Часть вторая. Событийная разбивка имеет много общего с оригинальными событиями, но мало общего - с первым вариантом поста.
Сигнал о дорожно-транспортном происшествии поступает на пульт ЕДДС (Единой дежурно-диспетчерской службы).
Получив сигнал от ЕДДС, на ДТП прибывает экипаж ГИБДД. Прибывшие на место аварии сотрудники ДПС оценивают обстановку, перекрывают движение и вызывают на место аварии подразделение МВД, расчеты спасателей и бригады скорой медицинской помощи...
Начало показательных учений (с описанием) посвященных 25-летию МЧС -
здесь.
1. Место происшествия обозначают по периметру оградительными конусами, одновременно обеспечивается безопасность работы спасателей: автомобили стопорятся на месте колодками. Если имеется разлив топлива, то его ликвидируют при помощи огнетушителя.
Отключаются аккумулятор пострадавшего автомобиля - для того чтобы предотвратить возгорание и исключить срабатывание подушек безопасности. Для обеспечения безопасности работы спасателей и пострадавшего от острых элементов кузова, образовавшихся в результате его деформации, устанавливаются защитные чехлы.
А на заднем плане на цистерну, которая перевозила огнеопасные материалы, подается пена.
Затем спасатели при помощи гидравлического инструмента (кусачек) срезают стойки автомобиля, удаляют крышу и обеспечивают неподвижность пострадавших.
По статистике ДТП основными видами травм являются повреждения головы, позвоночника, грудной клетки и нижних конечностей. А также - сочетанные травмы (когда к переломам добавляются множественные ушибы и обильные кровотечения. И внутренние тоже). Еще раз замечу: все это поводы не извлекать людей из автомобиля самостоятельно (до приезда спасателей), если ничего не горит и гореть не собирается!
2. В целях предотвращения возгорания пролитого топлива и расчистки места проведения работ применяется автоцистерна для тушения пожаров в тоннелях. Сверху на кабине автомобиля тоннельного тушения установлен лафетный ствол - кроме пены, машина "умеет" использовать воду. А внизу раположено устройство для раздвигания столкнувшихся автомобилей в условиях тоннеля и организации быстрого доступа к зажатым пострадавшим.
К месту чрезвычайной ситуации прибывают расчеты спасателей на аварийно-спасательных мотоциклах и аварийно-спасательном автомобиле, которые оснащены инструментом, предназначенным для спасения пострадавших из различных транспортных средств, разборки конструкций и завалов.
3.
4.
5. Состояние одного из пострадавших оценивается как критическое. Спасатели передают его медицинским работникам для экстренной эвакуации вертолетом Бк-117 в лечебное учреждение.
6. Второй пострадавший будет передаваться в автомобиль "Скорой помощи".
7. А вот и следующая катастрофа...
На железнодорожном перегоне в труднодоступной местности в результате землетрясения произошла деформация железнодорожного полотна, из-за чего сошли с рельс пассажирский поезд и железнодорожные цистерны с нефтепродуктами. Пострадавшие оказались заблокированы в вагонах, возникли мелкие очаги пожаров, произошла утечка нефтепродуктов из поврежденных железнодорожных цистерн.
8. При столкновениях, резкой остановке поезда и переворачивании вагонов пассажирского поезда типичными травмами пассажиров являются ушибы, переломы, сотрясения головного мозга, сдавливания.
В таких случаях аварийно-спасательные работы включают:
• проникновение в вагон через входные двери, оконные проемы и специально проделанные люки;
• поиск пострадавших, их деблокирование и эвакуацию;
• оказание первой помощи пострадавшим.
9. Особую опасность для пассажиров представляют пожары в вагонах.
Пожар в пассажирском вагоне распространяется по внутренней отделке, пустотам конструкции и вентиляции, охватывая один вагон за другим. Особенно быстро это происходит во время движения поезда, когда в течение 15-ти, максимум 20-ти минут вагон полностью выгорает: температура в горящем вагоне составляет порядка 950°С.
Поэтому время эвакуации пассажиров должно быть не более 2 минут.
10. Но "деятельность" землетрясения еще не завершилась. Оно повредило взлетно-посадочную полосу, из-за чего самолет не сумел сесть куда надо, вышел за пределы ВВП и, пропахав землю, столкнулся со стоявшим неподалеку вертолетом. В результате разлилось и загорелось авиационное топливо, а пассажиры оказались заблокированы в частично разрушенном салоне самолета. Естественно, что имеются пострадавшие, включая очень тяжелых. Никого не трогавший вертолет также загорелся, в результате чего подход спасателей к вертолету стал невозможен.
При организации аварийно-спасательных работ в случае пожара на борту воздушного судна необходимо помнить, что:
- через 2-3 мин. после возникновения пламенного горения двуокись углерода ("угарный газ", не имеющий ни вкуса, ни цвета, ни запаха) в салоне достигает смертельной концентрации;
- температура внутри пассажирских салонов резко нарастает по их высоте (на уровне пола - 50°С, а на высоте 1,5 м от пола - 250°С).
Следовательно, работы по тушению пожара следует проводить в изолирующих средствах защиты. А находящимся в сознании пассажирам нужно использовать любые "подручные" способы, чтобы облегчить себе дыхание (от противогазов до мокрых платков).
11. Пожарный автомобиль аэродромного тушения предназначен для проведения спасательных работ и тушения пожаров на аэродромах.
Пожарно-спасательный расчет (экипаж) составляет 4 человека. Автомобиль оснащен двумя двигателями, один из которых служит для передвижения машины, а другой приводит в действие пожарный насос, имеет полный привод и односкатные шины, позволяющие выполнять свои задачи практически на любой местности.
12. При помощи специальной мачты со стволом-пробойником делает прокол в корпусе самолета и подает внутрь воздушного судна огнетушащие вещества (у нас - воду). Применение данной технологии позволяет сдерживать распространение огня в салоне самолета и создать водяную завесу на пути действия спасателей.
13. В тылу полигона были продемонстрированы действия пожарно-спасательных сил по тушению лесного пожара.
Легенда такая: отдыхающие напились-наелись-наигрались и побросали место пикника "как было". Непотушенный костер привел к возникновению лесного пожара с дальнейшим развитием его в торфопочве.
14. По прибытию на место тушения пожара старшим команды производится расстановка имеющихся сил и средств и определяется порядок организации работ, после чего работники лесоохраны приступают к тушению водой и огнетушащими растворами. Они сбивают пламя, осуществляют тушение кромки лесного пожара и сдерживают распространение огня до прокладки заградительной полосы.
15.
16. Вертолет МИ-8 производит беспарашютное десантирование сил и средств подразделений Авиалесоохраны.
17.
Специальная инженерная техника в составе инженерной машины разграждения ИМР-2, РТК "ЩИТ" и путепрокладчика БАТ под прикрытием пожарных подразделений осуществляет опашку кромки леса, рыхление и удаление горючих материалов. Расчет комплекса "Шквал" проводит боевое развертывание магистральной линии и осуществляет подачу воды на лафетный ствол, при помощи которого осуществляется тушение удаленных очагов пожара с расходом воды более 300 л/с.
18.
19. В целях экстренного наращивания сил, а также в условиях труднодоступной местности широкое применение нашла авиация. Используются два самолета: ИЛ-76 с запасом огнетушащего вещества в 42 тонны и Бе-200 (12 тонн соответственно), идущие друг за другом.
20. Производится подход группы вертолетов с целью проведения тушения очага лесного пожара. Первым выполняет работу по тушению лесного пожара вертолет МИ-26, оснащенный водосливным устройством ВСУ-15, с помощью которого он накрывает полосу шириной до 20м и длиной до 200м. За ним следует Ми-8 с применением водосливного устройства ВСУ-5 - "его" полоса составляет 15 м в ширину и до 75 м в длину.
21. В целях оказания помощи работникам лесоохраны в район пожара прибывает подразделение добровольной пожарной охраны. С помощью ранцевых огнетушителей добровольцы приступают к тушению низовых пожаров, локализации и дотушиванию отдельных очагов горения; окарауливают и дотушивают возобновляющиеся очаги горения.
22. При тушении лесных пожаров используются огнетушащие растворы, обладающие экологической безопасностью для окружающей среды и санитарной безопасностью для людей, работающих в зоне лесного пожара.
23.
24.
Вот так. После проведения работ привлекаемые подразделения убывают к местам постоянной дислокации, начинаются пресс-подходы, интервью, изучение передвижного полевого лагеря. Об этом я обязательно расскажу в одном из постов с тегом МЧС.
Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимир Андреевич Пучков и заместитель руководителя управления информации региональной структуры МЧС Алексей Владимирович Вагутович.