насосов - 100 литров в секунду. Я выше отметила, что при необходимости "Чернышев" сумеет обеспечить водой не только себя, но и коллег на суше: от судна протягиваются магистральные линии, состоящие из соединенных между собой пожарных рукавов, на расстояние в много километров. Так вот: одновременно можно проложить до восьми магистральных линий и подавать воду одновременно на 90 стволов.
22. А уж про лафетные стволы в количестве трех штук, установленные на носу (два) и на корме (один), говорить и не приходится. Они заметны даже в сложенном состоянии и с берега, а когда "Чернышев" расправляет свои крылья стволы и устраивает водяную полезную (!) красоту... Уух! До 100 метров при распыленной (по-научному: мелкодисперсной) струе и до 80 метров при работе с потоком ("обычная" струя).
23. Кому-то из шашлычнико-мусорщиков не понравилось, что на берегу стало мокро, что приплыли пришли какие-то специальные люди, и он решил спасаться бегством. Получилось в воду.
24. Вытаскивать поджигателя приходится экипажу "Хивуса".
25. Вон он. И снизу, и сверху ему мокро. Ну, так ему и надо, уу!
26. Обратите внимание: после получения информации "человек-за-бортом" лафеты поднимаются, чтобы не дотапливать гражданина и не домачивать зря спасателей.
"Фонтаны" - не единственная водяная "самоустановка" корабля. Если есть необходимость подойти к очагу возгорания или источнику сильнейшего дыма вплотную, в ход пускается целый комплекс оборудования:
- система водяной завесы для охлаждения и сбивания части дыма;
- "климат-контроль", автоматика, повышающая давление воздуха внутри помещений корабля и подающая фильтрованный кислород, чтобы защитить работающих людей;
- навигационное оборудование, которое ведет корабль и направляет его стволы "вслепую" - для человека "вслепую", а оборудованию "все видно".
27.
28. Увы-с, процесс извлечения пострадавшего нарушителя мимо-с. Я очень старалась, но раздел физики под названием "Оптика" не всегда обойдешь...
29. Главное, что у спасателей есть нормальная фототехника. "Пострадавший" доставляется на берег к подлетевшей карете "Скорой помощи", причем, пока "Хивус" разворачивался, спасатель-медик уже успел извлечь из "пострадашки" воду и приступил к реанимационным действиям.
30. Если "Скорой" поблизости нет либо ей некуда подъехать (уровень пересечения местности слишком масштабен), то "Хивус" летит по воде до ближайшей поисково-спасательной станции МГПСС - не на берег же человека вываливать. В процессе полета, само собой, экипаж занимается пострадавшим (все, кроме судоводителя).
31. Просто-так-кадр.
32. :)
33. И о самом необычайном боевом выходе "Чернышева" - 30 апреля 2010 года. Корабль еще не состоял в расчете... По сути, "мимо проходил" - мимо "Москвы-Сити". А там рядом находился плавучий ресторан "Викинг", который и загорелся. Разве оказавшиеся рядом пожарные и спасатели могут дальше "мимо проходить"?! Начали работу, ликвидировали огонь, спасли людей.
Случай произошел ровно 40 дней спустя после гибели Евгения Чернышева-человека... Его спасти не успели - кислород в баллонах закончился. Страшная, но по-настоящему героическая гибель. Разве можно было оставаться "на суше" и "смотреть"?
Разумеется, были и другие ситуации, в которых требовалась помощь многоцелевого пожарно-спасательного корабля "Полковник Чернышев", да еще и при участии водолазов. И как именно работают люди, которые не боятся находиться под водой, я покажу в другом посте.