Aug 05, 2007 20:09
Сначала юмор: доц. А. М. Членов «Половая перепись московского студенчества»))))))
Теперь остальное.
Демографическое:
"Наша семья…неспособна сохранить даже просто физические силы детей, предохранить их от раннего растления, при котором нечего и думать о каком-либо прогрессе, радикальном переустройстве общества и прочих высоких материях….кто из нас не знает, что в старших классах гимназий уже редко найдешь мальчика, не познакомившегося либо с публичным домом, либо с горничной. Мы так привыкли к этому факту, что перестаем даже сознавать весь ужас такого положения, при котором дети не знают детства и не только истощают свои силы, но и губят в ранней молодости свою душу, отравляют воображение, искажают разум.
…
Из …книжки о половой жизни… московского студенчества («Страница из половой исповеди московского студенчества». Москва, 1908 г. К-во «Основа») видно, что среди студентов есть студенты, начавшие свою половую жизнь с семилетнего возраста"
Образовательное:
"Второе место после семьи в жизни интеллигентного ребенка занимает школа. О воспитательном влиянии нашей средней школы много говорить не надо: тут двух мнений не существует. И если читателей интересуют цифры московской анкеты, то укажем, напр., что из 2081 опрошенных студентов - 1791 (т.е. 86%) заявили, что ни с кем из учебного персонала средней школы у них не было духовной близости.
Утверждение, что средняя школа не имеет влияния на выработку миросозерцания, пожалуй, не совсем верно. Такое влияние существует, но чисто отрицательное. Если уже в родной семье русский интеллигентный ребенок воспитывается «от противного», отвращается от поступков и от идей своих родителей, то в школе такой метод воспитания становится преобладающим. В школе ребенок себя чувствует как во вражеском лагере, где против него строят ковы, подсиживают его и готовят ему гибель. В представлении ребенка школа - это большое зло, но к несчастью неизбежное. Его нужно претерпеть с возможно меньшим для себя ущербом: надо получить наилучшие отметки, но отдать школе возможно меньше труда и глубоко спрятать от нее свою душу. Обман хитрость, притворное унижение - все это законные орудия самообороны. Учитель - нападает, ученик - обороняется. В довершение всего в этой борьбе ученик приобретает себе дома союзников в лице родителей, взгляд которых на школу мало чем отличается от ученического. Бесспорно, первоначальная вина за дискредитирование школы ложится на педагогическую администрацию, на министерство народного просвещения…
…
…русское студенчество занимается, по крайней мере в два раза меньше, чем заграничное.<…> …как слушают наши студены? Точно гимназисты, они читают на лекциях посторонние книги, газеты, переговариваются, и проч. И проч. Самое посещение лекций происходит через пень-колоду, случайно, больше для регистрации. Откровенно говоря, русское посещение лекций не может быть признано за работу, и в огромном большинстве случаев студент в университете, за исключением практических занятий, вовсе не работает. Он «работает», и притом лихорадочно, у себя дома перед экзаменами или репетициями, зубря до одурения краткие, приспособленные к программе учебники или размножившиеся компендиумы…*) Русская молодежь мало и плохо учится, и всякий, кто ее искренно любит, обязан ей постоянно говорить это в лицо, а не петь ей дифирамбы, не объяснять возвышенными мотивами социально-политического характера того, что сплошь и рядом объясняется слабой культурой ума и воли, нравственным разгильдяйством и привычкой к фразерству.
Самое тягостное в этих попойках и есть эта невозможная смесь разврата и пьянства с красивыми словами о несчастном народе, о борьбе с произволом и т.д. Бурш [немецкий студент] пьянствует, глупо острить, безобразничает, но не рядит своего пьяного веселья в яркие одежды мировой скорби."
Жизненное:
"Кто ежеминутно готов умереть, для того, конечно, никакой ценности не могут иметь ни быт, ни вопросы нравственности, ни вопросы творчества и философии сами по себе.
…
Вместо любви к смерти основным мотивом деятельности должна стать любовь к жизни, общей с миллионами своих соотичей. Любовь к жизни вовсе не равносильна страху смерти. Смерть неизбежна, и надо учить людей встречать ее спокойно и с достоинством. Но это совершенно другое, чем учить людей искать смерти, чем ценить каждое деяние, каждую мысль с той точки зрения, грозит за нее смерть или нет. В этой повышенной оценке смерти не скрывается ли тоже своеобразный страх ее?
…
Отношения полов, брак, заботы о детях, о прочных знаниях, приобретаемых только многими годами упорной работы, любимое дело, плоды которого видишь сам, красота существующей жизни - какая обо всем этом может быть речь, если идеалом интеллигентного человека является профессиональный революционер, года два живущий тревожной боевой жизнью и затем погибающий на эшафоте?"
А.С. Изгоев "Об интеллигентной молодежи (Заметки об ее быте и настроениях)"//"Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции."
*)Компендиум - (от лат. compendium - сбережение, сокращение) - сокращенное изложение основных положений части или целого
демографическое,
наша история